«Ars sacra nova. Мистическая живопись и графика художников-нонконформистов»

16 февраля 2022 г. | Выставки

Фонд Николая Каретникова

Галерея «Веллум»

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

представляют выставку

«ARS SACRA NOVA. Мистическая живопись и графика художников-нонконформистов»

Выставка, которая содержит работы из коллекций галереи «Веллум» и Музея AZ (Музея Анатолия Зверева), подготовлена в рамках совместного творческого проекта и приурочена к первому концерту цикла «MUSICA SACRA NOVA». Открытие выставки состоится 16 февраля в 18:00 в Выставочном зале Московской консерватории (корпус Малого зала, ул. Б. Никитская, 13). На ней будет представлено более тридцати графических и живописных работ выдающихся художников-«шестидесятников»: Оскара Рабина, Владимира Вейсберга, Владимира Стерлигова, Владимира Яковлева, Михаила Шварцмана, Владимира Янкилевского, Михаила Гробмана, Эдуарда Штейнберга, Анатолия Зверева, Валентины Кропивницкой, Дмитрия Плавинского, Игоря Ворошилова и др.

Куратор выставки, искусствовед и коллекционер, основатель галереи «Веллум» Любовь Агафонова говорит: «Феномен Второго русского авангарда покажется бессистемным набором идей, лозунгов, шарлатанства, наивности и эфемерности без вскрытия его комплексных подтекстовых драматургических пружин, зачастую подсознательных целеполаганий. Второй авангард был прямым потомком Первого, хотя зачастую не осознавал этого. Неотъемлемой чертой этого явления был синтез поэзии, музыки, текста и пластического осуществления философских изысканий молодых художников. Практически все шедевры и религиозные откровения рождались на кухнях, за стаканом-другим-третьим вина. Демиург диктовал выводы из прочитанных в журналах по научному атеизму статей. Так, художник и поэт Игорь Ворошилов сформулировал поэтико-философскую концепцию о художнике-творце, рукой которого водит Бог, а ученик Малевича Владимир Стерлигов создал чашно-купольную теорию существования мира, в которой жертвенная чаша, отдав жертву Богу, переворачивается и защищает, став куполом. Все эти теории сегодня кажутся несколько наивными, надуманными, прямолинейными. Но, находясь в условиях религиозного вакуума, не имея практически никаких теологических источников, поэты и художники были искренни в своих изысканиях, в поисках новой повседневности, отличной от набившей оскомину пролетарско-атеистической. Уход в религию, мистицизм был для них, несомненно, одарённых личностей, таким же родом диссидентства, как и выступление на Красной площади против ввода войск в Чехословакию. Только художники, поэты и композиторы преследовали единственную цель, совсем не политическую, ― создать идеальный гармоничный мир».

В один день с открытием выставки в 19:00 в Малом зале консерватории состоится концерт «MUSICA SACRA NOVA. Духовная музыка Второго авангарда», в котором прозвучат хоровые сочинения a cappella композиторов-нонконформистов Николая Каретникова, Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Валентина Сильвестрова и Николая Сидельникова со вступительным словом Ольги Седаковой.

Перед открытием выставки предусмотрено проведение Круглого стола (начало в 14:00, Конференц-зал Московской консерватории, 3-й учебный корпус, ул. Б. Никитская, 11/4).

Выставка продлится до 9 марта.