Сапонов
Михаил Александрович

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Сапонов<br /> Михаил Александрович

Заведующий кафедрой истории зарубежной музыки
Заведующий НИЦ
Тема докторской диссертации: «Музыкальное искусство европейских менестрелей» (Московская консерватория, 1992)
Член Cоюза композиторов CCCР (России)


Историк музыки, педагог, поэт–переводчик, текстолог. Доктор искусствоведения — диссертация: «Музыкальное искусство европейских менестрелей» защищена в Московской консерватории в 1992 году. Профессор — с 1993 года.
Родился в семье авиатора, любителя музыки. Рано проявил музыкальную одарённость (в 11 лет исполнил сольную партию в детской опере). В 1968 году окончил Музыкальное училище им. Гнесиных, тогда же проявлял интерес к самостоятельному изучению русской музыки XX века, а также творчества композиторов Латинской Америки (Куба, Бразилия), к старинной и современной музыке Европы, параллельно успев овладеть иностранными языками (французский, английский, испанский), а также пел в камерном хоре училища под управлением Хосе Фелипе. В 1960-х годах выступал на поэтических чтениях в Москве, принимал участие в организации «неофициальных» выставок и литературных вечеров. В 1968–73 годах обучался на теоретико–композиторском факультете Московской консерватории. Среди педагогов — Ю. В. Келдыш, В. Дж. Конен, Е. М. Левашёв, Н. С. Николаева, Ю. А. Фортунатов, Е. М. Царёва, Т. Э. Цытович (история музыки), В. П. Бобровский, В. Н. Холопова, Ю. Н. Холопов (теория музыки), И. А. Барсова (чтение партитур), А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов (инструментовка), И. Р. Клячко (фортепиано), О. С. Семёнов (история изобразительного искусства) и др. Увлечение медиевистикой привело к созданию дипломной работы «Музыкальные формы Гильома де Машо» (научный руководитель — Холопов). В 1976 году окончил аспирантуру по специальности «история зарубежной музыки» (научный руководитель Цытович). Защитил ( в консерватории 02.03.1978) кандидатскую диссертацию на тему «Музыкальная культура Кубы. К проблеме народных традиций в профессиональном композиторском творчестве», которую высоко оценила Конен (официальный оппонент). С 1976 года — штатный преподаватель на кафедре истории зарубежной музыки (с 1985 года — доцент; с 1990 — в должности профессора), в 1990 году избран её заведующим. Среди учеников — доктора искусствоведения И. Кряжева, С. Сигида, Э. Симонова, А. Чернышов, доктор культурологии А. Лесовиченко, кандидат искусствоведения Е. Доленко, С. Иванова, Д. Ломтев, А. Максимова, Р. Насонов, М. Родригес Куэрво (Куба), С. Уваров, а также дипломники М. Батова, Х. Бркович (Хорватия), А. Ветхова, Я. Виолич (Хорватия), Д. Волов, К. Вонг Крус (Эквадор), А. Галимова, С. Евдокимов, Е. Зорина (Шаламова), Ф. Кармона Колинс (Мексика), С. Никифоров, А. Пастушкова, А. Рябцева, А. Селиванова, Ж. Сеспедес (Колумбия), Н. Соболева (Белоруссия), Ю. Столярова, Т. Сущеня (Белоруссия), М. Толстоброва, Н. Травина, Н. Черкасова, Ю. Шмелькина, О. Янченко.

Под влиянием латиноамериканских материалов своей кандидатской диссертации обратился и к изучению устных форм европейского музыкального профессионализма и истории импровизации в музыке XIII–ХХ в. Свою концепцию средневековой музыкальной культуры в целом как культуры менестрельной, устной, а также теорию игровой формы и универсальное определение профессионализма в искусстве впервые опубликовал в монографии «Менестрели…» (М., 1996; 2-е изд.: 2004). В 1992–2002 годах возглавлял основанный им в Московской консерватории (совместно с выпускником консерватории О. К. Чернышёвым) студенческий творческий центр Коллегия старинной музыки для приобщения молодых музыкантов к исторически достоверным (аутентичным) манерам исполнения музыки Ренессанса и Барокко. С 1990-х годах получил известность за рубежом: читал лекции в США (1991), Германии (1998), занимался исследовательской работой в Германии (в Музыковедческом институте при Кёльнском университете, Институте немецкой музыкальной культуры Восточной Европы) и Швейцарии (Фонд и архив П. Захера, Базель). С 1995 года входит в Объединение музыковедов Центральной и Восточной Европы. В 1995 году немецкий музыкальный журнал «Concerto» опубликовал интервью с М. А. Сапоновым о проблемах исполнения старинной музыки в России. Интервью о задачах современного музыковедения он дал для журнала «Мир музыки» (Musiqi Dünyasi. Баку,  2012 № 1/50). Впервые опубликовал ряд писем Р. Вагнера и Г. Малера по автографам и другим материалам из российских архивов. Автор многих переводов зарубежной литературы с комментариями — статей и эссе Г. Аполлинера («”Parade” и Дух нового»), Ж. Кокто, дневников Л. Шпора и Р. Шумана; также автор стихотворных переводов: Гильом де Машо. Пролог к «Сказанию о саде» / Перевод со среднефранцузского // СтМ. 2000. № 4 (10); Роберт Шуман. Московские стихотворения: «Колокол Ивана Великого», «Французы под Москвой» // «Русские дневники…» С. 197–209 и др. Выступает с докладами на международных научных конференциях. С 1974 года многократно исполнял партию Sprechgesang (речитатора) в «Оде к Наполеону Бонапарту» А. Шёнберга (в т.ч. в своем русском переводе в 2015 году в Нижнем Новгороде), а также исполнял партию чтеца в мультимедийной опере В. Г. Тарнопольского «По ту сторону тени» (2015) и в перформансе «45 minutes for a speaker» Дж. Кейджа в своем переводе (опубликовал: «45 минут для чтеца» // Джон Кейдж. Тишина. СПб., 2012). В 2011 году возглавил НИЦ Методологии исторического музыкознания при истории зарубежной музыки кафедре. Член редколлегий журналов «Старинная музыка» (СтМ; с 1998), «Научный вестник МК», Научный консультант редколлегии Музыкального энциклопедического словаря (1990) и журнала Opera musicologica (СПб., с 2010). Член Союза композиторов России (с 1984). Член Экспертного совета ВАК при Минобрнауки России (с 2014).

