Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания

Заведующий Научно-исследовательским центром:
Доктор искусствоведения
Сапонов Михаил Александрович

Положение о Научно-исследовательском центре методологии исторического музыкознания (Скачать PDF)

Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания ― структурное подразделение Консерватории, существующее при кафедре истории зарубежной музыки. Создано в июле 2010 года (заведующий ― доктор искусствоведения, профессор М. А. Сапонов).

Важнейшими целями деятельности Центра являются:

  • разработка и поддержка инновационных направлений в методологии исторического музыкознания в соответствии с реалиями современного культурно-исторического контекста при сохранении лучших традиций отечественной науки;
  • комплексное научное исследование актуальных проблем истории западноевропейской музыки и ее взаимосвязей с отечественной музыкальной культурой;
  • решение вопросов координации музыкально-исторической науки как с собственно теоретическим музыкознанием (в особенности применительно к старинной музыке), так и искусствознанием в целом.

В соответствии с вышеуказанными целями основными задачами и видами деятельности Центра являются:

  • формирование новых направлений в методологии исторического музыкознания;
  • разработка концепции музыкальной историографии как науки и учебной дисциплины;
  • проведение собственных научных исследований в области истории западноевропейской музыкальной культуры с последующим внедрением полученных результатов в образовательную практику;
  • комплексное изучение проблем музыкального источниковедения и текстологии, формирование информационных банков данных по различного рода источникам, имеющим непосредственное отношение к сфере деятельности Центра;
  • изучение актуальных проблем исторического исполнительства;
  • организация и проведение научных конференций лекций и семинаров, курсов повышения квалификации по разнообразным проблемам изучения истории музыкальной культуры;
  • подготовка к изданию научной, справочной, учебной и методической литературы по профильной тематике;
  • участие в образовательной деятельности Консерватории;
  • организация творческих связей с отечественными, зарубежными и международными организациями, имеющими непосредственное отношение к сфере музыкальной культуры, с музыкальными коллективами, отдельными исполнителями и учеными-музыковедами.

Многообразие стоящих перед Центром задач получило отражение в разносторонности проводимых его сотрудниками фундаментальных и прикладных научных исследований. За сравнительно небольшой период существования Центра в нем были разработаны новые учебные дисциплины, внедренные впоследствии в учебную практику, связанные с актуальными проблемами методологии музыкознания и соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту для студентов-музыковедов («Методология музыковедческого исследования») и аспирантов («Методология современного музыкознания»; автор-составитель программ данных учебных дисциплин – доктор искусствоведения Ю. С. Бочаров). Под эгидой Центра проведены две международные научно-практические конференции по вопросам музыкальной иконографии: «Музыкальная иконография от Средних веков до эпохи Романтизма» (май 2013 г.) и «Культура Запада и культура Востока» (май 2014 г.). Подготовлены к печати (опубликованы, соответственно, в 2012 и 2013 гг.) комментированные переводы с латыни и древнегреческого выдающихся памятников 3 музыкально-теоретической мысли прошлого – трактата «Основы музыки» Боэция (нач. VI в. н. э.; издание подготовил кандидат искусствоведения С. Н. Лебедев) и книги Клавдия Птолемея «Гармоника» (II в. н. э.), включая относящийся к ней «Комментарий» Порфирия (III в. н. э.; издание подготовил доктор искусствоведения В. Г. Цыпин). Подготовлено и опубликовано в 2016 году учебное пособие «Жанры инструментальной музыки эпохи барокко» (автор – доктор искусствоведения Ю. С. Бочаров); опубликовано междисциплинарное исследование кандидата искусствоведения Е. В. Ровенко «Время в философском и художественном мышлении: Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон», а также подготовлена кандидатская диссертация Д. О. Чеховича «Музыкальный темп: вопросы теории и истории (на материале инструментального наследия Бетховена)» (научный руководитель С. Н. Лебедев) и выпускная квалификационная работа аспиранта Я. И. Станишевского на тему «Теории звуковысотного родства в России», на базе которой осуществляется подготовка кандидатской диссертации (научный руководитель Е. В. Ровенко).

Центр явился координатором работы над энциклопедией «Московская консерватория (1866–2016)» (научный редактор кандидат искусствоведения М. В. Есипова), выступил титульной научной организацией в издании энциклопедического словаря «Старинная музыка» (гл. редактор Ю. С. Бочаров; в печати). Четверо сотрудников Центра (Ю. С. Бочаров, М. В. Есипова, С. Н. Лебедев, М. А. Сапонов) входят в редколлегии музыковедческих журналов «Научный вестник Московской консерватории» и «Старинная музыка» (включены в Перечень рецензируемых изданий ВАК Минобрнауки РФ). В настоящее время в планах Центра – работа над энциклопедией «Музыкальная культура эпохи барокко».

Текст подготовил ведущий научный сотрудник, доктор искусствоведения Ю. С. Бочаров

Доктор искусствоведения
Профессор
Заведующий Научно-исследовательским центром

Доктор искусствоведения
Ведущий научный сотрудник

Доктор искусствоведения
Ведущий научный сотрудник

Кандидат искусствоведения
Ведущий научный сотрудник

Кандидат искусствоведения
Доцент
Ведущий научный сотрудник

Доктор культурологии
Профессор
Ведущий научный сотрудник

Кандидат искусствоведения
Преподаватель
Старший научный сотрудник
Ученый секретарь-документовед


Научный сотрудник