Найтцель
Отто

  • Годы работы: 1881 - 1885
  • Профессор
Найтцель<br /> Отто

Родился 6 июля 1852 г. в г. Фалькенбурге. Незаурядные музыкальные способности Отто Найтцеля, второго ребенка в семье учителя Готфрида Найтцеля и его супруги Луизы (урожд. Мессершмидт), проявились в восьмилетнем возрасте, когда он начал участвовать в концертах как «вундеркинд». По окончании Берлинской гимназии Joachimstal учился в Новой Академии музыки у Т. Кулака и в Берлинском университете. В 1873-1875 гг. брал уроки у Ф. Листа.

В 1875 г. написал за три недели и защитил диссертацию «Эстетические границы программной музыки», получив ученую степень доктора философии. Много выступал как концертмейстер с П. Лука и П. де Сарасате. Оставил воспоминания о своем участии в светской жизни московского общества (впервые опубликованы на русском языке в 1999 г. Д. Г. Ломтевым в его книге «Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий»).

В Москве О. Найтцель познакомился с альтисткой Софией Ромбои, вскоре ставшей его женой. По возвращении в Германию выбрал местом постоянного пребывания Кёльн, продолжая поддерживать дружеские контакты с рядом московских коллег, в особенности с К. К. Альбрехтом. С 1887 г. посвятил себя всецело сочинению музыки и публицистике, снискав на этом поприще славу незаурядного музыкального писателя. Зимой 1906-1907 гг. совершил гастрольную поездку в США, где выступал с концертами-лекциями. В марте 1919 г. избран членом Прусской Академии искусств в Берлине (секция музыки).Умер 10 марта 1920 г. в г. Кёльне.

Педагогическая деятельность:

В 1879–1881 гг. музыкальный директор городского театра в Страсбурге и преподаватель местной консерватории. С 1881 по 1885 г. профессор специального фортепиано в Московской консерватории (приглашен Н. А. Губертом).

В программу обучения включал этюды К. Черни и И. Крамера, «Маленькие прелюдии», инвенции И. С. Баха, сонаты Ф. Э. Баха, Л. ван Бетховена, «Экспромты» и «Музыкальные моменты» Ф. Шуберта, фортепианные пьесы Ф. Мендельсона-Бартольди.

Давал также частные уроки фортепианной игры в аристократических кругах Москвы, концертировал. Охарактеризованный П. И. Чайковским как очень почтенный музыкант, но плохой пианист и еще худший преподаватель, Найтцель был в действительности незаурядным педагогом и пианистом (современники часто сравнивали его с Ф. Листом).

В 1885–1887 гг. профессор по классу специального фортепиано в Кёльнской консерватории.

Сочинения:

Отто Найтцель – автор шести опер (особенную известность получила «Барбарина», 1905), оды для хора, оркестра и органа «Отечество» ор. 43, Фантазии для фортепиано с оркестром, сочинений для фортепиано, песен.

Научные труды. Издания. Публикации

  • Der Führer durch die Oper. Leipzig, 1890
  • Beethovens Symphonien: nach ihrem Stimmungsgehalt erläutert. Köln, 1891
  • Thematischer Leitfaden durch das Programm des 69. Niederrheinischen Musikfestes. Köln 1892
  • Camille Saint-Saёns. Berlin, 1899
  • Musikästhetische Betrachtungen. Erläuterungen des Inhalts klassischer und moderner Kompositionen des Phonola- und Dea-Künstlerrollen-Repertoirs. Leipzig, 1907
  • Aus meiner Musikantenmappe: Ernstes und Heiteres. Berlin, 1914
  • Zur Aufführung des Parsifal in Köln. Köln, 1914
  • Der Führer durch die deutsche Oper: Text, Musik und Szene erläuternd. Klassiker und Romantiker. Stuttgart–Berlin 1920
  • Richard Wagners Opern: in Text, Musik und Szene erläutert. Stuttgart–Berlin, 1920
  • Воспоминания о Москве (перевод Д. Ломтева)// Фортепиано, 2001, № 2 (12)

Публикации об этом педагоге

  • Dette A. Die Barbarina. Ein Führer mit Notenbeispielen durch die Oper mit kurzem Überblick über des Komponisten Leben und Schaffen. Fulda, 1913
  • Engel, H. Otto Neitzel. – in: Pommersche Lebensbilder. Bd. 1. Pommern des 19. und 20. Jahrhunderts. Stettin, 1934
  • Ломтев Д. Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. М., 1999
  • Ломтев Д. Г. У истоков. М., 1999
  • Lomtev D. Deutsche Musiker in Russland. Zur Geschichte der Entstehung der russischen Konservatorien. Sinzig, 2002
  • Lomtev D. An der Quelle. Lage-Hörste, 2002