Формат курса: онлайн.
Курс ведёт профессор Груцынова А. П.
Аннотация
В наше время балет как целостное явление существует не только в традиционно сложившемся на протяжении нескольких веков виде театрального спектакля, но и в виде разного рода кино- или видеозаписей. На протяжении веков балет впитывал в себя разнообразные влияния, связанные с постепенным развитием визуальных искусств. Они, так или иначе, использовались авторами хореографических постановок для создания наиболее впечатляющих эффектов, способных привлечь зрителя и поразить его воображение. В течение долгого времени на балет влияло постепенное развитие живописи (отражавшееся в постоянно обновляющихся и усложняющихся декорациях) и появление разнообразных открытий в области техники (использовавшихся в сценической машинерии), поэтому появление на рубеже XIX–XX веков сначала кинематографа, а позже и телевидения также не могло не наложить свой отпечаток на бытование хорошо известного жанра.
В силу сложности и многоаспектности темы представленный курс последовательно обращается к разным вопросам, раскрывающимся в хронологической последовательности разного уровня взаимодействий.
В курсе рассматриваются проблемы:
— взаимодействия искусства балета с другими визуальными искусствами в его исторической перспективе;
— первого появления танца на кинематографическом экране рубежа XIX–XX веков;
— участия в кинофильмах начала XX века артистов балета императорских театров;
— экспериментов в области кинозаписи танцев А.В. Ширяева;
— возможностей взаимодействия кинематографа и балета в XX–XXI веках;
— возникновения жанра телебалета;
— развитие жанра телебалета и деятельность хореографов — наиболее ярких представителей этого жанра;
— взаимодействия балета и телевидения на современном телеэкране.
Курс сопровождается видеопросмотром.
Тематический план
Балет и кинематограф: зарождение взаимодействия
|
|
|
— От зоотропа к кинетоскопу;
|
|
— Первые танцевальные фильмы (конец XIX века);
|
|
— Первые документальные записи танцев;
|
|
— Роль танцевальных фрагментов как элементов сюжета в фильмах начала XX века.
|
Балет и кино: первая встреча
|
|
|
— Проблема исполнительства в русском кинематографе начала XX века: актер или танцовщик?
|
|
— Деятельность танцовщиков императорского балета в русском кинематографе начала XX века;
|
|
— Фильмы с участием танцовщиков в русском кинематографе начала XX века.
|
А.В. Ширяев: балет на киноэкране и в мультипликационных фильмах
|
|
|
— Творческий путь артиста и педагога А.В. Ширяева;
|
|
— Документальные съёмки А.В. Ширяева;
|
|
— Мультипликационные фильмы А.В. Ширяева.
|
Балет и кино (телевидение): возможности взаимодействия
|
|
|
— Способы взаимодействия балета и кино;
|
|
— Хореография на отечественном телеэкране в первой трети XX века.
|
Рождение жанра телебалета
|
|
|
— История возникновения нового жанра;
|
|
— Особенности работы хореографа в новом жанре;
|
|
— «Граф Нулин» (1959) как первый пример телебалета.
|
Деятельность отечественных балетмейстеров в жанре телебалета
|
|
|
— Телебалеты Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова;
|
|
— Телебалеты Д. Брянцева;
|
|
— Телебалеты В. Васильева.
|
Балет на телеэкране в наше время
|
|
|
— Возможности взаимодействия балета и телевидения;
|
|
— Особенности восприятия балетного спектакля (фрагмента балета) на телеэкране;
|
|
— Проблемы взаимоотношения балета и телевидения.
|