21
СЕНТЯБРЯ
2012
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Поиск

Концерт-портрет: Тристан Мюрай

Марина Рубинштейн (флейта)

Мона Хаба (фортепиано)

Ансамбль Студия новой музыки

Дирижер –

Игорь Дронов

Художественный руководитель –

Владимир Тарнопольский


В программе:

Т. Мюрай
Тринадцать цветов заходящего солнца для 5 инструментов (1978)
La Mandragore для фортепиано (1993)
Lachrymae для альта и струнного квинтета (2011)
Seven Lakes Drive для ансамбля (2006)
Вопросы, оставшиеся без ответа для флейты (1995)
Pour adoucir le cours du temps для камерного оркестра и электроники (2005)

Вырвавшись в середине 1970-х годов из жестких, рациональных рамок сериального письма, культивировавшегося Булезом, Мюрай и композиторы группы L'Itinéraire обратились и к иным измерениям звука, и к другому пласту многовековой французской культурной традиции. «Музыкальный язык привязывается теперь к глубокой разработке феномена звука во всей его сложности как гармонической, так и негармонической. С этого времени можно сказать, что композиторы L'Itinéraire, благодаря своей хорошо оборудованной исследовательской лаборатории, входят в свою работу над произведением, как скульпторы, работающие со звуками» (L'Itinéraire, се sera demain – «Маршрут, предстоящий завтра»). Образуемые каждым конкретным звуком (не обязательно взятым на скрипке, виолончели или кларнете, но и на таких экзотических инструментах, как псалтирь библейских времен или тибетская труба) гармонические и негармонические обертоны тщательно исследуются композитором с помощью компьютера и служат «строительным материалом» для создания протяженных партитур, бесконечно разнообразных. Ведь подобно тому, как нет людей с одинаковым рисунком линий на ладони, как нет звезд с одинаковым спектром, так нет и звуков в окружающем нас мире, чьи спектры, иногда слышимые, иногда неслышимые «невооруженным ухом», совпадали бы. Несмотря на «машинное» происхождение такого спектра, разворачивается он перед слушателями в звучании обычных европейских инструментов, чьи звуковые возможности, однако, расширены не совсем привычными способами звукоизвлечения; «живые» звуки часто сочетаются с электронным звучанием. Таким образом, звук живет в своих, природой заданных рамках, путешествуя при этом из одного состояния в другое.

На новом этапе композиторского письма Мюрай следует истинно французской традиции, соединив в своих открытиях скрупулезную аналитичность Рамо, создавшего привычную ныне, школьную гармоническую систему «на природных (т.е. физических) основаниях», выводя все аккорды и их иерархию из свойств основного тона, и преклонение перед красотой каждого отдельного звука, свойственное гению музыкального импрессионизма – Дебюсси. В компьютерную эпоху в условиях растущей глобализации Мюрай проявляет себя художником истинно французского духа, соединяя рациональность и красоту.

Федор Софронов, Вера Серебрякова

Дополнительная информация о проекте

Спектры времени. Французская музыка сегодня

Ансамбль «Студия новой музыки» представляет новый проект с участием крупнейших французских композиторов – «Спектры времени. Французская музыка сегодня». Три концерта и три творческие встречи – с Тристаном Мюраем, Филиппом Леру и студиями электронной музыки GRAME (Леон) и CIRM (Ницца) – очерчивают неповторимый облик современной французской музыки сегодняшнего дня. Эти музыкальные события призваны выстроить основную парадигму музыкальной Франции, краеугольные камни которой были заложены еще тридцать лет назад: отказ от структурализма в духе Булеза, всестороннее исследование звука как отдельного феномена (преимущественно средствами современных компьютерных технологий), и, как следствие, преодоление ясной, тончайше нюансированной музыкальной красочности над строгой графикой авангарда середины века.

Тристан Мюрай, один из основателей и теоретиков спектральной школы, уже приезжал в Москву в 2005 году, что стало одним из значительнейших музыкальных событий сезона. Электронная студия GRAME, представляющая компьютерный, наукоемкий «бэкграунд» современного искусства, все чаще выходящий на первый план, также находится в постоянном сотрудничестве с музыкантами из России. Филипп Леру, один из ведущих композиторов-постспектралистов, посещает столицу впервые.

Федор Софронов


Ссылки


Ссылки


Игорь Дронов

Заслуженный артист России


Анонсы