Одоевский
Владимир Фёдорович

  • Годы работы: 1866 - 1869
Одоевский<br /> Владимир Фёдорович

Князь, писатель, философ, критик, музыкальный ученый, музыкально-общественный деятель. Сенатор. Выдающийся русский мыслитель, энциклопедист. Внес огромный вклад в основание РМО в Москве и особенно – Московской консерватории.

Родился 1 августа 1804, в Москве.

Принадлежал к старинному княжескому роду, восходившему к Рюриковичам.  В 1816 поступил в Благородный пансион при Московском университете. Отличался разносторонней начитанностью, прекрасным знанием иностранных языков. Музыкой занимался у Д. И. Шпревича (Шпревица), позднее – Дж. Филда (фп.). Много времени уделял изучению теории музыки (еще в пансионе прославился знанием контрапункта, в 1826–27 занимался теорией музыки и композицией у И. Г. Миллера). В 15 лет написал Квинтет для фортепиано, скрипки, виолончели, альта и контрабаса, в 17 лет — Фантазию для скрипки с фортепиано и др. С большим успехом выступал как пианист. В 1822 окончил Благородный пансион с золотой медалью (имя О. было занесено на доску славы пансиона).

К началу 1820-х гг. относятся первые выступления Одоевского в печати: «Письма к Лужницкому старцу» («Вестник Европы», 1821–23), статья «Несколько слов о кантатах г. Верстовского» (Там же, 1824). В 1823 сблизился с В.К. Кюхельбекером, с которым издавал альманах «Мнемозина» (1824–25). В разные годы сотрудничал в журналах «Вестник Европы», «Московский телеграф» (руководитель отдела музыкального фельетона), «Сын отечества», «Московский вестник», «Отечественные записки» (совм. с В.Г. Белинским), в пушкинском «Современнике» и др. Горячий почитатель нем. философа Ф.В. Шеллинга, был одним из организаторов первого в России философского кружка «Общество любомудрия» (1823–25).

В 1826–62 жил в Петербурге, занимая высокие должности в министерствах внутренних дел, государственных имуществ, в Сенате. Служил в Цензурном комитете, был помошником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, одно время – гофмейстером Великой княгини Елены Павловны (Петербург). В круг общения Одоевского входили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Д.В. Веневитинов, позднее – М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин и мн. др.

В 1862 в связи с переводом из Петербурга Румянцевского музея переехал в Москву. Активно боролся за создание постоянного русского оперного театра. Один из организаторов (совместно с драматургом А.Н. Островским, Н.Г. Рубинштейном, актером Малого театра П.М. Садовским) «Артистического кружка» (1865) – не знавшего аналога в те годы клуба интеллектуальной и творческой элиты города.

Еще в Петербурге участвовал в организации РМО (1859), затем — РМО в Москве (почётный член, член Совещательной комиссии), Петербургской и Московской консерваториях. Оказал определяющее влияние на Рубинштейна, его понимание задач и самой структуры Московской консерватории. Так, по инициативе Одоевского здесь была открыта единственная в России кафедра истории древне-русского церковного пения и для руководства ею приглашен доктор богословия, протоирей Д.В. Разумовский; введен класс бесплатного хорового пения по системе Шеве (организован в 1864 в рамках Музыкальных классов РМО в Москве), который возглавлял К.К. Альбрехт.

Скончался 27 февраля 1869, в Москве.

Одним из первых в своем литературном творчестве обратился к образам и теме творчества музыкантов (новеллы: «Последний квартет Бетховена», 1831; «Себастьян Бах», 1835). На литературно-музыкальных вечерах, которые давал в Петербурге, познакомился с М.И. Глинкой и стал его ближайшим другом. Рассматривал оперу «Жизнь за царя» как начало нового музыкально-исторического периода – «периода русской музыки» (Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки «Жизнь за царя» // Северная пчела. 1836. 7 дек.). В 1844 издал свои «Сочинения» в 3-х частях. С 1845 реже выступал в печати, много сил отдавая деятельности сначала учредителя, затем председателя «Общества посещения бедных просителей».

Человек энциклопедических знаний. Писал о математике, физике, юриспруденции, географии, истории, педагогике, медицине и мн. др. Основсные интересы сосредоточил на литературе и музыке. Один из основоположников русского классического музыкознания. Внес огромный вклад в разработку вопросов русской музыкально-теоретической терминологии, музыкально акустики, фольклористики, изучения древне-русского церковного пения, а также профессионального музыкального образования и музыкального просвещения народа. Сторонник цифровой методики Э. Шеве (Музыкальная грамота, или Основания музыки для немузыкантов, 1868 и др.), всячески способствовал популяризации музыкально-теоретических знаний. Организовал в своем московском доме лекции по теории музыки, которые посещал Н.Г.Рубинштейн. Пытался построить «систему философии музыки», частично реализовав идею в трактатах «Опыт теории изящных искусств, с особенным применением оной к музыке» и «Гномы ХIХ столетия» (не завершены). Автор органных сочинений (фантазии, фуги, каноны; изд. ГЦММК им. М.И. Глинки – М., 2003.), а также музыки к водевилям («Жизнь холостого», 1825). Изобретатель и строитель музыкальных инструментов (орган «Себастьянон» и др.). Друг, советчик и вдохновитель многих русских музыкантов – А.Н. Верстовского, А.А.Алябьева, А.С.Даргомыжского, А.Н. Серова. Одним из первых распознал редкий музыкального таланта П.И.Чайковского.

Одоевский В. Ф. // Московская консерватория от истоков до наших дней.1866-2006.Биографический энциклопедический словарь.- М. 2007.- С. 389, 390.