Косман
Бернгард

  • Годы работы: 1866 - 1870
  • Профессор

Виолончелист, педагог.

Родился 17 мая 1822 года в Дессау.

 Первые навыки игры на инструменте получил у К. Дрекслера (Дессау). В 1837–40 годах совершенствовался у виднейших немецких артистов и педагогов Т. Мюллера (Брауншвейг) и Ф. Куммера (Дрезден). Композицией занимался у М. Гауптмана. С 1840 года находился в Париже, где играл в оркестре «Гранд–Опера» (1840) и «Опера–Комик» (1846). Познакомился с Ф. Шопеном, Г. Берлиозом, Дж. Россини. Играл сонаты Л. ван Бетховена с С. Тальбергом, участвовал с С. Франком в исполнении его фортепианного трио op. 1. В сезон 1842/43 годов с успехом дал первый сольный концерт. В 1841 году играл также с Лондонским оркестром, с 1847 года — с оркестром Гевандхауза. Много выступал как солист и ансамблист. В 1850 году принял приглашение занять пост солиста, камер–виртуоза, концертмейстера Веймарской придворной капеллы (1850–66). Работал под управлением Ф. Листа, с которым впоследствии был связан длительным творческим общением. Выступал с сольными концертами, гастролировал, заслужив всеобщее признание. Встреча в Веймаре с И.Иоахимом и Ф.Лаубом положила начало их многолетней дружбе. Вместе с Г. фон Бюловом и Э. Зингером (скр.) организовал Новое веймарское трио.

В 1866 году был приглашен Н. Г. Рубинштейном на должность первого профессора по классу виолончели в Московскую консерваторию. В день открытия консерватории — 1 сентября 1866 года — исполнил с Рубинштейном Сонату для виолончели и фортепиано A dur op. 69 Бетховена. Вскоре стал широко известен московским слушателям, особенно ценившим в его игре манеру инструментального пения. Первым в России исполнил Концерт для виолончели с оркестром A dur op. 129 Р. Шумана. Совместно с Н. Рубинштейном и Лаубом познакомил москвичей с Тройным концертом С dur ор. 56 Бетховена. В ансамбле с Н. Рубинштейном, А. Доором, К. Клиндвортом и Лаубом неоднократно играл сонаты и трио Бетховена, Шопена, А. Г. Рубинштейна. В 1866–70-е годы активно проявил себя в первом составе Квартета МО РМО, возглавлявшегося Лаубом. Был также концертмейстером группы виолончелей в оркестре МО РМО.

Участник ряда симфонических премьер П. И. Чайковского: танцев из оперы «Воевода» (1867), симфонии «Зимние грёзы» (1868), симфонической поэмы «Фатум» (1869). Композитор ценил Космана как умного, талантливого музыканта и доброго, порядочного человека, во многом единомышленника (имя Космана встречается среди членов фактически возглавлявшегося Н. Рубинштейном кружка профессоров Московской консерватории).

Крупный артист, широко эрудированный музыкант, автор ряда транскрипций и этюдов для виолончели, Косман был для своих учеников высоким примером достижений в виолончельном исполнительском искусстве. Работал в консерватории до 1870 года. Среди учеников — В. Дмитриев (рано ушел из жизни) и А. Брандуков. В 1870–78 жил в Баден-Бадене. С 1878 года до конца жизни преподавал в консерватории во Франкфурте–на–Майне.

Умер 10 или 17 мая 1910 года во Франкфурте–на–Майне, Германия.

Источник: Косман Б. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С.266, 267.