Конкурсы

I Международный конкурс научно-творческих работ музыкантов-исполнителей «Территория творчества»

15 января 2024 г.

Положение о Первом международном конкурсе научно-творческих работ музыкантов творческо-исполнительских специальностей «Территория творчества»

Навстречу 100-летию Школы Высшего Художественного Мастерства Московской консерватории

15 января — 2 апреля 2024 года

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения Международного конкурса научно-творческих работ музыкантов творческо-исполнительских специальностей «Территория творчества» для граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств (далее — Конкурс).

1.2. Конкурс организует ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» (далее ‒ Московская консерватория) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.

1.3. Организационный комитет Конкурса:

Зенкин Константин Владимирович ‒ профессор, доктор искусствоведения, проректор по научной и воспитательной работе Московской консерватории;

Савельева Елена Павловна ‒ заслуженный артист Российской Федерации, профессор, руководитель Научно-методического центра по подготовке творческо- исполнительских и научно-педагогических кадров высшей квалификации Московской консерватории;

Лащенко Елена Виленовна ‒ Генеральный директор холдинга «Арт-Центр Плюс» и Информационного агентства «Музыкальный Клондайк»

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель Конкурса ‒ сохранение традиций отечественного музыкального искусства, освещение наиболее актуальных проблем в области истории и теории музыкально-исполнительского искусства и музыкальной педагогики.

2.2. Задачи Конкурса: ‒ вовлечение музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов в познавательную, научно-исследовательскую деятельность; ‒ формирование активной жизненной позиции участников Конкурса; ‒ патриотическое воспитание участников Конкурса; ‒ повышение компетенций музыкантов-исполнителей и педагогов в области научно-исследовательской работы; ‒ демонстрация возможностей исследовательской карьеры в России; ‒ формирование у молодых исполнителей и педагогов позитивного образа исследователя.

3. Участники Конкурса

3.1. В конкурсе могут принять участие граждане Российской Федерации и иностранных государств в следующих категориях:

  • ‒ студенты высших учебных заведений Российской Федерации (обучающиеся по программам: бакалавриат, специалитет, магистратура) в возрасте от 18 до 40 лет (включительно);
  • ‒ ассистенты-стажеры высших учебных заведений Российской Федерации (высшее образование-уровень подготовки кадров высшей квалификации в возрасте от 18 до 40 лет (включительно);
  • ‒ выпускники высших учебных заведений Российской Федерации по творческо-исполнительским специальностям в возрасте от 18 до 40 лет (включительно).

4. Основные номинации Конкурса и требования к предоставлению работ

4.1. Под конкурсной работой понимается текстовый материал на русском языке.

4.2. Конкурс проводится в трех номинациях (жанрах):

  • ‒ «Лучшая научная статья»
  • ‒ «Лучшее эссе»
  • ‒ «Лучшая рецензия»

4.3. Тематика конкурсных работ может быть связана как с наиболее общими вопросами современной музыкальной культуры, так и с конкретной специальной проблематикой. Не исключается рассмотрение исторической ретроспективы, однако приветствуются аспекты, связанные с современными исполнительскими, педагогическими процессами.

4.3.1. Тематические направления научных статей:

  • ‒ актуальность отечественного музыкального наследия в современной исполнительской и педагогической практике;
  • ‒ актуальность зарубежного музыкального наследия в современной исполнительской и педагогической практике;
  • ‒ традиции отечественных исполнительских и педагогических школ;
  • ‒ художественный образ и практика его воплощения на сцене;
  • ‒ забытые легенды отечественного исполнительского искусства;
  • ‒ эстетика камерного музицирования и его шедевры;
  • ‒ методические проблемы музыкальной педагогики;
  • ‒ история и современность музыкального театра;
  • ‒ проблемы интерпретации хоровой музыки;
  • ‒ эстетика концертного стиля.

