1
ИЮНЯ
2019
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

К 100-летию М. Вайнберга и Г. Уствольской

Поиск

Проект Фонда развития культуры «ВО БЛАГО»

Лауреаты международных конкурсов

Елизавета Кошкина (скрипка)

Михаил Турпанов (фортепиано)


В программе:

М. Вайнберг, Г. Уствольская

Регистрация на концерт по ссылке

В этом году отмечаются две знаменательные для отечественной музыки даты: вековые юбилеи выдающихся композиторов Галины Уствольской и Мечислава Вайнберга. Без этих имён немыслима музыка XX века: в творчестве Вайнберга запечатлелась как трагическая история прошедшего столетия, в музыке Уствольской — катастрофический слом в самосознании человека Новейшего времени, обнаружившего себя наедине со вселенской бездной и посылающего в неё свой отчаянный вопль. То предельно экспрессивная, то медитативно-самоуглублённая, их музыка — у каждого в рамках ярко индивидуального и безошибочно узнаваемого стиля — ставит как перед исполнителем, так и перед слушателем сложнейшие экзистенциальные вопросы, не предлагая готовых ответов. Порой после концертов, где исполняются их произведения, публика чувствует себя озадаченной, ошеломлённой, но неизменно с ощущением совершённого важного духовного усилия.

1 июня прозвучат камерные и фортепианные сочинения обоих мастеров. К жанру ансамбля для скрипки и фортепиано оба композитора обращались не единожды. У Вайнберга пять сонат для этого состава. Четвёртая из них, посвящённая легендарному Леониду Когану, заслуженно завоевала наибольшую популярность. У Галины Уствольской всего два сочинения для такого рода: Соната и Дуэт. Но в её собственной системе творческих координат эти произведения словно бы обретают особый «вес», занимая куда более значительное положение, чем «положено по жанру». Как известно, Уствольская категорически возражала против того, чтобы её музыку для небольших составов относили к разряду «камерной», и предпочитала определение «Инструментальная музыка». Это неудивительно: в безжалостной чеканной поступи ровных нот каждая из них настолько весома и обладает такой суггестивной силой, будто их исполняет мощный симфонический оркестр.

Дополнят программу фортепианные миниатюры: 12 прелюдий Уствольской, написанные в те же годы, что и скрипичная соната, и избранные пьесы из «Детских тетрадей» Вайнберга, создававшихся в тяжёлые годы войны. В этой музыке, вопреки названию, нет ничего детского, как можно было бы ожидать. Детство здесь «смято», искорёжено войной; слушая эту музыку, невольно вспоминаются фильмы «Иваново детство» и «Иди и смотри». Символично, что это сочинение прозвучит в международный День защиты детей, напоминая нам о цене, которую заплатили старшие поколения за мир на Земле, и о неизжитых по сей день душевных травмах тех, кто пережил войну.



Внимание! Фото и видеосъемка на концертах запрещена, подробнее здесь...

Анонсы