Литература о М. А. Сапонове:

  • Манжора З. «Музыкальная культура Кубы» // Советский музыкант. 26.04. 1978 № 7 (925);
  • Пильгун А. «Искусство импровизации» // Советский музыкант. 18.05.1983. № 9 (1017);
  • Рябцева А. [Рец. на книгу: Менестрели …] // СтМ –– 1998. –– № 1;
  • Чернодубровская Е. Спектры времени: Российско-французский музыкальный диалог // Русская мысль. –– № 4291 – Париж , 4–10 ноября 1999;
  • Насонов Р.А. «Средневековый человек был не менее музыкален, чем мы…»  // Первое сентября. М., 2000. № 5 [Рец. на книгу: Менестрели …];
  • Миллер Л. Вы кто, Кокто?  Наконец-то писатель ответил на этот вопрос // Книжное обозрение Ex libris–Независимая газета  от 28.09.2000;
  • Булычёва А. Сокровенные тайны гениев // Культура. № 44. 11.11.2002;
  • Софронов Ф. Фрак с кровавым подбоем // Русская мысль. –– № 4346 –– Париж , 21–27 ноября 2000;
  • Лесовиченко А. Рыцарь музыкальной медиевистики // Лесовиченко А. Труженики музыкальной нивы. Новосибирск, 2004;
  • Рудица Р. [Рец на книгу: Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана] // Критическая масса. 2005 № 5; 
  • Лесовиченко А. М. Корифей исторического музыкознания // Музыка и время. 2006. № 4;
  • Царёва Е. М. Мастер истории музыки // Музыка и время — 2006. –– № 4;
  • Лыжов Г. И. Спешите вступить в «Академию очарованных» // Научный вестник МК 2010. № 3; 
  • Зенкин К. В. Историк музыки // Musiqi Dünyasi (Мир музыки. Баку). 2012 № 1/50;
  • Насонов Р. А. Непредсказуемый Сапонов Musiqi Dünyasi (Мир музыки. Баку). 2012 № 1/50;
  • Вязкова Е. В. Хоралы Святому Духу // Старинная музыка. 2015 № 4.

Педагогическая деятельность:

С 1976 года Сапонов преподаватель кафедры истории зарубежной музыки, с 1985 года — доцент, с февраля 1990 года избран заведующим кафедрой (и на должность профессора, аттестат: 1993).

Ученики:

Среди его учеников — известная испанистка, профессор кафедры истории зарубежной музыки, доктор искусствоведения И. А. Кряжева, доцент той же кафедры Р. А. Насонов, доктор культурологии А. М. Лесовиченко, (Новосибирск), доктор искусствоведения Э. Р. Симонова (Уфа) и другие.

    Кандидатские диссертации, выполненные под руководством М. А. Сапонова

  • И. А. Кряжева. «Национальные традиции музицирования в Латинской Америке: Проблемы типологии и современного восприятия». (Защита: 16 февраля 1987, Ленинград)
  • А. М. Лесовиченко. «Западная музыкальная традиция и средневековое религиозное сознание». (Защита: 20 февраля 1992, Москва)
  • М. Родригес (Marta María Rodríguez Cuervo). «Национально–самобытные тенденции в инструментальном творчестве современных кубинских композиторов». (Защита: 17 декабря 1990, Москва)
  • Р. А. Насонов. «“Универсальная музургия” Афанасия Кирхера. Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего барокко». (Второй руководитель: профессор Ю. Н. Холопов. Защита: 1996, Москва)
  • Э. Р. Симонова. «Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo)». (Защита: 29 мая 1997, Москва)
  • Д. Г. Ломтев. «Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий». М.: Прест, 1999. (Защита: 29 апреля 1999, Москва)
  • Е. А. Доленко. «Молодой Шёнберг». М.: 2003. (Научный консультант: профессор Ю. Н. Холопов. Защита: 29 мая 2003, Москва)
  • С. В. Иванова. «Композитор: очерки истории профессии». М.: 2006. (Защита: 23 марта 2006, Москва)