4.3.2.Тематические направления эссе:

  • ‒ Исполнительское искусство: новые формы и возможности.
  • ‒ Что делает классическую музыку современной?
  • ‒ Что делает современную музыку классической?
  • ‒ Путь к концертной сцене в условиях современности: есть ли проблема?
  • ‒ Академический пианист (скрипач, вокалист, духовик, дирижер) и возможности его самореализации в современном мире: расширение горизонтов.
  • ‒ Современное камерно-инструментальное и камерно-вокальное исполнительство
  • ‒ Искусство концертмейстера: история и современность
  • ‒ Выдающиеся мастера современной оперной сцены.
  • ‒ Оперная партия: от традиций сценического прочтения к новым концепциям.
  • ‒ Работа над образом в современном оперном спектакле.
  • ‒ Оркестр как инструмент дирижера.
  • ‒ Межличностные отношения в ансамбле и оркестре.
  • ‒ Музыкально-теоретическое наследие выдающихся музыкантов в свете нашего времени.
  • ‒ Современные претворения педагогических традиций.
  • ‒ Выдающиеся достижения в области музыкальной педагогики и инструментального исполнительства XXI века.
  • ‒ Исполнительское искусство и педагогическое мастерство – традиции и преемственность.
  • ‒ Современная интерпретация музыки прошлых эпох: новаторство или традиционность
  • ‒ П. И. Чайковский (композитор по выбору) в зеркале исполнительских интерпретаций ХХ-ХХI века.
  • ‒ Произведения композиторов ХХI века в моем репертуаре.
  • ‒ Alma Mater в моей жизни и карьере.
  • ‒ Мои учителя.
  • ‒ Исполнитель в пространстве концертного зала.
  • ‒ Современный российский музыкант. Портрет с натуры.

4.3.3. Возможные виды рецензий:

  • ‒ рецензия на концерт;
  • ‒ рецензия на постановку оперы (балета);
  • ‒ рецензия на опубликованную запись музыкального исполнения;
  • ‒ рецензия на книгу (музыкальная тематика).

4.4. Общие требования к содержанию работ:

  • ‒ автор предоставляет не более одной конкурсной работы в каждой из номинаций;
  • ‒ автор должен продемонстрировать умение четко и аргументированно излагать мысль, показать свои исследовательские способности;
  • ‒ конкурсные работы в номинации «Лучшая научная статья» выполняются в научном стиле в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским статьям периодическими изданиями ВАК;
  • ‒ конкурсные работы в номинации «Лучшая рецензия» выполняются в научном или научно-популярном стиле.

4.5. Конкурсная работа в номинации «Лучшая научная статья» представляет результаты собственного исследования.

4.6. Эссе может не затрагивать научную проблематику и категориальный аппарат научной работы, однако структурная ясность и выстроенность изложения предложенных работ существенно влияют на их оценку.

4.7. Технические требования к тексту конкурсных работ всех номинаций: объем от 15000 до 20000 знаков с пробелами, текстовый редактор Microsoft Word, 12 кегль, шрифт Times New Roman, межстрочный интервал – 1, абзацный отступ – 1,25.

Допускаются нотные примеры, схемы, иллюстративный материал, ссылки на аудио – и видеозаписи (обязательны для конкурсных работ в номинации «Лучшая рецензия»), размещаемые в Приложении к тексту.

4.8. Все конкурсные работы пройдут проверку в системе Антиплагиат. К участию в Первом (отборочном) туре будут допущены работы, имеющие процент оригинальности текста не ниже 75%.

4.9. Руководители и консультанты конкурсных работ не указываются.

5. Порядок организации и проведения Конкурса

5.1. Конкурс проводится заочно в дистанционном формате в 2 тура:

Первый этап. Прием конкурсных работ ‒ с 15 января до 1 марта 2024 года.

Второй этап. 1 отборочный тур ‒ с 5 марта по 25 марта 2024 года.

Объявление результатов 1 тура ‒ 26 марта 2024 года.

