Лебедев
Сергей Николаевич

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Лебедев<br /> Сергей Николаевич

Родился в городе Благовещенске. В 1983 г. окончил историко-теоретический факультет Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (класс Ю. К. Евдокимовой), в 1988 г. — аспирантуру при институте (научный руководитель Ю. Н. Холопов). В 1988 г. в Московской консерватории защитил диссертацию «Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения». Стипендиат Фонда А. фон Гумбольдта (1990–1992, Баварская академия наук, руководитель М. Бернхард; активно принимал участие в проекте «Lexicon musicum Latinum»), стажировался в Австрии (1998, Венский государственный университет, руководитель В. Пасс). С 2010 г. — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания Московской консерватории. Член редакционной коллегии журнала «Научный вестник Московской консерватории».

Педагогическая деятельность:

С 1992 г. работает на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории, ведёт спецкурсы: история нотации, латинская музыкальная терминология, музыкальная информатика. С 1997 г. — доцент.

Приглашённый профессор Венского государственного университета (1999, курсы русской музыки и музыкальной медиевистики).

Руководитель русского отделения международного научно-исследовательского проекта «Thesaurus Musicarum Latinarum» (Блумингтон, США).

Ученики:

Среди учеников — А. И. Васильева, О. В. Геро, М. А. Григорьева, Ю. В. Пушкина, М. В. Распутина, Н. С. Ренёва, Е. Н. Цыбко, Д. О. Чехович.

Контактный e-mail: olorulus@mail.ru

Научные труды. Издания. Публикации

Занимается научной работой (в том числе комментированными переводами старинных трактатов о музыке, средневековой и ренессансной поэзии), организационной и административной деятельностью. Участник многих международных музыковедческих конференций, в том числе Euromac (Лёвен, Бельгия, 2014; доклад «Foundations of Harmony. Current Research of Ancient and Medieval Music Theory in Russia»), Annual Meeting of the Society for Music Theory (Сент-Луис, США, 2015; доклад «Interrelation of modality and tonality in the theoretical concepts of Powers and Kholopov»).

Специалист по электронным базам данных (в том числе разработал специфику компьютерного описания аудиозаписи). Один из ведущих российских специалистов по компьютерной технологии нотного набора, оптическому распознаванию нотной графики (OMR).

Подготовил и поддерживает интернет-сайты:

Диссертация

Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения  (фрагм.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Московская государственная консерватория имения П.И.Чайковского. Москва. 1988.

Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Московская государственная консерватория имения П.И.Чайковского. Москва. 1988

Книги

  1. Finale for Windows. М., 1999
  2. Cuiusdam Carthusiensis Tractatus de musica plana. Tutzing, 2000 (критич. издание 4-х трактатов о музыке на лат. и нем. яз.)
  3. Musica Latina (совм. с Р. Л. Поспеловой). СПб., 2000
  4. Русская книга о  Finale (совм. с П. Ю. Трубиновым). СПб., 2003
  5. А.М.С. Боэций. Основы музыки / Подготовка текста, перевод с латинского и комментарий С. Н. Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2019.
  6. Исторический атлас средневековой музыки (перевод с итал., нем., франц., лат. языков, редактирование). М.: Арт-Волхонка, 2016.