    Дипломники

  • И. Погарская (в замужестве: Кряжева). «Историко–культурные и музыкальные традиции Аргентины» (1981)
  • А. Галимова (в замужестве: Бикчантаева). «Концерт для оркестра как новая инструментальная концепция ХХ века» (1982)
  • М. Иванова (урожденная Молчанова). «Органное творчество Пауля Хиндемита и Orgelbewegung» (1984)
  • Ф. Кармона (Fernando Carmona Colins). «Взаимодействие месоамериканского и европейского в творчестве Сильвестре Ревуэльтаса: Опыт определения мексиканской образности» (1989)
  • Ж. Сеспедес (Jacqueline Céspedes). «Формирование национальной музыкальной культуры в Колумбии» (М.: Московская консерватория, 1990)
  • К. Вонг (Ketty Wong Cruz). «Национальное своеобразие творчества Луиса Умберто Сальгадо» (Эквадор) (1991)
  • Х. Бркович (Haris Brković). «Orkestralni tembar ranijeg stvaralaštva Weberna (tembralne structure)». — Lovran: Visoka Škola Za Glazbenu Umjetnost, 1994. — [«Оркестровый тембр в раннем творчестве Веберна (тембральные структуры)». / Дипломная работа в Высшей школе музыкального искусства в Ловране (Хорватия), 1994]. (На сербско–хорватском языке) — Соруководители: Е. И. Гордина и М. И. Катунян
  • Я. Виолич (Jadranka Violić). «Claudio Monteverdi. “Orfeo”: Tradicija i individualni experiment». – Lovran: Visoka Škola Za Glazbenu Umjetnost, 1994. — [«Клаудио Монтеверди. “Орфей”: Традиция и индивидуальный эксперимент». / Дипломная работа в Высшей школе музыкального искусства в Ловране (Хорватия), 1994]. (На сербско–хорватском языке)
  • Г. Неговетич (Gaetano Negovetić). «Mogučnost primjene muzikoterapije u tretmanu djece s premešajima u ponašanju kao organizirane aktivnosti slobodnog vremena». — Lovran: Visoka Škola Za Glazbenu Umjetnost, 1994. [«Возможность применения музыкотерапии как активизации свободного времени при работе с трудными детьми и подростками». / Дипломная работа в Высшей школе музыкального искусства в Ловране (Хорватия), 1994]. (На сербско–хорватском языке). Соруководитель: Е. И. Гордина
  • Е. Зорина (урожденная Шаламова). «Музыка Гайдна для колëсной лиры (Концерты и ноктюрны)» (1996)
  • Н. Соболева. «Белорусско–польский композитор Антоний Радзивилл и его опера “Фауст” на либретто Гëте» (1996)
  • М. Батова (урождённая Клементьева). «Эмилио Кавальери и его духовная опера “Представление о душе и теле”» (1997)
  • Ю. Черкасова. «О музыкально–исторической концепции Эрнста Феранда» (1997)
  • А. Рябцева (урожденная Соркина). «Лютневая песня в творчестве Джона Доуленда» (1998)
  • Ю. Столярова. «Адам де ла Аль и его современники» (1998)
  • А. Ветхова. «Певцы в оперном театре Генделя» (1998)
  • М. Толстоброва. «Себастьян Вирдунг и его трактат Musica getutscht...» (1999)
  • Д. Волов. «Первая Христианская оратория Генделя: Le Resurrezione de Nostro Segnor Gesu Cristo» (2005)

    Дипломные работы, выполненные под совместным руководством

  • Р. А. Насонов. «Афанасий Кирхер и его трактат “Универсальная музургия”» (1994). (соруководитель — Ю. Н. Холопов)
  • Е. А. Доленко. «Молодой Шёнберг» (2002). (соруководитель — Ю. Н. Холопов)
  • Т. Сущеня. «Оркестровые произведения Стравинского 1940-х годов» (2004). (руководитель в 2002/2003 учебном году: профессор В. П. Варунц)

Научные труды. Издания. Публикации:

  • Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982. 77 с. 
  • (В соавторстве с И. А. Кряжевой): Новая латиноамериканская песня (по материалам зарубежной периодики 1982 г.). М.: Информкультура, 1984. (Экспресс–информация. Культура и искусство за рубежом / Музыка. Вып. 2) 
  • Менестрели: очерки музыкальной культуры западного Средневековья. М.: Прест, 1996. 360 с. 
  • Жан Кокто. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. 40 с. 
  • Жан Кокто. Новобрачные с Эйфелевой башни. / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. 48 с. 
  • Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Прест, 2000. 214 с. 
  • Менестрели: Книга о музыке средневековой Европы. М.: Классика—XXI, 2004 (новый вариант книги 1996 года)
  • Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004
  • Шедевры Баха — по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005
  • Бах: «Страсти по Иоанну». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008
  • Энциклопедия «Музыкальные инструменты». М.: Дека-ВС, 2008 (в составе авторского коллектива)
    Избранные статьи
  • Устная культура как материал медиевистики // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время / Сб. научных трудов.  Л., 1989. — С. 58 72. http://www.opentextnn.ru/music/epoch%20/XII-XVI%20cc./?id=1803
  • У англичан – «пересмешник трубы», у Телемана — партнёр кларнета (к истории шалюмо) // СтМ — 2002 — № 1 (15) — С. 14–16. http://www.km.ru/referats/04DF0EE1C5D148EEBE84321FE302C8DA
  • Густав Малер и Юлия Фёдоровна Абаза // Музыкальная Академия 2007 № 4 с. 59–65. http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=1132&id=1181
  • Вероисповедный замысел Мессы h-moll И.С. Баха: гипотезы и документы // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2008 с. 105–117. http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=1132&id=1150
  • Либретто «Орфея» Монтеверди: опыт истолкования // Старинная музыка 2010 № 3 с. 20–23. http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=1132&id=1152
  • «Блудный сын» баховских партитур: corno da caccia // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация: Сборник статей Вып. 1. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011 с. 97–107. http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=1132&id=1469
  • О лучшей форме глобализма // Musiqi Dünyasi («Мир музыки» – Баку), 2012 № 1/50 с. 53–57. http://www.splayn.com/cgi-bin/show.pl?option=MaterialInfo&user_id=1132&id=1173
  • Хоровой форум в Таллине // Муз. жизнь — 1972 — № 20 — С. 2–3.
  • Предисловие // Гийом де Машо. Ансамбли. — М.: Музыка, 1975— С. 5–6.
  • Музыкальный фольклор и творчество композиторов Кубы. (К проблеме афро-кубинского искусства) // Проблемы музыкознания. — Вып.2. — М.: Московская консерватория, 1975.
  • Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо. // Проблемы музыкального ритма. /Сборник статей. Составитель: В. Н. Холопова. — М.: Музыка, 1978. — С.7–47.
  • Хосе Марти и музыка // Латинская Америка. — М., 1978. — № 3 — С. 173–181.
  • José Martí y la música. // Anuario del Centro de Estudios Martianos. Vol. 4. La Habana, 1981.
  • Современное кубинское музыкознание // Музыка стран Латинской Америки / Сборник статей. Составитель: П. А. Пичугин. — М.: Музыка, 1983. — С.21–38.
  • Феномен музыки в мировоззрении поколения 1920-х годов во Франции // Проблемы культуры первых десятилетий ХХ века. Россия. Франция.  — М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1988.  — С.179–201.  — [По материалам «Випперовских чтений»  1981 года в ГМИИ им. А.С.Пушкина, проходивших в дни работы выставки «Москва— Париж»].
  • Артистические профессии Средневековья.// Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения / Материалы музыковедческого конгресса.   М.: Московская консерватория, 1989.  С. 19–31.
  • Ductia und cantus insertus bei Johannes de Grocheio. // Musik — Sprache — kommunikatives Verhalten: interdisziplinäre Aspekte. Kolloquium aus Anlaß des 60. Geburtstages von Dr.sc. Doris Stockmann am 12. Dezember 1989 in Berlin / Beiträge zur Musikwissenschaft. Berlin. — 1990. — Heft 4. [Sonderheft]. — S. 296–299.
  • Неологизмы Иоанна де Грокейо // Laudamus. Сборник статей к 60-летию профессора Ю.Н. Холопова. — М.: Советский композитор, 1992. С. 229–235.
  • "Die Leute sitzen sogar auf den Fensterbänken": Ein Gespräch  mit Mikhail Saponov über Alte Musik in Moskau. Die Fragen stellte Johannes Jansen // Concerto. Das Magazin für Alte Musik. — 12.Jg.— Köln, 1995. — Heft Nr. 107 (Oktober), S. 26–27.
  • Золотой век инструментализма // Музыкальная академия. — 1996. — № 2. — С. 193–201.
  • (Под псевдонимом И.Садовников): Коллегия старинной музыки: семь лет // СтМ — 1998 — № 1 — С. 2—4.
  • Будет ли в России старинная музыка «прирастать Сибирью»? Беседа двух энтузиастов  // СтМ — 1998. —№ 1 — С. 8–10. — [Беседа с доцентом Новосибирской консерватории А.М.Лесовиченко].
  • (Под псевдонимом И. Садовников): Старинная музыка в России и в консерватории // Музыкальная академия. – 1998. — № 3–4, кн. 2. — С. 244–248.
  • Псалмопевец нашего времени (к 60-летию Егора Даниловича Резникова) // СтМ  — 1998  — № 2  — С. 6–7.
  • Minstrels: An outline of Western musical culture of the Middle Ages (Abstracts) // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa: Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Technischen Universität Chemnitz. Heft 2. Chemnitz: Gudrun Schröder Verlag,1998.  — S.164.
  • «Рейнская сивилла» Хильдегарда  — поэтесса и песенница, ясновидящая и целительница (исполнилось 900 лет со дня рождения Хильдегарды Бингенской) // СтМ  — 1999  — № 1 (3)  — С. 8–9.
  • St@ринная музыка:\Версия 99_2000? // Мариинский театр.  — СПб., 1999.  — № 11–12.  — С. 13.
  • История западной музыки и устная традиция // Музыка устной традиции: материалы международных научных конференций памяти Анны Васильевны Рудневой.  — М., 1999.  — (Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. – Сборник 27).  — С. 6–16.
  • Непарадный путь спектакля [об истории создания балета Сати–Кокто–Мясина Parade] // Кокто, Ж. Parade: документы и комментарии.  — М., 1999.  — С. 15–38.
  • Тайный брак поэзии и фарса // Кокто, Ж. Новобрачные с Эйфелевой башни.  — М., 1999. —С. 31–47. [Об истории создания балета-пантомимы Кокто–Бëрлина "Новобрачные с Эйфелевой башни"].
  • Оратория Генделя «Мессия» // СтМ — 1999  — № 4 (6)  — С. 9–10.
  • Новые музыкально–исторические данные в немецких письмах из Московских архивов. Пауль Пабст // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы  в России: Материалы международных конференций. / Научные труды Московской государственной консерватории. Сб. 31. — М., 2000. — С. 161–173.
