Николай Григорьевич
Рубинштейн

(1835–1881)

Н.Г. Рубинштейн. Художник В.Н. Яковлев. 1946 г.

Русский пианист, дирижер, общественный деятель. Один из крупнейших пианистов второй половины XIX столетия, Младший брат композитора Антона Григорьевича Рубинштейна (1829–1894). Уроки музыки брал только в детстве (в Берлине у Т. Куллака и З. Дена и в Москве у пианиста А.И. Виллуана) до 13-летнего возраста. Дальнейшими успехами обязан самому себе. В 14 лет сам начал давать частные уроки игры на фортепиано. В 1885 г. окончил юридический факультет Московского университета.

Н.Г. Рубинштейн концертировал преимущественно в Москве. Исключение – триумфальные выступления в качестве пианиста и дирижера на концертах Всемирной выставки в Париже в 1878 г. В 24-летнем возрасте стал общепризнанным музыкальным лидером Москвы. Он был первым исполнителем в России ряда произведений Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа (Лист считал его лучшим исполнителем своей «Пляски смерти» и посвятил ему Фантазию на темы «Афинских развалин» Бетховена). Пропагандист русской музыки — произведений М.А. Балакирева (который посвятил ему свою фортепианную фантазию «Исламей») и особенно П.И. Чайковского (композитор посвятил ему две пьесы для фортепиано 1, романс «Так что же?», Второй концерт для фортепиано с оркестром, Первую симфонию (Зимние грёзы), а после кончины Н.Г. Рубинштейна — фортепианное трио «Памяти великого художника»).

С 1860 г. и до конца жизни Н.Г. Рубинштейн был художественным руководителем и дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО) в Москве.

Совместно с драматургом А.Н. Островским, актером Малого театра П.М. Садовским и др., при участии князя В.Ф. Одоевского в 1865 г. основал в Москве Артистический кружок, объединивший художественную элиту города.

В 1859 г. стал инициатором открытия Русского музыкального общества в Москве (позднее Московское отделение РМО, с 1873 г. — Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО), возглавил его и открыл Музыкальные классы при нем, впоследствии преобразованные в Московскую консерваторию. Став первым директором консерватории (руководил ею до самой своей кончины в 1881 г.), он собрал уникальный профессорский состав, пригласив крупнейших музыкантов-исполнителей, композиторов и музыкальных ученых, в числе которых Н.А. Губерт, К. Клиндворт, Ф. Лауб, П.И. Чайковский, С.И. Танеев, князь В.Ф. Одоевский, К.К. Альбрехт, Н.Д. Кашкин и мн. др. Реализовал инициативу Одоевского, открыв в консерватории единственную в России кафедру истории древнерусского церковного пения во главе с протоиереем Димитрием (Д.В.) Разумовским. Создал в консерватории библиотеку и музей (собрание музыкальных инструментов и акустических приборов). Сам был талантливым педагогом, профессором по классу фортепиано, среди его учеников — С.И. Танеев (посвятил памяти учителя кантату «Иоанн Дамаскин»), А.И. Зилоти, Э. Зауэр. В 1912 г. на средства друзей и почитателей был открыт Музей Николая Рубинштейна (в 1992 г. восстановлен в Московской консерватории как Музей имени Н.Г. Рубинштейна).