Хрестоматия для фортепиано: Лирические произведения малых форм


  • Рецензент: К. В. Зенкин, проф., д. иск.; Т. И. Евсеева, проф., к. иск.; И. В. Осипова, проф.; Р. Р. Шайхутдинов, проф., к. иск.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2024
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 92
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-70-6 (в обл.)

Редакторы-составители: Д. А. Каприн, доцент; К. А. Кашунин, доцент.

Хрестоматия по учебно-исполнительской дисциплине «специальное фортепиано» содержит произ­ведения малых форм. Ее открывают сочинения зарубежных композиторов, за ними следуют произве­дения русских авторов. Музыкальный материал каждого раздела расположен в хронологическом порядке, от раннего романтизма до ХХ века. При подборе репертуара авторы учитывали различный исполнительский уровень обучающихся, включив в издание как технически несложные, так и концертно-­виртуозные пьесы.

Хрестоматия адресована студентам и педагогам фортепианных факультетов музыкальных вузов. Она также может быть использована в учебном процессе по курсу «фортепиано» на других факультетах.

От редакторов-составителей 3

Ф. Шуберт. Вальс-Купельвизер. D. Anh. I/14 5

Ф. Шуберт. Музыкальный момент. D. 780 № 2 6

Ф. Мендельсон. Песня без слов. Ор. 30 № 3 11

Ф. Шопен. Вальс. Ор. 69 № 1 12

Ф. Лист. Утешение. S. 172 № 3 17

Р. Шуман. Грезы. Ор. 15 № 7 21

Р. Штраус. Клавирштюк. Ор. 3 № 1 22

Э. Григ. Сарабанда. Ор. 40 № 2 27

А. Дворжак. Юмореска. Ор. 101 № 2 29

И. Альбенис. Танго. Ор. 165 № 2 32

Э. Гранадос. Андалусия 35

И. Брамс. Интермеццо. Ор. 119 № 1 40

А. Шёнберг. Клавирштюк. Ор. 11 № 1 43

К. Дебюсси. Шаги на снегу. L. 117 № 6 47

Ф. Пуленк. Ноктюрн «Призрачный бал». FP 56 № 4 49

М. Глинка. Разлука. Ноктюрн 51 А. Рубинштейн. Мелодия. Ор. 3 № 1 55

М. Мусоргский. Раздумье 59

Ц. Кюи. Маленький вальс. Ор. 20 № 3 61

А. Скрябин. Этюд. Ор. 2 № 1 65

П. Чайковский. Диалог. Ор. 72 № 8 68

А. Лядов. Прелюдия. Ор. 39 № 2 72

С. Рахманинов. Прелюдия. Ор. 23 № 6 73

А. Аренский. Прелюдия. Ор. 63 № 10 78

С. Ляпунов. Прелюдия. Ор. 40 № 1 81

Н. Метнер. Сказка. Ор. 26 № 3 83

С. Прокофьев. Легенда. Ор. 12 № 6 86

Д. Шостакович. Прелюдия. Ор. 34 № 17 88

Хрестоматия посвящена одной из важнейших областей учебной фортепианной литературы — лирическим произведениям малых форм. Она подготовлена в соответствии с вузовскими учебно-методическими требованиями по программе специального фортепиано. Согласно учебному плану фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского каждый студент второго курса, обучающийся по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства (фортепиано)», должен исполнить на экзамене в конце третьего семестра небольшую пьесу лирического содержания. Приветствуется исполнение лирических миниатюр.

Методической основой предлагаемой хрестоматии послужил собственный педагогический и исполнительский опыт редакторов-составителей, а также научные исследования, в частности, фундаментальный труд К. В. Зенкина о фортепианных миниатюрах, в котором подробно проанализированы исторические аспекты, связанные с зарождением, формированием и развитием этого жанра1. Составители стремились опираться на издания, наиболее близкие уртекстам, и предложить свою редакцию нотного текста, отвечающую методической направленности настоящей публикации.

В хрестоматию включены сочинения различных национальных композиторских школ. Произведения, входящие в сборник, отличаются стилистическим разнообразием. Освоение в процессе обучения небольших сочинений, призванных передать все тонкости эмоционального переживания, предполагает решение особых художественных задач. Ограниченность времени и лаконизм музыкального материала требуют от исполнителя большой концентрации. Работа над миниатюрами вырабатывает умение наполнять содержанием каждую музыкальную фразу, каждый звук.

Хрестоматия условно делится на два раздела. Ее открывают сочинения зарубежных композиторов, за ними следуют произведения русских авторов. Музыкальный материал каждого раздела расположен в хронологическом порядке, от сочинений раннего романтизма до пьес ХХ века. При подборе репертуара авторы учитывали различный исполнительский уровень обучающихся, включив в издание как технически несложные, так и концертно-виртуозные пьесы. В ходе редакторской работы над нотным текстом составители проставили аппликатуру и педализацию, уточнили штрихи, предложили варианты переноса части фактуры из одной руки в другую и проч.

Редакторы-составители хрестоматии надеются, что она станет полезным учебно-методическим источником для репертуара студентов фортепианных факультетов музыкальных вузов, а также обучающихся по курсу «фортепиано» на других факультетах. Включенные в нее сочинения могут использоваться концертирующими пианистами в качестве пьес, исполняемых на бис.


1 Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2023.