  • Das Erbe von Heinrich Neuhaus und die heutige historische Interpretationsbewegung // Heinrich Neuhaus (1888–1964) zum 110. Geburtsjahr. Aspekte interkultureller Beziehung in Pianistik und Musikgeschichte zwischen dem oestlichen Europa und Deutschland / Konferenzbericht Koeln 23.–26.10.1998. — Hrsg. von Klaus Wolfgang Niemoeller und Klaus-Peter Koch. — Koeln, 2000. (Edition IME, Bonn. – Reihe 1, Schriften; Band 3.). — S. 233–237.
  • Музыка вокруг Жана Кокто // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре. / Издание подготовил Михаил Александрович Сапонов. — М.: Прест, 2000. — С. 134–208.
  • «Стройные формой любовные песни»: Манифест эпохи Ars nova // СтМ — 2000 — № 4 (10) — С. 14–15, 18–19.
  • Musical historiography and oral tradition // Musikkonzepte – Konzepte der Musikwissenschaft: Bericht über den Internationalen Kongreß der Gesellschaft für Musikforschung Halle (Saale), 1998. / Hrsg. von Kathrin Eberl und Wolfgang Ruf. — Kassel — Basel — London — New York — Prag (u.a.): Bärenreiter, 2000. — Bd. 1. — S.376–379.
  • Людвиг Шпор в Петербурге // СтМ — 2001 — № 3 (13) — С. 13, 15–16; № 4 (14) — С. 12–13.
  • Михаил Сапонов и Олег Чернышёв: Старинная музыка бьёт ключом. Об устремлениях московских аутентистов. (Интервью Анны Булычёвой) // Большой. Журнал Большого театра. — М., 2001. — № 3. —  С. 48–49.
  • Die geistliche Musik Joseph Haydns in Rußland um 1800 // Musikgeschichte zwischen Ost- und Westeuropa: Kirchenmusik — geistliche Musik — religiöse Musik; Bericht der Konferenz Chemnitz, 28.–30. Oktober 1999 anläßlich des 70. Geburtstages von Klaus Wolfgang Niemöller / Hrsg. von Helmut Loos und Klaus Peter Koch. — Sinzig: Studio, 2002. (Edition IME: Reihe I, Schriften; Bd. 7). — S. 503–508.
  • Жан Кокто о национальном направлении в новой французской музыке // Пособия по истории зарубежной музыки. Вып 1. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. С. 99–134.
  • Людвиг Шпор и его петербургский дневник // Музыкальная Академия. 2003. — № 2. С. 173–179.
  • К изучению биографии Петра Ильича Чайковского: отзвуки одного венского скандала //  Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (К 70-летию со дня рождения): Сборник статей / Ред.-сост. В. С. Ценова. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. С 180–188.
  • Не мой Кейдж // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: Матер. Науч. конф. / Редколлегия: Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова, М. В. Переверзева. – М., 2004. С. 91–95.
  • Зимний путь немецких музыкантов // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека–ВС, 2004. С. 7–93.
  • Слова, вдохновившие Баха // Шедевры Баха по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. М.: Издательский дом «Классика—XXI», 2005. С. 9–44.
  • Fürst Vladimir Odoevskij, Richard Wagner und die Orgel Sebastianon // Erik Fischer (Hrsg.). Musikinstrumentenbau im interkulturellen Diskurs. Redaktion: Annelie Kürsten und Sarah Brasack. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2006. (Berichte des interkulturellen Forschungsprojekts “Deutsche Musikkultur im östlichen Europa”, Band 1). S. 272–284.
  • Die Musikaliensammlungen am Moskauer Caikovskij-Konsrvatorium (unter besonderer Berücksichtigung der Sammlungen von Aleksandr Jakovlevic Skarjatin und Sergej Ivanovic Taneev) // Erik Fischer (Hrsg.). Musiksammlungen - Speicher interkultureller Prozesse. Teilband B. Redaktion: Annelie Kürsten Sarah Brasack und Verena Ludorf. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2007. S.371–380.
  • Schumann im Kreml // Robert Schumann und die Öffentlichkeit. Hans Joachim Köhler zum 70. Geburtstag; herausgegeben von Helmut Loos. Leipzig: Gudrun Schroeder Verlag, 2007, S. 103–115.
  • Ein wiederaufgefundener Textdruck zu Bachs Huldigungskantate “Blast Laermen, ihr Feinde! Verstaerket die Macht” (BWV 205a) // Bach Jahrbuch 2007. S. 205–208 (в соавторстве с Андреасом Глёкнером: Dr. Andreas Gloeckner).
  • Основоположник баховедения // Форкель И. Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008 с. 112–113.
  • Утраченный голос в интерпретациях музыки Баха: corno da caccia // Opera musicologica. Научный журнал Санкт-Петербургской консерватории. 2010 № 1 с. 5–17.
  • Вячеслав Григорьевич Карцовник [введение к публикации двух статей В. Г. Карцовника (1954–2010)] // Музыкальная академия 2010 № 3 с. 138.
  • О друге // Голос человеческий: к столетию со дня рождения Валентины Джозефовны Конен (1909—1991): Воспоминания. Письма. Статьи / ответственный редактор М. А. Сапонов. — М.: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2011. С. 86–95.
  • От составителей // Голос человеческий… — М., 2011.  С. 6–7
  • Письма В. Дж. Конен к М. А. Сапонову (Текстологическая подготовка, составление комментариев, написание предуведомления) // Голос человеческий… — М., 2011. С. 179–190.
  • «..Я вскинул руки для объятья / и оказался на кресте…» // Московский международный фестиваль «Музыка И. С. Баха» 4–25 марта 2011. М.: Московский Международный дом музыки, 2011 с. 7. [Вступительная статья к буклету].
  • Предисловие к переводу: John Cage. 45 minutes for a speaker (Дж. Кейдж. 45 минут для чтеца) // Джон Кейдж. Тишина. СПб., 2012.
  • Книга о «детстве и отрочестве» американской музыки // Сигида С.Ю.  Музыкальная культура США конца XVIII–первой половины XX века. Становление национальной идентичности. М.: Композитор, 2012 с. 3.
  • Paul von Joukovsky und andere. Neues über den letzten russischen Freund Richard Wagners // Richard Wagner. Persönlichkeit, Werk und Wirkung / Herausgegeben von Helmut Loos; Redaktion Katrin Stöck. Beucha; Markkleeberg: Sax-Verlag, 2013. S. 363–368 (Leipziger Beiträge zur Wagner-Forschung; Sonderband herausgegeben von Richar Wagner Verband Leipzig e.V. 479 с., ил., нотн.).
  • Предисловие // Алмазов П. В. Произведения И. С. Баха для лютни соло. Текстологический аспект исследования: Монография. М.: ГКА им. Маймонида; Нобель-Пресс; Edinburgh: Lennex Corporation, 2014. C. 6.
  • Mikhail Saponov. Johann Sebastian Bachs ›Choräle an den Heiligen Geist‹: nochmals zur Einheit der Sammlung (des Zyklus?) BWV651–667 // Musikgeschichte zwischen Ost und West: von der ›musica sacra‹ bis zur Kunstreligion. Festschrift für Helmut Loos zum 65. Geburtstag. Leipzig: Universitätsverlag, 2015.  S. 30–43.
  • Петербургские сувениры Роберта Шумана // Петербург. XIX век. Ученые, писатели, художники о музыке и музыкантах. СПб.: РИИИ, 2016. С. 10–11.


