Архитектурный ансамбль
Московской консерватории

Здание Московской консерватории. 1894

Московская консерватория была основана в 1866 году по инициативе выдающегося пианиста, дирижера и общественного деятеля Николая Григорьевича Рубинштейна (1835–1881) и прославилась во всем мире благодаря замечательным профессорам, выпускникам и проходящим в ее стенах многочисленным великолепным концертам.

Ныне она располагается в прекрасном архитектурном ансамбле, объединяющем три учебных корпуса и пять залов. Этот «музыкальный квартал» возник не сразу. Интересна его история. В 1766 году большой участок земли, расположенный по Большой Никитской улице, 13, перешел в собственность княгини Екатерины Романовны Дашковой (урожденной Воронцовой; 1743–1810) — подруги и сподвижницы императрицы Екатерины II, директора Петербургской Академии наук и президента Императорской Российской академии. По ее плану в 1780 году здесь построили первый каменный дом, который в 1795 году перестроили в двухэтажное здание с мансардным этажом и боковыми флигелями. Существует письменное свидетельство о том, что проект дома принадлежал знаменитому архитектору Василию Ивановичу Баженову (1737–1799).

После смерти Дашковой в 1810 году дом перешел в собственность ее племяннику — графу (впоследствии — светлейшему князю, генералу-фельдмаршалу) Михаилу Семеновичу Воронцову (1782–1856), одному из героев Отечественной войны 1812 года.

В 1871 году Русское музыкальное общество (РМО, с 1873 года — Императорское, ИРМО) арендовало, а в 1878 году купило у сына М.С. Воронцова — светлейшего князя Семена Михайловича Воронцова (1823–1882) — это строение вместе с участком земли для консерватории. Но со временем дом оказался мал, ведь учебное заведение постоянно расширялось. И потому в 1893 году Московское отделение ИРМО, не сумев получить на безвозмездной основе участок земли напротив Большого театра, было вынуждено принять решение: соорудить для консерватории новое помещение на месте старого.

Создание проекта и руководство строительством поручили академику архитектуры Василию Петровичу Загорскому (1846–1912) и его помощнику — архитектору Александру Ефремовичу Ниссельсону (1856–1910), а пластическое убранство здания — известному скульптору Александру Алексеевичу Аладьину (гг. жизни не установлены).

27 июня 1895 года состоялась торжественная закладка фундамента нового сооружения. Его возводили восемь лет под неусыпным контролем самого директора консерватории — знаменитого пианиста, дирижера, педагога, общественного деятеля Василия Ильича Сафонова (1852–1918).

Средства на строительство и обустройство здания Московской консерватории дарили и члены императорской семьи, и купцы, и промышленники, и музыканты. Большие суммы выплачивали Государственная дума и Государственное казначейство.

Усилия многих людей не пропали даром. В 1897 году завершили сооружение жилого корпуса (ныне — второй учебный), в 1898 году — первого учебного корпуса и Малого зала.

В 1901 году торжественно, при большом стечении выдающихся деятелей России, открылся Большой зал.

Здание Московской консерватории. 1953.

В 1923 году Московская консерватория обрела третий учебный корпус и концертный зал, расположенные по адресу Большая Никитская улица, дом 11.

В 1954 году перед зданием консерватории был открыт памятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому (1840–1893), чьё имя Московская консерватория носит с 1940 года. Автор памятника — знаменитый скульптор Вера Игнатьевна Мухина (1889–1953).

Здание и памятник П.И. Чайковскому. 1990-е гг.Фото В.Н. Крайнова