Музыкальная культура Средневековья. (Тезисы и доклады конференции) Вып. 2


  • Издательство: Московская консерватория, 1992
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 223

Составитель и ответственный редактор Т. Ф. Владышевская. Редактор Г. М. Малинина.


Второй сборник серии «Музыкальная культура Средневековья» знакомит читателей с тезисами и докладами трех научных конференций, посвященных музыкальной культуре православного мира. При участии: Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Владышевская Т. (Москва) К 1000-летию Крещения Руси. Отражение русской истории в древнерусских песнопениях 5
Стефанская О. (Москва) Службы святым Борису и Глебу в музыкальных рукописях XI-XV вв. 10
Карастоянов Б. (Болгария) Стихира Борису и Глебу «Плотьскоую богатаща» – выдающийся образец древнерусского певческого искусства 12
Серегина Н. (Санкт-Петербург) Неизвестная стихира на освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII века 14
Малинина Г. (Москва) История новгородской земли XII века в различных памятниках древнерусского искусства 17
Каркадиновская Н. (Москва) Песнопения Сергию Радонежскому в рукописях XVII века из собрания МГДОЛК им. П. И. Чайковского 26
Денисов Н. (Москва) Служба старообрядческому епископу Павлу Коломенскому 33
Герасимова-Персидская Н. (Киев) Украинский лицевой Ирмологион начала XVIII века 39
Ясиновский П. (Львов) О напевах в украинских певческих рукописях 41
Васильченко Г. (Киев)
Типологические схождения структурных признаков славянских распевов 43
Шевчук Е. (Киев) Киевский распев как явление певческого искусства юго-западной Руси 46
Игошев Л. (Москва) Вопросы эволюции русского музыкального мышления в XVI-XVII вв. (проблемы звуковысотности) 48
Шабалин Д. (Кемерово) Проблемы дешифровки памятников древнерусской хоровой музыки 50
Тевосян А. (Москва) Средневековая монодия и пятилинейная нотация: расшифровка или перевод? 54
Холопова В. (Москва) О ритмике столпового знаменного распева 57
Федорова Г. (Москва)
Обиходные лады в песнопениях южнорусской певческой традиции 58
Алексеева Г. (Владивосток) О генезисе системы осьмогласия знаменного распева 60
Холопов Ю. (Москва) Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской монодии 63
Лозовая И. (Москва) Русское осьмогласие знаменного распева как оригинальная ладовая система 65
Захарьина Н. (Санкт-Петербург) Осмогласники как художественное явление в певческой культуре Древней Руси 69
Акопян Л. (Ереван) Происхождение мелодических формул средневекового армянского восьмигласия 73
Аревшатян А. (Ереван) О некоторых особенностях музыкальных циклов армянского требника «Маштоц» 75
Гусейнова З. (Санкт-Петербург) Музыкально-теоретические руководства XV – первой половины XVI вв. 77
Смоляков Б. (Москва) Попевочный раздел «Ключа разумения» как важный информативный свод распевов знамен 80
Никишов Г. (Санкт-Петербург) «Ключ знаменный» Христофора в связи с написанными им нотными сборниками 83
Гаврилова Т. (Москва) Древнерусские певческие рукописи в собрании ГЦММК им. Глинки 85
Калиниченко Н. (Астрахань) Певческие рукописи в собрании А. С. Уварова 86
Скворцова И. (Москва)
Собрание певческих рукописей Московской консерватории 87
Алехина Л. (Москва) Певческие книги в собрании музея им. А. Рублева 90
Асламазян М. (Москва) Об одной крюковой рукописи середины XVII века из собрания МГДОЛК им. П. И. Чайковского 92
Богомолова М. (Душанбе) Рукописные источники безлинейного многоголосия в фондах ГИМ и ГБЛ 93
Мурьянов М. (Москва) Проблемы реконструкции древнерусского Ирмология 95
Ясиновский Ю. (Львов) Источниковедческие проблемы древнерусского певческого искусства: к вопросу о типологии певческих рукописей 98
Кондратович И. (Москва)
О перспективах сравнительной медиевистики 99
Голабовский С. (Югославия) Русско-македонские связи 101
Володина Е. (Муром)
О византийском влиянии в русской музыкальной культуре XI-XIII вв.: усвоение принципа каноничности 108
