XX век. Сочинения для хора а капелла. Камерный хор


  • Год выпуска: 2001
XX век. Сочинения для хора а капелла. С. Рахманинов, Р. Щедрин, А. Шнитке, Г. Свиридов, Р. Леденев В. Калинников, А. Шёнберг, К. Нюстедт, Й. Свидер, К. Пендерецкий Камерный хор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Художественный руководитель и дирижер Борис Тевлин

Лауреат «Gran Prix» Международного конкурса хоров в Италии (1998 г.)
Лауреат I премии Международного конкурса хоров в Германии (1999 г.)
Победитель I Всемирной Хоровой Олимпиады в Австрии (2000 г.)
Камерный Хор Московской Консерватории Художественный руководитель и дирижер Народный артист РФ, лауреат Государственной премии, профессор Борис Тевлин
Камерный хор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского был создан профессором Борисом Тевлиным в декабре 1994 года. Главное творческое направление коллектива – отечественная и зарубежная музыка XX века. За годы своей деятельности Камерный хор Бориса Тевлина представил слушателям большое число мировых и российских премьер хоровых сочинений, в их числе произведения Альберта Лемана, Артура Лурье, Николая Сидельникова, Валерия Арзуманова, Софьи Губайдулиной, Валерия Калистратова, Гии Канчели, Романа Леденева, Кнута Нюстедта, Кшиштофа Пендерецкого, Йозефа Свидера, Арнольда Шенберга, Родиона Щедрина и др.
С хором выступали выдающиеся современные музыканты – альтист Юрий Башмет; скрипачи Гидон Кремер, Сергей Кравченко; виолончелист Владимир Тонха; гобоист Алексей Огринчук.
Хор является Лауреатом «Gran Prix» и обладателем двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива дель Гарда (Италия, 1998 г.), а также Лауреатом I премии и обладателем Золотой медали Первого Международного конкурса хоров имени Брамса в г. Вернигероде (Германия, 1999г.), победителем первой Всемирной Хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000г.).
Яркое мастерство руководителя – в основе творческих достижений хора. Профессор Борис Тевлин окончил с отличием Московскую консерваторию в 1957 году, аспирантуру – в 1962 году; с 1959 года преподает в Консерватории.
Руководитель мастер-классов в России, Болгарии, Венгрии, Израиле, Китае, США, Франции, Югославии; член жюри международных конкурсов хоров в Болгарии, Венгрии, Германии, Израиле, Италии, Эстонии; председатель жюри Всероссийских хоровых конкурсов «Поющая Россия»; вице-президент Всероссийского Музыкального Общества. Почетный гражданин города Сочи, известный хоровой дирижер и педагог, Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, профессор Борис Тевлин с 1993 года возглавляет, кафедру хорового дирижирования Московской консерватории.
Хоровые сочинения русских и зарубежных композиторов, записанные на компакт-диск Камерным хором Московской консерватории, отражают основные этапы развития хорового искусства XX века.
Важная часть стиля Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) тесно связана с церковной музыкой и знаменным распевом, ставшим интонационной основой двух церковных циклов – Литургии Св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощного бдения (1915). Эти сочинения, представленные на компакт-диске двумя хорами («Слава Отцу и Единородный» – 1) 3-я часть Литургии и «Богородице Дево, радуйся» – 2) 6-я часть Всенощной) – вершины творчества Рахманинова в данной области, а также одни из последних примеров церковных жанров, написанных русскими композиторами до трагического перелома, наступившего в России в 1917 году и приведшего к запрету церкви и церковной музыки.
Виктор Сергеевич Калинников (1870-1927) – известный композитор и дирижер, преподававший в Московском Синодальном училище и Московской консерватории, один из организаторов Московской народной консерватории. В своем творчестве, представленном преимущественно хоровыми сочинениями духовных и светских жанров, развивал традиции Чайковского 14) «Зима» на стихи Е. Баратынского – один из многочисленных хоров композитора на слова русских поэтов.
Центральное место в творчестве Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998) занимают вокальные жанры, в которых композитор самобытно претворял многовековые традиции русской певческой культуры. Среди разнообразных жанров хорового творчества Свиридова есть и церковная музыка. Один из примеров – цикл «Неизреченное чудо», написанный в середине 80-х годов на духовные тексты. Хоры 7) «Святый Боже» (2-я часть) и 8) «Рождественская песнь» (4-я часть) отражают свиридовский стиль, отвечающий самой природе русской музыки.