Составление и редактирование сборников статей и других материалов

  • Проблемы организации музыкального произведения: Сборик научных трудов / Ответственный редактор — проф.ссор М. А. Смирнов; редактор — М. А. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1979
  • Исследования исторического процесса классической и современной зарубежной музыки / Сб. трудов. Ответственный редактор Т. Э. Цытович, редактор М. А. Сапонов. М.: Московская консерватория. 1980
  • Классическое наследие. Проблемы музыкального стиля И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (к 300-летию со дня рождения великих немецких композиторов): Сборник научных трудов / Ред. коллегия: Т. Э. Цытович, Ф. Ф. Мюллер, М. А. Сапонов. — М.: Московская консерватория, 1985
  • Кубинские песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) / Составитель М. Сапонов. — М.: Музыка, 1986
  • Конен В. Сто лет музыкальных впечатлений. / [Беседы и магнитофонные записи вёл М. А. Сапонов] // Музыкальная академия. 1995. № 3; 1996. № 2; 1998. № 1  
  • Голос человеческий: к столетию со дня рождения Валентины Джозефовны Конен (1909–1991): Воспоминания. Письма. Статьи / отв. ред. М. А. Сапонов. — М.: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2011. — 320 с.: илл., вкл.
    Избранные газетные статьи
  • Пауль Хиндемит // Советский музыкант. № 1 от 13.01.1971
  • А что там, за «языковым барьером»? // Советский музыкант — № 17 (817) от 15.12.1971.
  • Эстебан Салас // Советский музыкант — № 4 (887) — от 30.04.1976.
  • Сценическая жизнь оперных произведений // Советский музыкант — № 4 — от 28.03.1979. – [О лекциях А. А. Гозенпуда в Московской консерваториии].
  • Ансамбль Анджея Борейко. //Московский комсомолец. от 21.04.1979. — [О выступлении ансамбля старинной музыки Res Facta из Ленинграда].
  • Ансамбль Ленинградской консерватории. // Советский музыкант. 23.5.1979. [О концерте фольклорного ансамбля под управлением А.Мехнецова].
  • Наши гости — казаки – некрасовцы // Советский музыкант — № 14 — от 3.11.1982. — С.1–2. [О фольклорном концерте].
  • Инициаторы // Российский музыкант. – Октябрь 1993. — №7 (1169). — С. 1, 4. [Воспоминания о Тамаре Эрастовне Цытович и материалы бесед с Валентной Джозефовной Конен о Михаиле Владимировиче Иванове-Борецком].

Переводы (в том числе переводы с комментариями)

  • Гийом Аполлинер. «Монпарнас», «Гайд-Парк» // Франсис Пуленк. Избранные песни. М.: Музыка. 1979. [Эквиритмический перевод стихотворного текста для нотного издания]
  • Гийом Аполлинер. Parade и Дух нового (1917) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 109–111
  • Фрейлиграт // Ференц Лист. Песни. Том 3. [Эквиритмический перевод стихотворного текста для нотного издания]
  • Матаморос. Песни // Кубинские песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) / Составитель М. Сапонов. М.: Музыка. 1986. [Эквиритмический перевод стихотворного текста для нотного издания]
  • Жан Кокто. PARADE («Зазывалы»). Реалистический балет // Кокто Ж. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. С. 5. [Текст либретто]
  • Жан Кокто. Наша работа над балетом Parade (1917) // Кокто Ж. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. С. 6–10
  • Жан Кокто. Возобновление балета Parade (1920) // Кокто Ж. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. С. 10–12
  • Жан Кокто. Вацлав Нижинский. [1914] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 40–42
  • Жан Кокто. Ответ молодым музыкантам [1915] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре/ Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С.  42–44
  • Жан Кокто. Потомак [фрагменты] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 44–48
  • Жан Кокто. «Царь Эдип»: наше сотрудничество // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 59–60
  • Жан Кокто. Чистый лист [фрагмент] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 60–63
  • Жан Кокто. Новая музыка во Франции (1922) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 63–68
  • Жан Кокто. Речь к юбилейному концерту Шестерки в 1953 году в Театре Елисейских полей // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 78–80
  • Жан Кокто. Я работаю с Эдит Пиаф (1940) //Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 80–82
  • Жан Кокто. Легенда о «Быке на крыше» (1941) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 83–85
  • Жан Кокто. Бык на крыше // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 85–87. [Текст либретто]
  • Анри Колле. Книга Римского-Корсакова и книга Кокто. Пять великорусов, шесть французов и Эрик Сати. (16.01.1920) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре/ Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 112–115
  • Анри Колле. Шесть французов: Дариюс Мийо, Луи Дюрей, Жорж Орик, Артюр Онеггер, Франсис Пуленк и Жермена Тайфер (23.01.1920) // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 112–115
  • Эрик Сати. Письмо Жану Кокто о «Мебельной Музыке» // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 120
  • Игорь Борисович Маркевич. [Воспоминания о Жане Кокто] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 124–125
  • Игорь Фёдорович Стравинский. Фрагменты из книг «Разговоры с Игорем Стравинским» и «Беседы и дневник» [Воспоминания о Жане Кокто] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 126–127
  • Жан Гюго. Страницы из дневника: «Новобрачные с Эйфелевой башни» [Воспоминания о Жане Кокто] // Жан Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Издание подготовил М. А. Сапонов. М.: 2000. С. 128–129
  • Пьер Бертен. [Из воспоминаний, 1978] / Пер. с франц. // Кокто Ж. Parade: Документы и комментарии / Издание подготовил М. Сапонов. М.: Московская консерватория, 1999. С. 14–15
  • Гильом де Машо. Пролог к «Сказанию о саде» // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 2000. № 4 (10). С. 16–19. [Перевод со среднефранцузского и комментарии]
  • Людвиг Шпор. Петербургский дневник (отрывок из «Автобиографии») // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. 2001. № 3 (13). С. 14–16; № 4 (14). С. 13–18. [Перевод и комментарии]. То же: Музыкальная академия. 2003. № 2. С. 180-186. № 3. С. 90-101
  • Людвиг Шпор. Путешествие в Петербург. 1802-1803. (глава из «Автобиографии») // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека–ВС, 2004. С. 94-148 [Перевод и комментарии]
  • Роберт Шуман. Путешествие в Россию в 1844 году (Дневник) // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека–ВС, 2004. С. 149–196. [Перевод и комментарии]
  • Роберт Шуман. Московские стихотворения: «Колокол Ивана Великого», «Французы под Москвой» // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека–ВС, 2004. С. 197–209 [Стихотворный перевод и комментарии]
  • Рихард Вагнер. «Моя жизнь» (отрывок из книги) // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека–ВС, 2004. С. 210–223 [Перевод и комментарии]
  • Рихард Вагнер. Избранные письма из Петербурга и Москвы // Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. М.: Дека-ВС, 2004. С. 224-257 [Перевод и комментарии]
  • Сапонов М. А. Бах: Страсти по Иоанну/ Перевод, литературный текст - М. А. Сапонов. М., Классика-XXI, 2008
  • Текст венецианского издания оперы К. Монтеверди «Орфей» [Перевод и комментарии]. // Старинная музыка / Ежеквартальный музыкальный журнал. – 2010 – № 3 (49) с. 24–36.
  • Джон Кейдж. 45 минут для чтеца // Кейдж Дж. Тишина. СПб., 2012.
  • Хоралы Баха из сборника Ноймайстера // Предисловие Кристофа Вольфа к 9 тому органных сочинений Баха (перевод сводных материалов К. Вольфа с добавлением комментариев переводчика) М.: РМИ, 2012.
  • Вокальный эквиритмический перевод духовных песен в издании 9 тома органных сочинений Баха // И. С. Бах. Произведения для органа. Том 9. М.: РМИ, 2012.
  • Предисловие Хайнца–Харальда Лёлейна (перевод сводных материалов Лёлейна с добавлением комментариев переводчика) // И. С. Бах. Произведения для органа. Том 1. М.: РМИ, 2005.
  • Вокальный эквиритмический перевод духовных песен в издании 1 тома органных сочинений Баха // И.С. Бах. Произведения для органа. Том 1. М.: РМИ, 2005.
  • Предисловие Манфреда Тессмера (перевод сводных материалов Тессмера с добавлением комментариев переводчика) // И.С. Бах. Произведения для органа. Том 4. М.: РМИ, 2005.
  • Вокальный эквиритмический перевод духовных песен в издании 4 тома органных сочинений Баха // И. С. Бах. Произведения для органа. Том 4. М.: РМИ, 2005.

