Конкурсы

Всероссийский конкурс имени С. Н. Василенко по инструментовке и композиции

1 мая 2024 г.

1. Общие положения

1.1. Официальное название конкурса — Всероссийский конкурс имени С. Н. Василенко по инструментовке и композиции для ансамбля русских народных инструментов (далее — «Конкурс имени Василенко»).

1.2. Учредителем Конкурса имени Василенко является Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (далее — «Консерватория»).

1.3. Общее руководство Конкурсом имени Василенко и координирование вопросов, связанных с его организацией и проведением, осуществляет Отдел фестивалей, конкурсов и специальных мероприятий Общевузовского центра координации творческих проектов Консерватории (далее — «Отдел Конкурсов»).

1.4. Рабочую Группу по организации и проведению Конкурса имени Василенко (см. пункт 8.2) составляют сотрудники Кафедры композиции Консерватории, назначенные Оргкомитетом (см. статью 2) специально для данной цели. Рабочую Группу возглавляет доцент Кафедры композиции Консерватории Олеся Васильевна Евстратова.

1.5. Даты проведения Конкурса имени Василенко: с 1 по 20 мая 2024 года включительно.

2. Организационный комитет Конкурса имени Василенко

(1) А. С. Соколов: И. о. ректора Консерватории, Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор, — председатель Оргкомитета;

(2) К. В. Зенкин: Проректор Консерватории по научной и воспитательной работе, доктор искусствоведения, профессор;

(3) В. А. Катков: Проректор Консерватории по концертной деятельности, Заслуженный работник культуры России;

(4) О. П. Лянг: Проректор Консерватории по административно-хозяйственной работе, Почётный и Заслуженный строитель России, Почётный строитель города Москвы, кандидат технических наук;

(5) Н. И. Тарасевич: Проректор по учебной и методической работе Консерватории, доктор искусствоведения, профессор;

(6) М. И. Каратыгина: Начальник Управления международного сотрудничества, кандидат искусствоведения, доцент;

(7) Н. В. Кобец: Начальник Финансового управления, Главный бухгалтер Консерватории;

(8) И. А. Горькова: Начальник Отдела по информационной политике и рекламе Консерватории;

(9) Т. В. Задорожная: Заведующая Многофункциональным учебно-производственным центром звукозаписи и звукорежиссуры Консерватории;

(10) Т. Г. Пан: Руководитель Дирекции концертных программ в камерных залах Консерватории;

(11) А. В. Чайковский: Заведующий Кафедрой композиции Консерватории, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист России, профессор;

(12) В. Г. Кикта: профессор Кафедры композиции Консерватории, Заслуженный деятель искусств России и Украины, член Союза композиторов России;

(13) О. В. Евстратова: доцент Кафедры композиции Консерватории, член Правления Союза композиторов Москвы;

(14) К. О. Бондурянская: Руководитель Общевузовского центра координации творческих проектов Консерватории;

(15) Г. В. Королёв: Заведующий Отделом Конкурсов Консерватории;

(16) М. М. Попова: редактор Отдела Конкурсов Консерватории;

(17) Д. Б. Горбатов: переводчик Управления международного сотрудничества, редактор вебсайта Консерватории, член Союза композиторов России.

3. Жюри Конкурса имени Василенко

3.1. Оргкомитет назначает два состава жюри Конкурса имени Василенко (далее — «Жюри»).

3.1.1. Жюри отборочного тура определяет участников второго тура по результатам изучения партитур:

(1) инструментовок для ансамбля русских народных инструментов (далее — «Инструментовка»);

(2) авторских произведений для ансамбля русских народных инструментов (далее — «Произведение ‘А’»);

(3) авторских произведений для камерного состава ансамбля русских народных инструментов (далее — «Произведение ‘К’»).

Все партитуры и партии Инструментовок, Произведений ‘А’ и Произведений ‘К’ должны быть присланы на официальный электронный адрес Оргкомитета (см. пункт 8.1.2).

