К 180-летию С.И. Мамонтова: предметы из собрания семьи Чернышёвых

18 ноября 2021 г. - 30 декабря 2021 г. | Выставки

Представленные на выставке артефакты связаны с повседневной жизнью семьи Мамонтовых на рубеже XIX-XX столетий.

Все предметы от творений великих русских живописцев до детских игр свидетельствуют о постоянной вовлеченности членов Мамонтовской семьи в творческий процесс, а репродукция работы Ботичелли, принадлежавшая Е.Г. Мамонтовой наглядно демонстрирует связь этого творчества с христианской традицией и высочайшими достижениями мирового искусства.

Изданная в 1894 году стараниями С.И. Мамонтова и В.Д. Поленова «Хроника нашего Художественного кружка» рассказывает о домашнем театре Мамонтовых. Он стал литературно-художественной основой того, что теперь называется Мамонтовским художественным кружком. Хроника развернута на воспроизведении афиши В.М. Васнецова к спектаклю по пьесе С.И. Мамонтова «Черный тюрбан». Нехарактерная для Васнецова тематика и манера изображения, подчеркивает вовлеченность каждого из участников в единую стилистику постановки, диктуемую ее сценаристом и режиссером Саввой Мамонтовым.

Со временем домашнее увлечение театром переросло для Саввы Ивановича в создание Русской частной Оперы. Но и тогда ее участники оставались людьми вхожими в Мамонтовский дом и зачастую близкими его семье. Об этом свидетельствует публикуемый впервые рисунок Ф.И. Шаляпина в альбоме А.С. Мамонтовой, сестры В.С. Мамонтовой, модели знаменитой картины В.А. Серова «Девочка с персиками».

О добрых отношениях в Художественном кружке и роли хозяйки Мамонтовского дома, Елизаветы Григорьевны свидетельствует выполненная М.М. Антокольским бронзовая отливка ее руки, смонтированная на подставку из итальянского мрамора.

Фотоальбом, относящийся к последним годам жизни Саввы Ивановича, запечатлел облик его гончарной мастерской в Бутырках. До последних дней С.И. Мамонтов оставался верен своей убежденности в роли декоративно-прикладного искусства как воспитателя вкуса и оставался практиком, как в искусстве, так и в бизнесе. Именно ему и его Бутырской мастерской мы обязаны Уникальными майоликами по мотивам произведений М.А. Врубеля на фасадах гостиницы Метрополь.

Один из эскизов майолики принадлежащий руке М.А. Врубеля представлен в экспозиции. На акварели в правом нижнем углу рукой Саввы Ивановича написано «Хорошо».

Выставка мемориальных предметов из собрания семьи Чернышёвых приоткрывает новые грани личности и окружения Саввы Ивановича Мамонтова, человека о котором К.С. Станиславский писал: «Трудно охватить и оценить его многогранный талант, сложную природу, красивую жизнь, многостороннюю деятельность».

Организатор выставки – архитектор, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, член Союза художников России Н.С. Чернышёв. Выставка экспонируется в фойе Большого зала.