        Рукописи

  • Музыкальная культура Кубы: к проблеме народных традиций в профессиональном композитоском творчестве. Кандидатская диссертация. М.: Московская консерватория. 1976. (дата защиты: 2.03.1978, Малый зал Московской консерватории)
  • Музыкальное искусство европейских менестрелей / Докторская диссертация. М.: Московская консерватория. 1992. (дата защиты: 22.05.1992, Московская консерватория, класс 21)
    Рукописные рецензии на монографии
  • Рецензия на рукопись Н. Эскиной «Букстехуде и немецкое барокко» (31.01.1983). Для издательства «Музыка»
  • Рецензия на рукопись М. Харлапа «Ритм иметр в музыке устной традиции» (20.11.1984) Для издательства «Музыка»
  • Рецензия на рукопись С. Рыцарева «Кристоф Виллибальд Глюк» (06.12.1985). Для издательства «Музыка»
  • Рецензия – рекомендация к публикации в русском переводе (09.04.1988) книги: Claude Palisca. Humanism in Italian RenaissanceMusical Thought. Для издательства «Музыка»
  • Рецензия-рекомендация к публикации в русском переводе (15.04.1988) книги: A New Orpheus. Essays on Kurt Weill. – New Haven (a.o.), 1986. Для издательства «Музыка»
    Методические работы в соавторстве
  • (В составе коллектива авторов — педагогов кафедр истории зарубежной музыки Московской и Ленинградской консерваторий). История зарубежной музыки: / Программа – конспект для музыкальных вузов. М.: Министерство культуры СССР, 1978
  • (В составе коллектива авторов — педагогов кафедр истории зарубежной музыки Московской и Ленинградской консерваторий). История зарубежной музыки. Программа – конспект для музыкальных вузов / Под общ. ред. профессора Т. Э. Цытович и профессора С. Н. Богоявленского. Ч. 1–2. М.: 1990
    Оппонентские отзывы
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Натальи Анатольевны Эскиной «Органное творчество Букстехуде в контексте немецкого барокко» (Ленинград, 19.12.1983)
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Веры Леонидовны Маковкиной «Взаимодействие жанров светской и духовной музыки в творчестве В. Моцарта (месса, опера, симфония)» (Ленинград, 1986)
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Ирины Евгеньевны Сухомлин «Техника изоритмии в ее историческом развитии» (Москва, 20.11.1986)
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию С. Н. Лебедева «Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения» (Москва, 22.12.1988)
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Ю. Е. Семëнова «Предыстория композиторской инструментовки. Западноевропейский Ренессанс и Барокко» (Москва, декабрь 1993, зачитано секретарем)
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Б. Клейнера «“Додекахорд” Г. Глареана. К исследованию двенадцатиладовой теории по первоисточнику». (Московская консерватория, 1994)
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Юлии Москвы «Антифонарий n 1553/v из библиотеки Львовского Университета в свете певческих и рукописных традиций европейского Средневековья». (Московская консерватория, 1995)
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Елены Валериевны Панкиной «Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV — первой трети XVI веков» (Новосибирск, 1998, зачитано секретарём)
  • Оппонентский отзыв на кандидатскую диссертацию Ирины Заруцкой «Музыкальные инструменты в мифологических представлениях восточных славян» (РАМ им. Гнесиных, 1998, зачитано секретарем)
  • Отзыв (дополнительный) на кандидатскую диссертацию Анны Булычевой «Жанр и стиль опер Жана-Батиста Люлли (на материале анализа музыкального тематизма и формы)» (СПб.: 1999; зачитан секретарем)
  • Отзыв ведущего учреждения на докторскую диссертацию Е. В. Герцмана «Византийское музыкознание». М.: 1993
  • Отзыв ведущего учреждения на докторскую диссертацию Игоря Николаевича Юдкина «Региональные, ретроспективные и интегративные аспекты развития немецкой музыки второй половины ХХ в.» (Киев, 1996). Дата составления отзыва: 11.06.1996
  • Отзыв на кандидатскую диссертацию Марины Евгеньевны Гирфановой «Мензуральная теория и практика XIV–XV вв.» 15.04.2000
  • Отзыв на докторскую диссертацию Александра Львовича Маклыгина «музыкальные культуры среднего Поволжья: становление профессионализма». 2.04.2001
  • Отзыв на кандидатскую диссертацию Екатерины Ивановны Ароновой «Проблемы фиксации музыкального произведения в контексте современных информационных процессов». 30.10.2001