Третий этап. 2 тур ‒ 27-31 марта 2024 года. Объявление результатов 2 тура – 2 апреля 2024 года.

5.2 . Конкурс проводится в каждой из номинаций и категорий участников раздельно.

5.3. Участие в конкурсе бесплатное.

5.4. Заявка на участие в Конкурсе состоит из Анкеты и Текста конкурсной работы. Заявки и интересующие участников конкурса вопросы высылаются на адрес: nautvor@yandex.ru

5.4. В состав экспертной комиссии Конкурса входят молодые преподаватели Московской консерватории – выпускники ассистентуры-стажировки и аспирантуры МГК.

Председатель экспертной комиссии –

Шатский Павел Андреевич – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории исполнительского искусства Московской государственной консерватории, лауреат международных конкурсов

Члены экспертной комиссии –

Баранов Александр Александрович – кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории русской музыки, начальник учебного отдела Московской консерватории

Кошкарева Наталья Владимировна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории

Сафонова Александра Анатольевна – кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры истории зарубежной музыки, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории

Шамов Сергей Борисович – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории исполнительского искусства Московской консерватории

5.5. По итогам Конкурса участникам 2 тура будут присвоены звания Лауреатов 1, 2, 3 степени и Дипломантов конкурса.

5.6. Конкурсные работы победителей Конкурса будут опубликованы в периодических изданиях Консерватории, интервью с победителями – в материалах «Музыкального Клондайка».

5.7. Решение экспертной комиссии окончательное и пересмотру не подлежит.

6. Критерии оценки конкурсных работ

6.1. При оценке конкурсных работ будут учитываться по десятибалльной шкале:

  • ‒ соответствие названия содержанию;
  • ‒ оригинальность выбора темы;
  • ‒ соответствие номинации;
  • ‒ логика построения и изложения материала;
  • ‒ ясность терминологического аппарата;
  • ‒ аргументация и степень раскрытия представленной темы;
  • ‒ соответствие оформления текста и его объёма заявленным требованиям.

6.2. Работы, не соответствующие предъявляемым требованиям к конкурсным работам (пп. 4,7), к участию в Конкурсе не допускаются.

7. Общие параметры для представления конкурсных работ: справочный материал (статья, эссе, рецензия)

7.1. Научная статья – работа, определяющая цели исследования и содержащая его основные результаты. Проводится с использованием научных методов, предполагает чёткую структуру. Включает в себя обязательные содержательные элементы:

  • • исчерпывающую формулировку темы,
  • • обоснованную актуальность темы,
  • • обзор исследовательской литературы по выбранной теме,
  • • ясно обрисованную проблематику, методологию исследования, резюмирующий вывод; структурные элементы:
  1. название;
  2. аннотация;
  3. ключевые слова;
  4. введение;
  5. основная часть;
  6. заключение;
  7. список источников и используемой литературы.

7.2. Эссе – литературный жанр, прозаическое сочинение свободной формы с нестрого заданными характеристиками, подразумевающее изложение впечатлений и умозаключений его автора по конкретному поводу или предмету. Эссеистическому стилю свойственны образность выражения, подвижность и широта ассоциативного ряда, афористичность высказывания; нередко присутствуют заострённая антитезность и элементы разговорной интонация.

7.3. Рецензия – жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия содержит непосредственно оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки. Основу рецензии составляет отзыв (критический, прежде всего) о музыкальном произведении (его краткий анализ и оценка) или об интерпретация музыкального произведения исполнителем (оценка конкретного театрально-концертного исполнения, аудио- и видеозаписи)

Внимание! В номинации «Рецензия» ссылка на аудио- и/или видеофайлы, рассматриваемого в работе произведения строго обязательна. Файлы загружаются через файлообменную систему ЯндексДиск.

Приложение 1. Пример оформления титульного листа (Скачать файл Word)

Приложение 2. Заявка на участие (Скачать файл Word)

Гл.КонцертыНовостиИнфо