Научный вестник Московской консерватории №3 2013


  • Издательство: Московская консерватория, 2013
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 208
  • ISBN: 2079-9438

Константин Зенкин. Дебюсси в диалогах с Бахом и Вагнером: ощущение музыкального времени
В статье анализируются опубликованные высказывания Дебюсси о Бахе и Вагнере. Сопоставление имен двух немецких композиторов, заданное текстами самого Дебюсси, позволяет прикоснуться к глубинной проблематике творчества французского новатора — а именно к его специфическому ощущению музыкального времени как в чистой музыке, так и в синтетических музыкально-театральных жанрах. Подвергается анализу понятие арабески, применяемое Дебюсси к музыке Баха и выражающее его идеал музыкального развития, в противоположность вагнеровской оперно-симфонической технике.
Ключевые слова: Дебюсси, Бах, Вагнер, арабеска, опера, лейтмотив, разработка, музыкальное время

Елена Ровенко. Анри Бергсон: «Музыка Дебюсси — это музыка “la durée”»
Среди современников Дебюсси, интересовавшихся его музыкой, Анри Бергсон занимает особое место. Утвердив в правах психологическое время, философ отразил общие тенденции эпохи рубежа XIX–XX веков, которые нашли воплощение и в искусстве. Поэты и художники-символисты отправились на поиски не только вечности, но и времени жизни сознания — последнее эквивалентно бергсоновскому феномену длительности (la dur?e). Однако сам философ выбирает именно музыку Дебюсси в качестве звучащего воплощения la dur?e. В настоящей статье предпринимается попытка выявить основания подобного сопоставления, исходя из характеристик звукового мира Дебюсси.
Ключевые слова: Клод Дебюсси, Анри Бергсон, la dur?e, художественное время, мировоззрение эпохи, воспринимающее сознание, концепция «соответствий» (correspondances).

Владимир Чинаев. Арабески невыразимого: Дебюсси, Малларме, символистский контекст
Черты стилистической и поэтологической общности К. Дебюсси и С. Малларме рассматриваются под углом зрения французской символистской эстетики. Цель статьи — показать, что креативность Дебюсси, утверждающая принципиально новую систему музыкальной выразительности, во многом родственна революционности поэтического творчества Малларме. В центре внимания находятся такие имманентные художественные метафоры и понятия символизма, как Невыразимое, Тайна, непознаваемая Идея; согласно символистской концепции творчества, духовные «истины» и «идеи» бытия, скрытые за видимостями конкретных явлений, могут быть выражены с помощью Суггестии, Намека, но также — посредством абстрактной Арабески как символистской аллегории Чистого искусства. В статье прослеживается, к?к именно эти, наиболее общие, принципы символизма способны формировать многомерный и вместе с тем отвлеченный характер художественного образа. Предпринята попытка показать, как суггестивно-неоднозначная глубина содержания и самоценная красота музыкального звука, поэтического слова могут образовывать напряженное поле взаимодействия даже в условиях одного произведения. В основе сравнительного анализа, сопоставлений и аналогий — фортепианные Прелюдии Дебюсси, поэтические сочинения позднего Малларме, их теоретические статьи и корреспонденция; главные положения статьи подкрепляются некоторыми концепционными идеями и образно-смысловыми параллелями творчества единомышленников Малларме и Дебюсси (П. Верлен, М. Метерлинк, О. Редон, Дж. Уистлер и др.), а также мыслями современных исследователей. Многие цитируемые источники фигурируют в русскоязычном искусствоведении впервые.
Ключевые слова: Дебюсси, Малларме, французский символизм, символизм в музыке, арабеска

Инна Иглицкая. Дебюсси: между жизнью и смертью (психоаналитическая фантазия)
Статья представляет собой опыт применения психоаналитического подхода к музыкальному сочинению. На примере анализа вокальной пьесы К. Дебюсси автор показывает присутствие в художественном произведении принципов и признаков сновидения, какими они представлены в теории З. Фрейда. В процессе анализа в рассматриваемой пьесе обнаруживаются такие механизмы работы сновидения, как сгущение, смещение и др.; делается попытка проникновения в ее скрытое содержание.
Ключевые слова: Дебюсси, Фрейд, Рождество, сновидение, смещение, сгущение, исполнение бессознательного желания

Марина Карасева. О ложных маркер-пойнтерах: музыкальные стратегии в фильмах Тарантино
Основным концептуальным объектом рассмотрения в статье является музыкальный язык и особенности его слухового восприятия. Главным материалом для исследования служат саундтреки к фильмам Тарантино, рассматриваемые в предлагаемом аспекте впервые в публикации на русском языке. Проблематика статьи строится на сочетании музыкально-теоретического, социокультурного и психологического подходов. Автор вводит понятие маркер-пойнтера (от англ. marker — «знак», «метка» и pointer — «указатель») как коммуникационного и психотехнического приема, выявляет специфику применения данного прие
ма в классической и современной звуковой драматургии. В контексте фильмов Тарантино рассматриваются вопросы стереотипизации, использования цитат и аллюзий, этнической стилизации и особенностей авторского месседжа. По результатам практического эксперимента выявляются и анализируются музыкально-выразительные эффекты полистроя.
Ключевые слова: киномузыка, полистрой, музыкальная стилизация, маркер-пойнтер