  • Отзыв на кандидатскую диссертацию Александры Николаевны Ждановой «Св. Амвросий медиоланский и его гимны». 20.01.2002
  • Отзыв на докторскую диссертацию Ивана Васильевича Розанова «От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов» 5.04.2002
  • Отзыв на кандидатскую диссертацию Светланы Васильевны Чащиной «Концепция музыкальной длительности (на примере инструментального творчества Клода Дебюсси)» 30.04.2003
  • Отзыв на кандидатскую диссертацию Людмилы Васильевны Марихиной «Клавирное творчество Иоганна Кунау (1660–1722) в контексте его эстетических воззрений» 19.03.2004
    Отзывы на авторефераты докторских диссертаций
  • Отзыв на автореферат докторской диссертации Ивана Сергеевича Федосеева «Оперное творчество Г. Ф. Генделя». Санкт–Петербург. 1996
  • Отзыв на автореферат докторской диссертации Евгении Ивановны Чигарёвой «Моцарт в контексте культуры его времени: художественная индивидуальность, семантика». 1998
    Доклады на научных конференциях
  • La música latinoamericana en los investigaciones de los musicólogos rusos (Латиноамериканская музыка в исследованиях русских музыковедов) // Международный музыковедческий конгресс в дни Фестиваля советской культуры в Гаване (Куба) 3–10 ноября 1982 г. 
  • Vaudeville у Моцарта // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки к двухсотлетию со дня смерти Моцарта, конференц–зал Московской консерватории, 5.12.1991
  • Автограф «католической» мессы h-moll И. С. Баха в полемике историков (открытый урок в кл. 9) // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки к столетию со дня рождения Р. И. Грубера. Четверг 16 ноября 1995
  • Реальности «Фантастической» // Девятнадцатый век сегодня. Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки в честь Екатерины Михайловны Царёвой. 29.05.1996
  • Paul Pabst: neues über den berühmten deutschen Pianist (Пауль Пабст: новые штрихи к портрету) // Доклад на международной конференции «Музыкальная культура российских немцев» 23 мая 1998 в Мамонтовке (на нем. яз.)
  • Сколько манифестов у «Шестерки»? // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки к столетию со дня рождения Валентина Эдуардовича Фермана. 19 ноября 1996
  • «Опера, как тебя называть?» // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки «Италия – родина оперы» 20 апреля 1998
  • Арнольд Шёнберг и Эдуард Штраус пишут в Россию // Выступление на международной конференции «Россия – Австрия». М.: Московская консерватория, 1998
  • Месса h-moll И. С. Баха: автограф и звучание // Исторические чтения кафедры истории зарубежной музыки: «Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция». 24.05.1999
  • Alte Quellen neu gelesen: Jean Cocteau in Musikwissenschaft und im Nachlass von Stravinsky («Новое прочтение старых источников: Жан Кокто в музыкознании и в наследии Стравинского») // Доклад на конгрессе Международного музыковедческого общества (IMS) в Лёвене (Бельгия) 6.08.2002
  • «Ваша музыка к Востоку от НАТО»: из жизни наследия П. И. Чайковского вне России // Доклад на Международной научной конференции «Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее». Российская академия музыки имени Гнесиных. Москва. 24.09.2002
  • Отзвуки венских скандалов вокруг Петра Ильича Чайковского // Доклад на международной конференция «Ю. Н. Холопов и его научная школа». Московская консерватория. 26.09.2002
    Работа в редакционных коллегиях
  • Член редколлегии серии сборников «Проблемы музыкальной науки» (с выпуска № 6) 
  • Член редколлегии серии сборников «Экспресс–информация. Культура и искусство за рубежом. Музыка». М.: Информкультура (ГБЛ), 1980–1990 гг.
  • Научный консультант редакционной коллегии издания: Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991
  • Член редколлегии журнала «Старинная музыка» (с 1998 г.)

Контактный e-mail:saponov@mail.ru

Доктор искусствоведения
Профессор

Кандидат искусствоведения
Доцент

Кандидат искусствоведения
Доцент

Кандидат искусствоведения
Доцент


Преподаватель



Концерты


18
ЯНВ
2020

«Каллиграммы»

27
НОЯ
2016

«Классика и современность». Цикл концертов. Вечер IV

14
ИЮН
2016

Абонемент № 38. «Под зонтиком Сати» – Послевкусие

2
АПР
2016

Бах, Шёнберг и … Сапонов

13
СЕН
2015

К 150-летию Московской консерватории. Кафедра камерного ансамбля и квартета...

Все концерты»

События


Десятый СТАМ-фестиваль
Десятый СТАМ-фестиваль

3 декабря 2020 г.

Все события»

Учителя


Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

все записи »