3.1.2. Жюри второго тура присуждает призовые места по результатам публичных прослушиваний Инструментовок, Произведений ‘А’ и Произведений ‘К’.

3.2. Все члены Жюри обоих туров, включая председателя, исполняют свои обязанности исключительно безвозмездно.

3.3. Ни один из членов Оргкомитета и/или Жюри, включая председателя, не вправе ни прямо, ни косвенно предпринимать никаких действий, направленных на раскрытие авторства Инструментовок и/или Произведений (см. пункты 6.2.1, 6.4 и 6.7).

3.4. Итоги каждого тура оглашаются публично по его окончании, а затем публикуются на официальном вебсайте Консерватории.

3.5. Жюри вправе, на своё усмотрение, присудить в любой номинации (см. пункт 5.4.1):

3.5.1. не все призовые места из объявленных девяти (см. пункт 4.1(а));

3.5.2. не все дипломы из объявленных девяти (см. пункт 4.1(б));

3.5.3. одно призовое место и/или один диплом — нескольким конкурсантам;

3.5.4. любые иные специальные призы (см. пункт 4.2).

3.6. Все решения Жюри являются окончательными и пересмотру не подлежат.

3.7. Ни один из членов Оргкомитета и/или Жюри, включая председателя, не вправе голосовать за конкурсанта, который официально является/являлся его/её учеником в течение трёх лет, непосредственно предшествовавших Конкурсу имени Василенко. Такой член Оргкомитета и/или Жюри обязан уведомить Рабочую Группу о каждом подобном случае в письменном виде до начала работы Жюри.

3.8. Состав Жюри Конкурса имени Василенко

3.8.1. Состав Жюри отборочного тура:

(1) Валерий Кикта: профессор Кафедры композиции Консерватории, Заслуженный деятель искусств России и Украины, член Союза композиторов России, — председатель Жюри отборочного тура;

(2) Кузьма Бодров: заведующий Кафедрой композиции Российской академии музыки имени Гнесиных, доцент Кафедры композиции Консерватории, член Союза композиторов России;

(3) Дмитрий Дмитриенко: Директор и художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л. Г. Зыкиной, Заведующий Кафедрой оркестровых народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, Заслуженный артист России, профессор;

(4) Олеся Евстратова: доцент Кафедры композиции Консерватории, член Правления Союза композиторов Москвы;

(5) Виктор Лебедев: Заведующий Кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования Челябинского государственного института культуры, Художественный руководитель и главный дирижёр Челябинского государственного русского народного оркестра «Малахит», Народный артист России, Заслуженный деятель искусств России, профессор;

(6) Юрий Машин: Заведующий Кафедрой оркестрового и оперно-симфонического дирижирования Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, член Союза композиторов России, профессор;

(7) Юрий Храмов: профессор Кафедры народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института, Заслуженный деятель искусств России.

3.8.2. Состав Жюри второго тура уточняется и будет объявлен дополнительно.

4. Призовые места и дипломы, присуждаемые на Конкурсе имени Василенко

4.1. Жюри Конкурса имени Василенко присуждает, без денежного вознаграждения (см. пункт 5.4.1):

(а) девять призовых мест — по три в каждой из трёх номинаций:

· три места «лауреата 1-й степени»,

· три места «лауреата 2-й степени» и

· три места «лауреата 3-й степени»;

(б) девять дипломов — по три в каждой из трёх номинаций:

· три «диплома 1-й степени»,

· три «диплома 2-й степени» и

· три «диплома 3-й степени».

4.1.1. Конкурсанты, ставшие обладателями любого из трёх призовых мест, получают звания лауреатов Конкурса имени Василенко, при этом:

(1) лауреаты 1-й степени считаются победителями Конкурса имени Василенко;

(2) лауреаты 2-й и 3-й степени считаются призёрами Конкурса имени Василенко.

