Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества

Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества (ЦИМТ) Московской консерватории ведёт своё существование с 2012 года, объединив композиторов, музыковедов, физиков, математиков, специалистов в области информатики, чьи интересы связаны с углубленным познанием и применением явлений и механизмов физиологического воздействия и восприятия музыки, включая музыкальную терапию. При этом используются новейшие достижения академической науки в области биологической и компьютерной информатики, математического моделирования. Инициатором создания Центра и его руководителем стал декан композиторского факультета профессор А. А. Кобляков.

Деятельность центра развивается по следующим направлениям: 1) представление музыкального творчества в рациональных моделях, перевод их на общесистемный язык логики; 2) музыка и психология; музыкальное восприятие и высшая нервная деятельность; 3) музыка и эмпирическая эстетика — исследование музыкальных произведений точными методами математического естествознания, теории сетей, информатики и алгебры логики; 4) музыка и нейрокомпьютеры; музыкальная терапия; программно-инструментальное обеспечение названной генетической музыки; функциональная организация нового музыкального пространства; музыкальное творчество в новых строях и т. д. Сегодня Центр является местом притяжения интересов многих отечественных и зарубежных музыкантов и учёных, активно участвующих в развитие его тематических исследований. С 2013 им систематически проводятся в консерватории международные конференции «Музыка. Математика. Естествознание», собирающие большое количество участников. Организуются ежемесячные семинары с аналогичным названием. Сотрудники Центра являются докладчиками зарубежных конференций и фестивалей в Австрии, Нидерландах, где под председательством проректора по науке Московской консерватории профессора К. В. Зенкина проводятся музыкальные секции. Центр ведёт плановое сотрудничество с Российской Академией Наук и российскими ВУЗами (Институт высшей нервной деятельности РАН, НИИ гиперкомплексных систем в геометрии и физике, Центр когнитивных исследований при Курчатовском институте, МГУ, МФТИ, ИМАШ), а также с музыкальными и научными организациями Австрии, Англии, Венгрии и других стран (Университет музыки и исполнительского искусства, Вена, Австрия; Университет Плимута, Англия; Институт «Симметрион», Будапешт, Венгрия; и др.). Полезную роль играет его сотрудничество с Международной ассоциацией симметрии (Венгрия), которая объединяет представителей свыше 50 стран мира и председателем международного учёного совета которой является сотрудник Центра профессор С. В. Петухов. Члены Центра приняли участие в десятках научных конференций и семинаров, на которых ими ведётся активная пропаганда достижений Московской консерватории и российской науки. Ими также опубликовано множество тематических статей. Центр организует образовательные лекции и разрабатывает новые учебные курсы. Д. Дарваш (Венгрия) развивает математические подходы к анализу биологических симметрий и симметрий в музыкальных произведениях.

Сотрудничество Центра с Российской Академией наук позволило развить концепцию о системо-резонансной организации живых тел. С формальной точки зрения живой организм представляет собой согласованную колебательную систему с большим числом степеней свободы, обладающую соответствующим множеством резонансов, которые участвуют в гармонизации и упорядочении этих колебательных процессов. Тем самым можно рассматривать и музыку как искусство резонанса, к которому человек удивительно предрасположен, точными методами изучая биоматематические основы музыкального искусства как «исчисления души, которая вычисляет, сама того не сознавая» (Г. Лейбниц).

Места нахождения:

1. Здание Московской консерватории, 1895–1901 гг., архитектор В. П. Загорский (по охранному обязательству). Здание Московской консерватории, ставшей одним из центров музыкального образования в нашей стране. Здесь жил и работал композитор А. Ф. Гедике (по паспорту культурного наследия). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, ул. Б. Никитская, д. 13/6, стр. 1. Нежилое здание

2. Административное здание 3-го учебного корпуса (по выписке из РФИ). Жилой дом, конец XVIII — начало XIX вв. (по охранному обязательству). Усадьба городская XVIII–XIX вв. (Колычевых) (по паспорту культурного наследия). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, ул. Б. Никитская, д. 11/4, стр. 1. Нежилое здание

3. Административное здание (по выписке из РФИ). Доходный дом с погребами, первая треть XIX в. (по охранному обязательству). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, Ср. Кисловский пер., д. 3, стр. 1. Нежилое здание


Профессор
Научный руководитель центра

Доктор физико-математических наук, Лауреат Государственной премии СССР
Главный научный сотрудник

Доктор биологических наук
Ведущий научный сотрудник


Младший научный сотрудник
Младший научный сотрудник


Младший научный сотрудник


Младший научный сотрудник