Быков В. (Москва)
Некоторые проблемы музыкальной эстетике в ранней патристике 110
Белоненко А. (Санкт-Петербург) К вопросу о типологии русской мысли XI – начала XV вв. о певческом искусстве 112
Рамазанова Н. (Санкт-Петербург) Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла 115
Бурилина Е. (Санкт-Петербург)
Образно-смысловяе связи слова и музыки в древнерусских песнопениях (на примере задостойника «О тебе радуется») 119
Богомолова М. (Москва)
Путевой распев и его место в древнерусском певческом искусстве 122
Пожидаева Г. (Москва)
Об истории развития демественного пения и его бытования 124
Рахманова М. (Москва) Духовный стих. Взаимодействие устной и письменной традиций 126
Солощенко Л. (Чернигов) К вопросу о генезисе русского фольклорного духовного стиха 127
Солощенко Л. (Чернигов) К проблеме типологии традиций русского духовного стиха 131
Грузинцева Н. (Санкт-Петербург) О двух вариантах распева покаянного стиха «Виждь своя пребезаконенная дела» 135
Былинин В. (Москва) Древнерусское плачи (XI-XVI вв.) 138
Шиндин Б. (Новосибирск)
Жанровые атрибуты древнерусского профессионального певческого искусства 141
Успенский Б. (Москва) К вопросу о хомовом пении 144
Велимирович М. (США, Университет Вирджиния)
Изучение русской средневековой музыки в Западной Европе и Америке 147
Киселева Л. (Санкт-Петербург)
Основные проблемы изучения рукописных памятников западного средневековья в соответствии с задачами советского музыкознания 149
Баранова Т. (Москва) Николай Дилецкий и западноевропейская теория музыки 152
Келдыш Ю. (Москва) О времени возникновения партесного пения в России 156
Буцкая С. (Минск)
О принципах формообразования в гармонизациях знаменного распева конца XVII века 159
Протопопов В. (Москва) Многоголосные обработки мелодий болгарского распева по русским рукописям XVII века 159
Ульф-Мюллер Н. (Дания) К вопросу о стилевых особенностях партесных гармонизаций болгарского распева 160
Мазуркевич Л. (Санкт-Петербург) К вопросу и стилистике болгарского распева 161
Заболотная Н. (Москва) Опыт анализа пяти партесных концертов на один текст. О драматургической значимости музыкального и словесного рядов в партесном произведении 163
Пантиелев Г. (Москва)
О «Херувимской» С. И. Беляева – композитора петровского времени 166
Розанова Н. (Москва) Нотный рукописный сборник конца XVII века – как яркий пример расцвета хорового партесного стиля 167
Сохраненкова М. (Москва)
Партесные концерты В. К. Тредиаковского (1703-1968 гг.) 170
Лебедева А. (Москва) Опыт реконструкции кантаты на закладку в 1773 году Большого Кремлевского дворца по проекту Баженова 174
Журавленко И. (Москва) «Суди ми» Василия Титова как образец первого хорового стиля выдающегося мастера конца XVII – начала XVIII вв. 176
Максимов В. (Москва) Неисследованные страницы творчества А. А. Алябьева 177
Кудряшов А. Ю. (Москва) Историко-философский аспект музыкальной иконописи в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» 180
Кандинский А. (Москва) Песнопения Всенощного бдения в интерпретации Рахманинова 183
Зацепина Т. (Москва) Изучение хоровой литературы на основе древнерусских распевов (конец XIX – начало ХХ в.) как средство совершенствования профессиональной подготовки хорового дирижера 187
Никитина Л. (Москва)
Развитие хоровой музыки и жанровая память искусства 189
Буцко Ю. (Москва) «Полифонический концерт» (авторская аннотация к сочинению) 192
Богомолова Л. (Москва) Коллекция фонограмм старообрядческих песнопений Московской консерватории 194
Денисов Н. (Москва) Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья 196
Школьник И., Школьник М. (Москва)
Византино-русский Ирмологий: актуальные проблемы сравнительного исследования 211
Красильников И. (Москва)
Архив Московского Синодального училища церковного пения и Синодального хора как источник изучения истории русской хоровой культуры конца XIX – начала ХХ века 215