Авторский курс А. В. Наумова «Вокально-исполнительская стилистика в музыке первой половины XIX века»

9 марта 2020 г. - 21 марта 2020 г. | Курсы

Наследие раннего романтизма — едва ли не самая востребованная репертуарная область в современном певческом обиходе. Не менее трети исполняемых в концертах и используемых в учебно-методическом процессе произведений написано европейскими и русскими мастерами между 1800-м и 1850-м годами. Почти все крупнейшие вокальные державы прошли за эти годы существенный путь, позволяющий говорить о зрелости эстетики и устойчивости нового стиля, притом что влияние и даже порой сопротивление традиций XVIII века ощущается достаточно сильно. Так, в само понятие «стиль» и «стилистика» постепенно начинает вкладываться не столько доработка или переработка композиторского текста (добавление украшений, каденций, варьирование реприз и пр.), сколько прочтение авторских пометок, «разгадывание» замысла, приспособление собственных исполнительских возможностей к максимально полному и точному воспроизведению текста. В Италии, где это мягкое противостояние наиболее очевидно, возникает удивительный феномен, нередко именуемый ныне «эпохой bel canto»: он вместил творчество Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и ранние сочинения Дж. Верди. Во Франции, где параллельно складывалась Большая опера, работали Дж. Мейербер, Д.-Ф.-Э. Обер, Ф. Галеви, Г. Берлиоз. Австро-немецкая культура прочертила линию от Л. ван Бетховена к Р. Вагнеру, изгибом охватившую Ф. Шуберта, К. М. фон Вебера, Р. Шумана и др. Наконец в России это время М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, их старших современников — А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и т. д. Большинство имён и крупнейших сочинений хорошо известны, однако, обращение к нотным текстам в сопоставлении с наиболее известными и яркими исполнительскими версиями приносит порою настоящие открытия. Привычное оказывается не совсем точным, а параллели между синхронными явлениями придают культурной ситуации дополнительный, почти неожиданный объём.

В свете сказанного, курс включает четыре лекции: каждая посвящена, соответственно, итальянской, французской, немецкой и русской композиторской стилистике в вокальном искусстве. Каждая содержит небольшую преамбулу наиболее общего содержания, а затем — ряд примеров из произведений различных композиторов, могущих служить образцами для интерпретации не только конкретных арий или романсов, но и, шире, целого круга сочинений, принадлежащих данному автору или данной национальной школе. 

Тематический план курса:

  1. «Упоительный Россини»
  2.  «Парижское bel canto» 1830–1840-х: В. Беллини, Г. Доницетти
  3.  У истоков Grand opéra: Д. Ф. Э. Обер, Ф. Галеви, Дж. Мейербер
  4. 4Великий и ужасный: вокальное творчество Г. Берлиоза
  5. Оперная Германия — от «Фиделио» до «Голландцу»
  6. Искусство ранней Lied: из «народного духа» к «рождению трагедии»
  7. Русские «итальянцы» и «французы» эпохи М. И. Глинки
  8. А. С. Даргомыжский в поисках «музыкальной правды»

Ссылки