Гиппиус
Евгений Владимирович (Вальдемарович)

  • Годы работы: 1944 - 1949
  • Профессор
Гиппиус<br /> Евгений Владимирович (Вальдемарович)

Родился 24 июня (5 июля по н. с.) 1903 г. в Царском Селе, близ Санкт-Петербурга.Потомок эстляндской ветви мекленбургского рода Гиппиусов. Дед музыковеда – Вильгельм Гиппиус (Wilhelm Hippius, 1853-1918), член Совета министров внутренних дел, под псевдонимом В. Герси публиковался в литературных журналах; отец – Вальдемар Гиппиус (Waldemar Hippius, 1876-1941) – прозаик и литературный критик; дальний родственник поэтессы З. В. Гиппиус; с 1917 г. директор Тенишевского училища, с 1920 г. профессор истории русского театра в Государственном институте истории искусств.

Гиппиус получил разностороннее гуманитарное образование: обучался игре на фортепиано у матери (окончила Московскую консерваторию), затем у профессоров Н. И. Рихтер, Г. Л. Вика и М. В. Юдиной, с 1917 г. брал уроки теории композиции у Б. В. Асафьева. В 1920 г. окончил Тенишевское училище.

В 1922 г. поступил в Петроградскую консерваторию (класс теории композиции М. О. Штейнберга, класс дирижирования Н. А. Малько, на музыковедческом отделении – у Б. В. Асафьева) (окончил консерваторию в 1928 г.).В 1924 г. окончил также факультет истории музыки Государственного института истории искусств по специальности «история музыки», в 1920-1924 гг. обучался также в Петроградском университете на этнолингвистическом отделении факультета общественных наук у профессора Л. Б. Щербы (прошел весь курс и сдал экзамены факультативно, так как, по указу Наркомпроса, не имел права учиться сразу в нескольких учебных заведениях).Одновременно вел активную журналистскую деятельность, в частности, в журнале «Жизнь искусства» (1922–1924).

Участвовал в рукописных журналах Института истории искусств – «Прелюды и фрагменты» (1922), «Соблазны и преодоления» (1922–1924). Также служил в должности базисного библиотекаря Политуправления Петроградского Военного округа (1921), позднее – научным сотрудником Российской публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Работал концертмейстером Ленинградской консерватории (1925–1926).

Научная деятельность:

С 1925 г. начал специализироваться в области этнографии и фольклора, которые стали основной сферой научных интересов Гиппиуса. В 1925–1926 гг. совместно с профессором А. М. Жирмунским записывал песни немецких колонистов, живших в Ленинградской области, нотировал звукозаписи, сделанные Жирмунским на Украине. В 1926–1930 гг. вместе со своей женой З. В. Эвальд участвовал в 5 экспедициях на русский Север (в Заонежье, на Пинегу, на Мезень, на Печору). В 1927 г. совместно с З. В. Эвальд и Х. С. Кушнаревым провел фольклорные экспедиции в Грузии, Армении, в 1928 г. – в Узбекистан.

С 1927 г. штатный аспирант Института истории искусств (научный руководитель Б. В. Асафьев). В 1927–1929 гг. осуществил фонозаписи песен народов Сибири и Приуралья, изучал музыку народов Востока, в том числе Армении, Грузии, Южной Осетии, арабских стран, Индии, Индонезии, Монголии, Китая, Японии (ряд материалов отражен в 1-м издании Большой Советской Энциклопедии).Главная научная тема Гиппиуса в аспирантуре – фольклор русского Севера, результатом исследований стал труд «Мелодический стиль песен Пинежья» (1930), приуроченный к окончанию аспирантуры.

По его инициативе в 1931 г. был основан фонограммархив Института истории искусств по изучению народов СССР Академии наук СССР (ныне хранится в Пушкинском Доме), где он работал сначала сотрудником, затем заведующим. С начала 1930-х гг. занимался сравнительным изучением русской народной музыки, а также музыкального фольклора украинцев, белорусов, угрофинских народов.В 1931–1941 гг. научная деятельность Гиппиуса протекала в Академии наук СССР. Под его руководством в те годы работали свыше 20 экспедиций по теме «Песенный фольклор СССР». Совместно с Эвальд подготовил книгу «Белорусские народные песни» (1941) – 1 том из предполагавшегося 6-томника.Особое место занимает также статья «Интонационные элементы русской частушки», которая доныне является единственным опытом теоретического осознания жанра.

В 1934–1935 гг. под научным руководством Гиппиуса Московским комитетом ВКП(б) были организованы экспедиции по сбору музыкального фольклора Московской области.середине 1930-х гг. Гиппиус – член редакции периодического сборника «Советский фольклор» (издание Института этнографии СССР). В годы Великой Отечественной войны – старший научный сотрудник и ученый секретарь Ленинградского научно-исследовательского института театра и музыки. В это время создал рукопись «Происхождение музыки», в которой давался критический разбор главы «Происхождение музыки» на книгу Р. И. Грубера «Всеобщая история музыки».годы Великой Отечественной войны, не желая покидать фонограммархив, остался в осажденном Ленинграде. В январе 1944 г., по решению Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, вместе с Б. В. Асафьевым был переведен в Москву.