Памяти замечательного мастера посвящен хоровой цикл Романа Семеновича Леденева (р. 1930) «Венок Свиридову» (1998). По замыслу композитора в этом сочинении всё должно напоминать о Свиридове и его музыке: жанр хорового цикла, занимающий главное место в творчестве Свиридова, название «Венок» (по аналогии со свиридовским «Пушкинским венком»), число частей – пять (как в цикле Свиридова «Пять хоров на слова русских поэтов»), а также стиль, характер, мелодика, гармония, тембры (в финальной части звучит колокол – один из важнейших музыкальных символов Свиридова). К тому же состав цикла вызывает ассоциации с некоторыми сочинения Свиридова: 9) 1-я часть «Молитва» («Господи помилуй»), содержащая цитату знаменной мелодии 1772 года, – с «Песнопениями и молитвами» 10) 2-я часть «Хорал» – с «Хоралом-вокализом» из «Хорового концерта памяти А. А. Юрлова». Третий и четвертый хоры Леденева написаны на слова любимых поэтов Свиридова 11) «Край любимый!» на стихи С. Есенина и 12) «В час глухой...» на стихи А. Блока. Последний хор 13) «С надеждой глядя в небеса» (с солирующим тенором) написан на текст стихотворения Вл. Кострова, созданного в день кончины Свиридова.
В творческом наследии Родиона Константиновича Щедрина (р. 1932) хоровые произведения занимают значимое место. Хоровая музыка по повести Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» создавалась в год 1000-летия крещения Руси (1988) и посвящена этому событию. Фабулой повести Лескова служит идея единения старообрядцев с христианской православной церковью благодаря испытаниям, которые они претерпели за свою святыню – икону Ангела-хранителя. Это первое произведение Щедрина для хора, имеющее духовную направленность. Монументальный цикл из девяти частей написан для смешанного состава, двух мальчишеских голосов и свирели и выдержан в духе литургических традиций Гречанинова и Рахманинова. Предпоследняя, 3) VIII часть «Да святится Имя Твое» («Отче наш») – смысловая и драматургическая кульминация цикла, развивающаяся в огромном динамическом диапазоне. В этой части трижды звучит сквозной мотив-рефрен цикла «Истинно...», основанный на повторении консонирующего трезвучного аккорда.
В традицию русской духовной музыки убедительно встраиваются и Три духовных, хора Альфреда Гарриевича Шнитке (1934-1998). Единственное произведение композитора на православный литургический текст, созданное в 1984 году, было исполнено лишь через 15 лет после своего написания. Три хора образуют своеобразный цикл, написанный в едином тональном, мягкодиссонирующем стиле и имеющий общую линию развития: от политональных сочетаний вьщержанного на одном уровне динамики первого хора 4) («Богородице Дево, радуйся»), через эмоциональный и динамический накал второго 5) («Господи Иисусе»), к развернутому суммирующему финалу 6) («Отче наш»).
Записанные на компакт-диск сочинения Арнольда Шенберга (1874-1951) относятся к позднему периоду творчества лидера нововенской школы и представляют два разных направления его стиля. Три немецкие народные песни (1948) – это обработки для смешанного хора песен XV-XVI веков, стилистически ориентированные на немецкий песенный репертуар того же времени: «Schein uns, du Hebe Sonne» («Свети нам, милое солнце»), «Es gingen zwei Gespielen gut» («Двум друзьям было хорошо»), «Herzlieblich Lieb, durch Scheiden» («Душенька возлюбленная...»). Хор «De Profundis» (1950) на текст 130 псалма (по русской псалтыри – 129) «Из глубины взываю к Тебе, Господи» (Песнь восхождения) – двенадцатитоновое сочинение, в оригинале созданное на иврите с вариантом текста на английском языке.
Кнут Нюстедт (р. 1915) – норвежский композитор и дирижер, создавший хор «Norske solstrerkor», с которым гастролировал во многих странах. В разные годы Нюстедт служил церковным органистом, преподавал хоровое дирижирование на музыкальном факультете университета в Осло. Помимо камерно-инструментальной и симфонической музыки он написал свыше 50-ти хоровых сочинений, среди них – Missa brevis (Короткая месса) для смешанного хора ор. 102 (1985), состоящая из двух частей – Kyrie и Gloria.
Творчество одного из ведущих польских композиторов наших дней Кшиштофа Пендерецкого (р. 1933) находится в непрерывном движении, связанном со значительной эволюцией стиля – от крайнего авангарда до индивидуальной техники, синтезирующей различные направления и стили. К такому «синтезирующему» периоду относится «Херувимская песнь» (1986) – торжественное литургическое песнопение «Иже Херувимы» («Песнь ангелов»), созданное к 60-летию Мстислава Ростроповича. Вероятно, с этим посвящением знаменитому виолончелисту из России связан выбор композитором текста на старославянском языке.
Индивидуальный стиль другого польского композитора – Иозефа Свидера (р. 1930), впитавший неоклассические и неоромантические тенденции, наиболее ярко проявился в области хоровой музыки. Свидер – автор свыше 200 хоровых сочинений (мессы, отдельные духовные и светские хоры), созданных преимущественно в 80 – 90-е годы «Pater noster» (1993) – латинский эквивалент «Отче наш» – развернутая хоровая композиция, в которой интенсивно использованная полифоническая техника способствует раскрытию художественного образа: молитва постепенно разрастается и затем затихает в сонористической ритмодекламации коды.
Валерия Ценова