4.1.2. Конкурсанты, ставшие обладателями дипломов, считаются дипломантами Конкурса имени Василенко.

4.2. По согласованию с Рабочей Группой, общественные организации, фонды, СМИ и/или частные лица вправе учреждать для конкурсантов любые дополнительные премии, призы и/или подарки. Решения о присуждении специальных премий, призов и/или подарков принимает Жюри второго тура.

5. Порядок проведения Конкурса имени Василенко

5.1. В Конкурсе имени Василенко вправе принимать участие:

5.1.1. учащиеся всех форм и уровней российского образования, которые проходят обучение по любой музыкальной образовательной программе, сертифицированной в России;

5.1.2. профессиональные музыканты, являющиеся гражданами России или имеющие действующий вид на жительство в России.

5.2. Возраст заявителей должен быть не менее 18 лет по состоянию на первый день Конкурса имени Василенко.

5.3. Конкурс имени Василенко состоит из двух туров.

5.3.1. Первый тур является отборочным и проводится заочно по представленным партитурам (см. пункт 6.2).

5.3.2. Второй тур проводится в виде публичных прослушиваний концертного исполнения Инструментовок и Произведений Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Л. Г. Зыкиной 20 мая 2024 года в 19:00 в Рахманиновском зале Консерватории.

5.3.3. По окончании второго тура проводится церемония награждения лауреатов и дипломантов Конкурса имени Василенко.

5.4. Конкурс имени Василенко проводится по трём номинациям:

· № 1. Инструментовка для ансамбля русских народных инструментов;

· № 2. Произведение для ансамбля русских народных инструментов;

· № 3. Произведение для камерного состава ансамбля русских народных инструментов.

5.5.1. Для участия в Номинации № 1 заявитель должен выбрать одно из тринадцати произведений (см. статью 9) и представить в Оргкомитет партитуру и партии его Инструментовки.

5.5.2. Для участия в Номинациях № 2 и/или 3 заявитель должен представить в Оргкомитет партитуру и партии Произведения своего собственного сочинения. Никакие обработки, аранжировки и/или транскрипции к участию в Конкурсе имени Василенко не допускаются.

5.6. В партитурах, представляемых в Номинациях № 1 и 2, должны быть использованы все инструменты из следующего списка:

5.6.1. 8 трёхструнных домр (4 малые, 3 альтовые, 1 басовая), 1 флейта (и/или флейта-пикколо), 1 гобой (и/или английский рожок), 3 баяна, 1 гусли щипковые, 1 гусли клавишные, 6 балалаек (2 примы, 1 секунда, 1 альт, 1 бас, 1 контрабас), а также — по желанию автора Инструментовки — два исполнителя на ударных инструментах (в их числе: литавры, вибрафон, маримба, колокола, колокольчики, две коробочки, там-там, тарелки, бубен и треугольник). Таким образом, всего в составе ансамбля русских народных инструментов может быть задействовано не более 23 исполнителей.

5.6.2. Используемые строи балалаек:

(а) примы, секунда и альт — квартово-унисонный;

(б) бас и контрабас — квартовый.

5.6.3. Использование ударных остаётся на усмотрение конкурсанта — но только в рамках вышеуказанного набора инструментов (см. пункт 5.6.1).

5.6.4. Никакие скордатуры у струнных инструментов не допускаются.

5.7. Партитуры Произведений ‘А’ в Номинации № 2 могут включать, на выбор:

(а) не более двух солистов из вышеуказанного состава ансамбля (см. пункт 5.6.1) — из расчёта 23 исполнителя максимум;

(б) не более одного певца — из расчёта 24 исполнителя максимум;

(в) не более двух солистов и одного певца — из расчёта 24 исполнителя максимум.

5.7.1. В случае если заявитель пожелает увеличить количество солистов в своём Произведении ‘А’, он(а) вправе предоставить их в распоряжение Рабочей Группы по собственной договорённости и за собственный счёт.