Статьи

  1. Исторические метаморфозы музыкантов // Музыкальная академия, 2024, № 1. С. 120–127.
  2. Гвидо Аретинский. Микролог / перевод, комментарий и вступительная статья С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. Том 14. Выпуск 2 (июнь 2023). С. 216–283.
  3. Гвидо Аретинский. Пролог к антифонарию / перевод, вступительная статья и комментарии С. Н. Лебедева // Музыкальная академия. 2023. № 1. С. 66–79.
  4. Зет Кальвизий. Мелопея / издание С. Н. Лебедева, вступит. статья, пер. на рус. яз. и комментарии С. Н. Лебедева и А. М. Салтыковой // Научный вестник Московской консерватории. 2022, № 1, С. 8–93; 2022, № 2, С. 224–315.
  5. (соавтор А. М. Салтыкова) «Мелопея» Кальвизия в истории музыкальной науки // Научный вестник Московской консерватории 2022, № 1, С. 9–25.
  6. Брат Михаил. Диалог о музыке / Новое издание и комментированный русский перевод С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории 2021, № 1, С. 9–35; Научный вестник Московской консерватории 2021, № 2. С. 9–33.
  7. Парадоксы антикизации в музыкальной культуре и иконографии Ренессанса // Инновационное пространство музыкальной науки и практики / ред.-сост. В. Н. Холопова, М. С. Старчеус и др. Москва: Альтекс, 2019. С. 182–201.
  8. Двое неизвестных и великий Гвидо // Научный вестник Московской консерватории, 2019, № 2, С. 9–23;
  9. Брат Петр. Музыкальное искусство  / Издание лат. текста, рус. перевод и комментарий С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории 2019, № 2, С. 24–73;
  10. Стихотворный трактат Гвидо Аретинского // Научный вестник Московской консерватории, 2018, № 1, С. 8–33 (русский перевод трактата «Правила в стихах» Гвидо, с комментариями);
  11. (совм. с Г. И. Лыжовым) Juri Nikolajewitsch Cholopow. Harmonielehre // Lexikon Schriften über Musik. Bd. 1, hrsg. v. U. Scheideler u. F. Wörner. Kassel: Bärenreiter, 2017, S. 87-90.
  12. Греческая наука в зеркале «Музыки» Боэция // Музыкальные миры Ю. Н. Холопова. Сборник статей. Москва, 2016, С. 166–178;
  13. Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве // Научный вестник Московской консерватории, 2015, № 1, С. 23–47 (новый русский перевод «Послания» Гвидо, с комментариями);
  14. О методе и стиле раннего Боэция (на материале «Музыки» и «Арифметики») // Научный вестник Московской консерватории, 2011, № 3, С. 24–39;
  15. Мουσικός-musicus-музыкант. Очерк музыкальной терминологии Боэция // Научный вестник Московской консерватории, 2011, № 2, С. 52–65;
  16. Никомах и Боэций. К проблеме рецепции античной науки в квадривии Боэция // Старинная музыка, 2011, № 2, С. 2–11;
  17. Птолемей и Боэций. К проблеме рецепции античной науки в квадривии Боэция // Музыка и время, 2011, № 5, С. 8–14;
  18. Монохорд Боэция // Музыкальная академия, 2011, № 1, С. 168–172;
  19. On the integration of mugham sources into Russian science of music: problems and perspectives // International musicological symposium «Space of mugham». Baku, 2011;
  20. Ладовая теория Боэция. Опыт реконструкции // Старинная музыка, 2010, №№ 1–2, С. 39–45;
  21. Спартанский декрет против Тимофея Милетского в музыкальном трактате Боэция // Музыковедение, 2010, № 9, С. 18–21;
  22. Почему нужен новый перевод музыкального трактата Боэция // Старинная музыка, 2009, № 3, С. 1–12;
  23. Прототональность в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения // Ad musicum. Москва, 2008, С. 33–47;
  24. Современные черты музыкального учения Боэция // Вопросы современного музыкального образования: парадигмы, концепции, технологии. Межвузовский сборник научных работ. Отв. ред. Л. В. Бурая. Белгород, 2007, С. 3–17;
  25. Super omnes speciosa. Латинская поэзия в музыке Гильома де Машо // Старинная музыка, 2004, №№ 3–4, С. 33–44;
  26. Загадочный канон Рамоса де Парехи // Старинная музыка, 2002, № 4, С. 8–12;
  27. Неизвестный трактат о музыке картезианского монаха // Гимнология. Книга 2. Москва, 2000, С. 527–537;
  28. Правда о Score // Музыка и информатика. Сб. статей. Москва, 1999, С. 118–157;
  29. Предметный и именной указатели в «Винворде» // Музыка и информатика. Сб. статей. Москва, 1999, С. 97–117;
  30. Zu einigen loci obscuri bei Johannes de Grocheio // Quellen und Studien zur Musiktheorie des Mittelalters, Bd. 2, hrsg. von M. Bernhard. München, 1997;
  31. Об одном свойстве дасийной нотации // Ars notandi: Нотация в меняющемся мире / ред.–сост. И. А. Барсова. — М.: Московская консерватория, 1997, С. 13–16:
  32. Грокейо и Аристотель. Философские предпосылки трактата Иоанна де Грокейо «О музыке» // Старинная музыка в контексте современной культуры. Москва, 1989;
  33. Harmonia est consonantia — проблеми на учението за интервалите в епохата на Средновековието // Музикални Хоризонти, № 4 (София, 1988), С. 61–79;
  34. Към проблема за авторството на трактатите в сборниците на Герберт и Кусмакер // Музикални Хоризонти, № 7 (София, 1987), С. 43–71;
  35. О модальной гармонии XIV века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1987, С. 5–33.
  36. Форма и каденции в музыке XIII-XIV веков. Современные методы исследования // Проблемы историзма и совре-менные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Горький, 1986, С. 147–149;
  37. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII-XVII веков). Сб. научн. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65 / Ред. Ю. К. Евдокимова. Москва, 1983. С. 34–58.