Композиторы:  С. Рахманинов (1873-1943) Р. Щедрин (род. 1932 г.) А. Шнитке (1934-1998) Г. Свиридов (1915-1998) Р. Леденев (род. 1930 г.) В. Калинников (1870-1927) А. Шёнберг (1874-1951) К. Нюстедт (род. 1915 г.) Й. Свидер (род. 1930 г.) К. Пендерецкий (род 1933 г.)



ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

С. Рахманинов (1873-1943)
1«Литургия Святого Иоанна Златоуста»
(№ 3 «Слава Отцу и Единородный»)
2«Всенощное бдение»
(№ 6 «Богородице Дево, радуйся»)
Р. Щедрин (род. 1932 г.)
3«Запечатленный ангел»
(часть VIII «Да святится Имя Твое»)
А. Шнитке (1934-1998)
Три духовных хора:
4«Богородице Лево, радуйся»
5«Господи Иисусе»
6«Отче наш»
Г. Свиридов (1915-1998)
Из цикла «Неизреченное чудо»
7«Святый Боже»
8«Рождественская песнь»
Р. Леденев (род. 1930 г.)
Цикл хоров «Венок Свиридову»
9№ 1 «Молитва»
10№ 2 «Хорал»
11№ 5 «Край любимый» (Слова С. Есенина)
12№ 4 «В час глухой» (Слова А. Блока)
13№ 5 «С надеждой глядя в небеса» (Слова В. Кострова)
В. Калинников (1870-1927)
14 «Зима» (Слова Е. Баратынского)
А. Шёнберг (1874-1951)
Три немецкие народные песни
15«Scheinung, du Hebe Sonne»
16«Es gingen zwei Gespielen gut»
17«Herzlieblich Lieb, durch Scheiden»
18Psalm 130 «De Profundis»
К. Нюстедт (род. 1915 г.)
Missa brevis
19Часть I «Kyrie»
20Часть II «Gloria»
Й. Свидер (род. 1930 г.)
21«Pater Noster»
К. Пендерецкнй (род. 1933 г.)
22«Херувимская песнь»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio:live
звукорежиссер:Владимир Копцов
копирайт и права (C) (P):Московская консерватория
Борис Тевлин
год издания:2001
дата записи:Июнь 2000 г.