5.8. В партитурах Произведений ‘К’, представляемых в Номинации № 3, может использоваться любой состав инструментов из перечисленных в пункте 5.6.1, при условии что количество задействованных исполнителей будет не менее двух, но не более пяти человек.

5.9. Каждый заявитель вправе представить на Конкурс имени Василенко не более трёх произведений — а именно:

(а) одну Инструментовку (в Номинации № 1),

(б) одно Произведение ‘А’ (в Номинации № 2) и

(в) одно Произведение ‘К’ (в Номинации № 3).

5.9.1. Продолжительность Произведения ‘А’ (в Номинации № 2) должна быть не менее 5, но не более 10 минут.

5.9.2. Продолжительность Произведения ‘К’ (в Номинации № 3) должна быть не менее 4, но не более 7 минут.

5.10. Каждый автор Инструментовки и/или Произведения, допущенный ко второму туру Конкурса имени Василенко, обязан присутствовать на организационном собрании в Консерватории (далее — «Оргсобрание»). Информация о времени и месте проведения Оргсобрания уточняется и будет опубликована дополнительно.

5.11. В ходе Оргсобрания проводится жеребьёвка для установления единого порядка исполнений Инструментовок и/или Произведений во втором туре Конкурса имени Василенко.

5.12. Порядок исполнения Инструментовок и/или Произведений устанавливается жеребьёвкой и сохраняется неизменным вплоть до окончания Конкурса имени Василенко.

5.13. Имена и фамилии лауреатов и дипломантов Конкурса имени Василенко публикуются на официальном вебсайте Консерватории в период с 21 по 26 мая 2024 года включительно.

6. Порядок подачи заявки, документов, партитур и партий

6.1. Для участия в Конкурсе имени Василенко необходимо:

6.1.1. заполнить персональную онлайн-анкету заявителя (далее — «Анкета») и вложить в её соответствующие поля следующие документы в отсканированном виде:

6.1.2. лицевую страницу паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (с фотографией и подписью владельца), — в формате PDF;

6.1.3. подтверждение регистрации по месту жительства или пребывания в России, действительной на весь период проведения Конкурса имени Василенко, — в формате PDF;

6.1.4. одну художественную фотографию заявителя, сделанную на нейтральном фоне с разрешением не менее 300 dpi, — в формате JPG;

6.1.5. документ о музыкальном образовании заявителя или справку с места его/её учёбы — в формате PDF;

6.1.6. краткую творческую биографию заявителя, включающую сведения о его/её месте учёбы/работы, о годе обучения (курсе) на момент проведения Конкурса имени Василенко (если заявитель является студентом), о педагогах, об участии в каких-либо иных конкурсах по инструментовке и/или композиции для оркестра и/или ансамбля русских народных инструментов (включая название и номер конкурса, год, место проведения и полученную награду), а также любые иные сведения, которые заявитель сочтёт существенными для Оргкомитета, — в формате DOC или DOCX.

6.2. Также для участия в Конкурсе имени Василенко необходимо прислать на официальный электронный адрес Оргкомитета (см. пункт 8.1.2) партитуру и все партии Инструментовки и/или Произведения ‘А’ и/или Произведения ‘К’, представляемой и/или представляемых на Конкурс имени Василенко. Партитура и каждая партия должны быть подписаны только паролем-идентификатором (шифром) заявителя (далее — «Пароль»), без указания имени и фамилии автора.

6.2.1. Каждый автор Инструментовки и/или Произведения ‘А’ и/или Произведения ‘К’ должен удостовериться в том, что Пароль на партитуре идентичен Паролю на каждой партии.

6.2.2. Обязательные требования:

· к партитуре:

(1) формат файла — PDF;

(2) имя файла (перед точкой) — цифра (1, 2 или 3), указывающая номер Номинации (см. пункт 5.4.1), затем пробел и название Инструментовки и/или Произведения без знаков пунктуации (не более 40 символов с учётом всех пробелов);

· к партиям:

(3) формат файла — PDF;

(4) партия одного исполнителя должна быть оформлена в виде одного файла;

(5) имя файла (перед точкой) — цифра (1, 2 или 3), указывающая номер Номинации (см. пункт 5.4.1), затем пробел, затем название Инструментовки и/или Произведения и название инструмента без знаков пунктуации (не более 40 символов с учётом всех пробелов).