Константин Рычков. 4D-модель голливудской киномузыки
Принятая в США практика создания музыки к фильму имеет ряд отличительных черт, связанных как со спецификой работы композитора и его многочисленных сотрудников в системе коммерческого кинопроизводства, так и с многоликостью самого продукта под названием «киномузыка». В статье последовательно анализируются четыре формы существования киномузыки (кинопартитура, саундтрек, компонент медиатекста и концертные аранжировки); сравниваются композиторские эскизы, оркестровки и аранжировки отдельных тем; освещается концертная «судьба» некоторых кинопартитур, а также — нынешнее состояние источников киномузыки.
Ключевые слова: Голливуд, киномузыка, кинопартитура, саундтрек, медиатекст, кинокомпозитор, оркестровка, аранжировка, источники, предварительный саундтрек, музыкальный редактор, музыкальный супервайзер, Арнольд Шёнберг, Миклош Рожа, Алекс Норт, Джерри Голдсмит, Джон Уильямс, Ханс Циммер, Remote Control Productions

Джеймс Вьежбицки. Звуковой ряд как музыка: о новых путях в изучении киноискусства
Перевод Дарьи Седовой
В статье предлагается новая концепция восприятия звукового пространства фильма в качестве упорядоченной шумовой партитуры — своего рода конкретной музыки. Логичность пропорций, а также общие закономерности развития, присущие такого рода шумовому саундтреку, можно рассматривать как результат продуманной творческой работы. Подробный анализ «Дней жатвы» Терренса Малика подтверждает идею о том, что сформулированное Кейджем понятие «организация звука» в полной мере применимо к саундтрекам фильмов, где диалоги по воле режиссера могут отходить на второй план.
Ключевые слова: киномузыка, конкретная музыка, саундтрек, золотое сечение, «Дни жатвы», Терренс Малик, Сен-Санс, Джон Кейдж

Григорий Моисеев. П. И. Чайковский и великий князь Константин Николаевич. К истории взаимоотношений
В предлагаемой статье впервые проанализированы личные и творческие контакты П. И. Чайковского с одним из ярких представителей императорской династии Романовых, великим князем Константином Николаевичем (1827?1892) — президентом Русского музыкального общества (с 1873 по 1892), инициатором музыкальных преобразований, активным музыкантом-любителем. Творческие истории ряда произведений Чайковского московского периода — Второй симфонии, Второго струнного квартета, опер «Опричник», «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», рассмотренные в контексте этих взаимоотношений и инициатив, приобретают новое измерение, новое «звучание». Процесс общения композитора и великого князя последовательно прослежен начиная с середины 1860-х и до конца 1880-х годов. Константин Николаевич был первым августейшим покровителем Чайковского, оказавшим необходимую и своевременную поддержку в важнейшем для композитора деле — распространении его музыки в тот период, когда он начинал приобретать известность (1870-е годы). Оперы московского периода создавались параллельно «оперному проекту» Константина Николаевича. Так, оперы «Кузнец Вакула» и «Евгений Онегин» фактически были написаны для Русского музыкального общества. Общение Чайковского с семьей великого князя положило начало творческому союзу с его сыном, великим князем Константином Константиновичем (поэтом К. Р.). Статья подготовлена на основе ранее неизвестных архивных документов.
Ключевые слова: П. И. Чайковский, великий князь Константин Николаевич, Н. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник, Русское музыкальное общество, августейший патронаж, династия Романовых, музыкальная жизнь Санкт-Петербурга, музыкальная жизнь Москвы, придворная музыкальная культура, Мраморный дворец, Московская консерватория

Инна Барсова. Искусство музыки и vanitas
Слова из Книги Экклезиаста о «суете сует» (vanitas) представлены в статье как одна из важных духовных тем западноевропейского искусства XVI–XVIII веков, размышления над которой объединили художников и музыкантов, протестантов и католиков, итальянцев и жителей северных стран Европы. Объясняется эмблематика живописных полотен, очерчивается круг сюжетов, связанных с мыслью о бренности бытия. Особое внимание уделено канонам Яна Питерсзона Свелинка на текст Vanitas vanitatum: радикальный пессимизм автора библейской Книги не был близок великому композитору; его вера в спасительную силу музыки, отрешающую человека от суеты жизни, оправдывала труд музыканта и придавала ему смысл в собственных глазах мастера и в глазах его многочисленных учеников.
Ключевые слова: vanitas, Книга Экклезиаста, Ян Питерсзон Свелинк, натюрморт, Ян ван Эйк, Маттиас Витхос, Ян Брейгель Младший, Бенедетто Памфили, коллекция Дориа-Памфили, «Триумф Времени и Разочарования»

Материалы научной конференции к 150-летию Клода Дебюсси

Константин Зенкин. Дебюсси в диалогах с Бахом и Вагнером: ощущение музыкального времени 5

Елена Ровенко. Анри Бергсон: «музыка Дебюсси — это музыка “la durée”» 14

Владимир Чинаев. Арабески невыразимого: Дебюсси, Малларме, символистский контекст 38

Инна Иглицкая. Дебюсси: между жизнью и смертью (психоаналитическая фантазия) 60

Материалы международной научной конференции
«Закадровое искусство: история и теория киномузыки»

Марина Карасева. О ложных маркер-пойнтерах: музыкальные стратегии в фильмах Тарантино 82

Константин Рычков. 4D-модель голливудской киномузыки 98

Джеймс Вьежбицки. Звуковой ряд как музыка: о новых путях в изучении киноискусства 120
Перевод Дарьи Седовой

Памятные даты 2013 года: П. И. Чайковский (1840–1893)
История музыки в документах

Григорий Моисеев. П. И. Чайковский и великий князь Константин Николаевич: к истории взаимоотношений 136

Материалы международной научной конференции
«Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка»

Инна Барсова. Искусство музыки и vanitas 168

Рецензии

Лыжов Г. И. Праздник на улицах Русской Касталии 185
А. М. С. Боэций. Основы музыки / подготовка текста, перевод с латыни и комментарии С. Н. Лебедева


Сведения об авторах 199

Аннотации 201

Contributors of this issue 203

Abstracts 205

Информация для авторов 207