С 1932 г. член Союза композиторов. Руководил Комиссией народной музыки Союза композиторов РСФСР, в 1949–1954 гг. был членом Бюро Комиссии музыкознания и музыкальной критики. В 1971–1983 гг. возглавлял научную работу Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, стремясь возродить в ней некоторые традиции Музыкально-этнографической комиссии начала XX в. (связывал концертные программы с актуальными проблемами этномузыкознания и др.). В эти же годы был научным консультантом Ансамбля народной музыки под руководством Д. Покровского, мечтая о практическом освоении различных исполнительских стилей традиционной музыки.

Идейный вдохновитель и бессменный руководитель многих научно-практических конференций: «Теоретические проблемы народной инструментальной музыки (Международный конгресс, Москва, 1974), «Традиционный фольклор и современность» (Кириши Ленинградской области, 1978), «Фольклор и современное музыкальное творчество» (Пленум Союза композиторов РСФСР, Суздаль, 1982) и многих других.Большое внимание уделял популяризации фольклора.1945–1949 гг. – член Художественного совета Всесоюзного радиокомитета и постоянный консультант редакции русской песни.

С 1946 г. возобновил исследовательскую работу в Институте этнографии Академии наук СССР (Московское отделение) в должности старшего научного сотрудника. В 1948–1951 гг. научный руководитель общеинститутского исследовательского направления «Происхождение фольклора и изобразительно искусства», в рамках которого выполнил работу «Происхождение музыки».

С 1953 г., проживая в Москве, продолжал работать в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГТМиК), проводя ряд исследований. С 1957 г. совместно с Б. Б. Грановским готовил монографию «Русские народные песни, записанные В. Ф. Одоевским и его корреспондентами» (не издана).

Занимался также исследованием русских революционных песен (совместно с П. Г. Ширяевой и Б. М. Добровольской).1960-е гг. – время активных зарубежных контактов Гиппиуса. Часто ездил за рубеж.астник XV конгресса Международного совета ЮНЕСКО по традиционной музыке (1962), в 1964 г. – VII Международного этнологического конгресса в Москве. Среди работ этого времени выделяется книга «30 лет советской фольклористки» (совместно с В. И. Чичеровым. 1967, издана также в переводе на чешский язык).В 1980 г. по приглашению Шведской Королевской музыкальной академии выступал в Стокгольме с лекциями о местных стилях русского многоголосия. 80-летие Гиппиуса было отмечено конференцией в ЛГТМиК (1983).

Умер 4 июня 1985 г. в г. Москве.

Профессор (1940, в Московской консерватории – с 1944 г.).
Кандидат исторических наук (1935).
Доктор искусствоведения. сс.: «Сборники русских народных песен М. А. Балакирева» (1958).
Член Союза композиторов СССР со времени его основания (1932).


Педагогическая деятельность:

С 1927 г. преподавал на Высших курсах искусствоведения при Государственном институте истории искусств (заместитель декана музыкального факультета до 1929 г.).

В 1929-1932 гг. преподавал в Ленинградской консерватории, с 1940 г. профессор и заведующий кафедрой народной музыки, читал на историко-теоретическом факультете курсы «Русское народное песенное искусство» и «История русской музыкальной фольклористики». Тогда же принимал участие в разработке плана песенного раздела «Свода русского фольклора», создание которого было поручено Правительством СССР А. Н. Толстому.

По инициативе К. В. Квитки Гиппиус в 1944 г. был приглашен на должность заведующего кафедрой народной музыки, открывшейся в 1940 г. в Московской консерватории. Создал новую программу и учебную хрестоматию по русскому фольклору для всех факультетов.

В 1944–1948 гг. читал (вместе с К. В. Квиткой и А. В. Рудневой) на всех факультетах разработанный им курс «Русское народное музыкальное творчество для консерватории».

В 1944 г. совместно с Квиткой разработал новое положение о кафедре и Кабинете народной музыки как центре научных исследований. В 1949 г. (наряду с Н. Г. Райским и Е. А. Милькович) был освобожден от работы как «необеспечивающий необходимого идейно-художественного уровня преподавания» (приказ № 76 от 31 марта 1949 г.).

Публикации об этом педагоге

 

  • Мухаринская Л. Неутомимый исследователь музыкального фольклора. К 70-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса// Советская музыка, 1974, № 1  
  • К 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса. Материалы и статьи / Ред-сост. Е. А. Дорохова, О. А. Пашина. М. [РАМ им. Гнесиных], 2003
  • Lomtev, Denis Die Deutschen in der russischen Musikwissenschaft. Lage, 2008