9
ФЕВРАЛЯ
2011
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Поиск

цена билета 150 - 400

Билеты продаются

Абонемент № 21. «Ударные дни Марка Пекарского»

«Ивану Соколову — полтинник!»

Ансамбль Марка Пекарского

в составе:

Дмитрий Щёлкин

Игнатий Матюхов

Ксения Красавина

Владимир Урбанович

Елисей Дрегалин

Ярослав Шевченко

Юрий Посыпанов


В программе:

И. Соколов
«В музее первобытного искусства» (2011) Первое исполнение
«Марко-космос» (1998)
«Светлые и печальные мелодии» (2010) Первое исполнение

Очередной концерт абонемента «Ударные дни Марка Пекарского» приурочен к 50-летию нашего современника, композитора Ивана Соколова. В программе — три сочинения юбиляра, два из которых будут исполняться впервые.

Марк Пекарский — об Иване Соколове

Не может быть! …Никогда не поверю, — ведь для меня Иван Соколов был и всегда остаётся взрослым ребёнком. Какой смысл я вкладываю в эти слова? Слушайте.

Ребёнок всегда знает, что делать. Вы скажете: есть, да спать. Совершенно справедливо, но это всего лишь — физиология. Я же говорю об умственной и, главное, духовной жизни, — а она, эта детская духовность, реализуется в игре, в этом, по определению Юрия Лотмана, «виде непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе». Это означает, что пока человек не потерял вкус к игре, как таковой, он всё ещё ребёнок. «Что наша игра? — Жизнь!», — чуть-чуть «поправил» Томского из оперы «Пиковая дама» мой дорогой друг композитор Иван Соколов. Ещё одно его сочинение — тоже об игре: «Игра без начала и конца». Прекратив играть, человек переходит в категорию взрослых и с этого момента перестаёт жить в детском пространстве, то есть он не живёт, а справляет в жизни нужду, — он доживает.

Человек способен добровольно сделать экзистенциальный выбор: сохранить ли в себе детскую непосредственность или принять «взрослые» ценности:

Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! — но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил — и Бог не спас!

«Ужасно стариком быть без седин», — заключает эту грустную историю Михаил Юрьевич Лермонтов. …Как же много я вижу вокруг стариков — и преклонного возраста, и, что особенно печально, совсем молодых! Они разучились играть, их интересуют лишь «продуктивный результат». Уже в 19 лет они рассуждают о пенсии. Увы, совсем немногие сохраняют любопытство и удивление во взоре, совсем немногие сохраняют талант детского восприятия жизни, и Иван Соколов — один из них!

В программе — три сочинения, два из которых будут исполняться впервые.

Аннотация к произведениям — Иван Соколов

«В музее первобытного искусства» (2011) для ансамбля ударных инструментов

Многие согласятся с тем, что когда мы думаем о первобытной музыке, в сознании сразу возникают ударные инструменты. Но не только поэтому это сочинение называется «В музее первобытного искусства». Мне давно уже хотелось передать в музыке то ни с чем несравнимое художественное ощущение, которое я всегда испытываю, оказавшись в залах подобных музеев, например — в первобытном отделе питерского Эрмитажа. Экспонаты невероятно отдалены от нас во времени, и это заставляет нас особенно напряжённо вчувствоваться в смысл каждого дошедшего до нас из глубины тысячелетий информационного сообщения. Вглядываясь в эти как бы «бедные», «примитивные» (лишь по сравнению с позднейшим искусством!) формы, мы становимся сотворцами неизвестных людей, перекинувших к нам своё вдохновение по этому мистическому временному мосту. Интерпретируется это искусство, как правило, наиболее свободно, творчески многообразно. И в этом — его связь с искусством новейшим.

Вот о чём я думал, когда сочинял для ансамбля ударных Марка Пекарского пьесу «В музее первобытного искусства».

«Маркокосмос» (1998) для ансамбля ударных инструментов

В названии этого сочинения легко читается связь с Б. Бартоком («Микрокосмос») и Дж. Крамом («Макрокосмос»). Мне хотелось отдать дань почтения М. И. Пекарскому, который вот уже третье десятилетие исполняет всё, что я пишу для ударных инструментов. За годы существования ансамбля возник целый «космос» из произведений, для него написанных. И чтобы как-то передать многообразие этого космоса, я вспомнил свой старый текст (кажется 1989 года, когда рушилось и созидалось много подобных «космосов») и решил проиллюстрировать его звучанием ударных. Здесь, как и во всех почти сочинения для ударных, имеет значение внешний вид инструмента, манера игры на нём. Одним словом театральный элемент.

«Светлые и печальные мелодии» (2010) для ансамбля ударных инструментов

И, наконец, в третьем сочинении сегодняшнего концерта мне хотелось бы пойти по несколько парадоксальному пути, а именно попробовать достичь на ударных инструментах пения. В этой пьесе меньше (или почти совсем нет) инструментального театра, но зато есть ощущение первозданной формы — круга. А может быть, и совсем другие ощущения ведь помимо композитора и исполнителей, музыку творят на концерте ещё и слушатели и каждый по-своему.

Иван Соколов


Иван Соколов родился в 1960 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию как пианист (класс профессора Л. Н. Наумова) и композитор (класс профессора Н. Н. Сидельникова), а затем — ассистентуру-стажировку по классу композиции.

В 1986–1994 гг. преподавал в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, в ДМШ при Музыкальном училище (композиция, импровизация), с 1988–1994) — в Московской консерватории на кафедре инструментовки и чтения партитур. С 1995 года Иван Соколов живёт и работает в Кёльне и Москве. С 2005 года преподаёт на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории, параллельно, с 2006 года — в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс специального фортепиано, ассистент В. М. Троппа), а с 2007 года — на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (камерный ансамбль). В настоящее время, И. Соколов — доцент Московской консерватории.

И. Соколов ведёт активную концертную деятельность: в 1980–1990-е гг. — по странам Европы, а с 2002 года выступает с ежегодными концертами в США. Репертуар пианиста необычайно широк: от музыки барокко, классицизма и романтизма, до современных композиций XX и XXI вв. И. Соколов осуществил премьеры произведений Э. Денисова, Н. Сидельникова, Н. Корндорфа и других авторов.

И. Соколов — активный участник музыкальных фестивалей: «Московская осень», «Альтернатива», «Декабрьские вечера» (Москва), фестиваля им. А. Сахарова (Нижний Новгород). Выступал с дирижёрами Г. Рождественским, А. Лазаревым, пианистами М. Аргерих, А. Любимовым, скрипачами Т. Гринденко, К. Блахером, П. Копачинской, виолончелистами Н. Гутман, А. Ивашкиным, Н. Шаховской, певцами А. Мартыновым, Л. Давыдовой.

С 1987 года И. Соколов — член Союза композиторов России. Композиторское дарование И. Соколова признано не только в нашей стране, но и за её пределами. Им создано много камерных сочинений, два музыкально-сценических произведения, опера, около 200 романсов, музыка для хора, для фортепиано, для ансамбля ударных и др. В своих сочинениях композитор использует необычные приёмы звукоизвлечения, нетрадиционную музыкальную лексику. Кроме того, Иван Соколов является автором книг, научных трудов и публикаций.

Компакт-диски музыканта выпущены фирмой Megadisc (Бельгия).


Ссылки


Ссылки


Марк Пекарский

Заслуженный артист России


Анонсы