Статьи в Музыкальном энциклопедическом словаре и в Православной энциклопедии («Амвросианское пение», «Амвросий Медиоланский», «Анонимы», «Герберт», «Дасийная нотация», «Иоанн де Грокейо» и др.).

Статьи в Большой российской энциклопедии: Ave Maria, Аврелиан из Реоме, Адам де ла Аль, Алкуин (музыка), Американский институт музыкознания, Амвросий Медиоланский (музыка), Антифон, Антифонарий, Вилли Апель, Арнонкур, Арс Антиква, Арс Нова, Аутентичное исполнительство, Баллада (музыка), Бар (форма), Бенедиктинцы (музыка), Бернард Клервоский (музыка), Боэций (музыка), Бриттен, Ваганты (музыка), Вилларт, Виреле, Мартин Герберт, Герреро, Герман из Райхенау, Гимн (музыка), Градуал, Григорианский хорал, Джаз, Dies irae, Долмеч, Доминиканцы (музыка), Древнегреческие лады, Древняя Греция (музыка), Дюфаи, Жоскен Депре, Зенфль, Изоритмия, Иоанн Кукузель, Иоанн де Мурис, Иероним Моравский, Клеонид, Иоанн де Грокейо, Иоанн де Гарландия, Каденция, Каролингское Возрождение (музыка), Качча, Кифара, Контрафактура, Кроталы, Кусмакер, Кондукт, Ландини, Лассо, Лауда, Ле Жен, Лира, Литания, Луццаски, Лютер (музыка), Магнификат, Маркетто Падуанский, Мадригал, Марциан Капелла, Машо, Международный каталог музыкальных источников (RISM), Мелодия, Месса (музыка), Метабола, Микрохроматика, Миксодиатоника, Миннезингеры (музыка), Модализм, Модальность, Монохорд, Мотет, Мутация (музыка), Луис де Нарваес, Невма, Нидерландская школа, Никомах из Герасы, Нотр-Дам школа, Ноткер Заика, Ноткер Губастый, Нотация музыкальная (с П. Ю. Трубиновым), Обрехт, Органум, Офферторий, Палестрина, Паралитургические жанры, Ричеркар, Симметричные лады, Совершенная система, Табулатура, Te Deum, Текстомузыкальная форма, Тональность, Устой и неустой, Фетис, Филипп де Витри, Финк, Фобурдон, Франко Кёльнский, Фрескобальди, Фроттола, Функций теория, Хильдегарда Бингенская, Ю. Н. Холопов, Хроматика, Хукбальд Сент-Аманский, Царлино, Целый тон, Центонизация, Церковные лады, Шансон (старинная музыка), И. Г. Шейн, Х. Г. Эггебрехт, Экмелика, Энармоника, Энгармонизм, Эстампида, Этос (музыка), Б. Л. Яворский, Якоб Льежский и др. (всего около 200). Более 400 новых и около 200 заново отредактированных статей в русской Википедии.

Кандидат искусствоведения
Преподаватель

Кандидат искусствоведения