6.3. Крайний срок представления документов, партитур и партий для участия в Конкурсе имени Василенко — 30 апреля 2024 года.

6.4. Никакой нотный материал, содержащий какие-либо опознавательные знаки, имена или любую иную персональную информацию о заявителе, к участию в Конкурсе имени Василенко не допускается (см. пункты 3.3 и 6.2).

6.5. Факт отправки документов, партитур и партий на электронный адрес Оргкомитета означает безоговорочное согласие заявителя со всеми условиями настоящего Положения.

6.6. Оргкомитет вправе отклонить любые Анкеты, документы, партитуры и/или партии, не удовлетворяющие любому из вышеперечисленных требований.

6.7. Анонимный перечень Паролей конкурсантов, допущенных ко второму туру, будет опубликован на официальном вебсайте Консерватории в период с 15 по 19 мая 2024 года включительно.

7. Особые условия Конкурса имени Василенко

7.1. Исключительными правами на аудио- и/или видеозапись, а также на теле- и/или онлайн-трансляцию второго тура Конкурса имени Василенко обладает только Консерватория.

7.2. Ни лауреаты, ни дипломанты Конкурса имени Василенко не получают авторский гонорар ни за какое дальнейшее использование Консерваторией аудио- и/или видеозаписей, а также теле- и/или онлайн-трансляций любых публичных исполнений их Инструментовок и/или Произведений (см. пункт 5.3.2).

7.3. Все транспортные и прочие расходы, прямо или косвенно связанные с участием в Конкурсе имени Василенко, оплачивают либо сами конкурсанты, либо направляющие их организации.

8. Контактная информация

8.1. Организационным комитетом Конкурса имени Василенко является Отдел фестивалей, конкурсов и специальных мероприятий Общевузовского центра координации творческих проектов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

8.1.1. Официальный номер телефона: +7 (495) 055-55-19.

8.1.2. Официальный электронный адрес: artmosconsv@gmail.com

8.2. Рабочая Группа Конкурса имени Василенко:

8.2.1. Официальный номер телефона: +7 (916) 319-90-01.

8.2.2. Официальный электронный адрес: olesya-evstratova@yandex.ru

9. Список произведений для Инструментовки

Для участия в Номинации № 1 Конкурса имени Василенко необходимо выбрать одно из следующих тринадцати произведений (любое) и представить в Оргкомитет партитуру и партии его Инструментовки для ансамбля русских народных инструментов установленного состава (см. пункт 5.6.1):

· П. И. Чайковский:

(1) «Ноябрь» («На тройке») из цикла «Времена года», соч. 37b № 11

(2) «В деревне», соч. 40 № 7

(3) Русская пляска, соч. 40 № 10

(4) «Ната-вальс», соч. 51 № 4b

(5) «Легенда» из цикла «16 песен для детей», соч. 54 № 5 (без вокальной партии)

(6) «Размышление», соч. 72 № 5

(7) Танцевальная сцена («Приглашение на трепак»), соч. 72 № 18

· С. Н. Василенко. Сюита для балалайки и фортепиано, соч. 69:

(8) № 1. Токката

(9) № 2. Вальс

(10) № 3. Романс

(11) № 4. Гавот

(12) № 5. Мексиканская серенада

· (13) М. М. Ипполитов-Иванов. Три номера из цикла «Семь псалмов царя Давида для голоса и арфы», соч. 41: № 61, 63 и 125 (см. сборник: Ансамбли для голоса и арфы. МГК, 2020), — вокальная партия передаётся в оркестр.

Гл.КонцертыНовостиИнфо