Учителя

Родился в г. Воронеже. По окончании Воронежской Детской музыкальной школы № 1 (педагоги Э. В. Терехова, С. Ю. Баландин, Б. М. Голод, Л. Д. Чернышов, Ю. Н. Доманова) обучался в старших классах Центральной музыкальной школы (1985–1988). Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу теории (педагоги Ю. Н. Холопов, Е. Н. Абызова, В. П. Павлинова, В. С. Ценова) и фортепиано (класс Е. М. Тимакина).

В 1990–1995 гг. учился в Московской консерватории по специальности «теория музыки», в 1998 г. окончил аспирантуру. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию «Теоретические проблемы мотетной композиции в “Magnum opus musicum” Орландо ди Лассо» (научный руководитель — проф. Ю. Н. Холопов). С 1998 года преподаёт на кафедре теории музыки гармонию (с 1998 г. — ассистент проф. Ю. Н. Холопова, с 2003 — проф. В. С. Ценовой, с 2007 г. — ведущий спецкурса), чтение партитур, участвует в чтении курса музыкально-теоретических систем и истории оркестровых стилей.

Педагогическая деятельность

Преподаватель гармонии, истории музыкальной теории, чтения партитур, истории оркестровых стилей.

Дипломные работы, выполненные в классе Г. И. Лыжова:

  • Матвеева Д. В. «Правила композиции» в трактате и в музыке М.-А. Шарпантье (на материале «Leçons de Ténèbres»). 2005.
  • Савенкова А. С. Проблемы музыкальной композиции в светских песнях Леонхарда Лехнера (на материале сборников 1576–1588 годов). 2008.
  • Ренёва Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на примере статей рубежа 1940-х – 1950-х годов) — том 1. (Том 2: П. Булез. Избранные статьи / пер. Н. С. Ренёвой). 2009.
  • Лагутина Е. В. Парадоксы «Учения о гармонии» Хайнриха Шенкера — том 1. (Том 2: Х. Шенкер. Учение о гармонии. Теоретическая часть / пер. Е. В. Лагутиной). 2010.
  • Демидова А. К. Оркестр в ранних симфониях Й. Гайдна. 2011.
  • Станишевский Я. И. Понятие звуковысотного родства в отечественных трудах по гармонии (до первой половины XX века). 2013.
  • Заярная Е. Д. Некоторые особенности мадригального цикла Орландо ди Лассо «Слёзы святого Петра». 2014.
  • Москвина Ю. В. Техники музыкальной композиции второй половины XVI века на примере творчества Бальдуэна Гуайюля (ок. 1548–1594). 2015.
  • Любомирская Т. В. Камерно-вокальное творчество Н. С. Голованова. 2015.

Диссертации, защищенные под руководством Г. И. Лыжова:

  • Лагутина Е. В. Генрих Шенкер и его «Учение о гармонии». 2014.
  • Ренёва Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на материале книги «Записки подмастерья»). 2015.
  • Демидова [Иглицкая] А. К. Оркестровое письмо раннего Гайдна (на материале симфоний 1757–1774 годов). 2015.

Научные труды. Издания. Публикации

  • Исполнительская аранжировка вокальных полифонических сочинений на рубеже XVI−XVII вв.: между полифонической и гомофонной формой // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. Материалы научно-практической конференции. М.: Прест, 1999. С. 81–91.
  • Орландо ди Лассо // Исторический лексикон. XIV−XVI века. Книга первая. М.: «Знание», 2001. С. 740−747.
  • (совм. с Л. Березовской): «Познать пространства внутренний избыток…» // Оркестр: Сб. статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой» / Отв. ред. Д. Р. Петров. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 63−72.
  • «Parce mihi, Domine» Палестрины и Лассо: две композиции на один текст. Метод полифонической редукции // Русская книга о Палестрине. М., 2002. С. 168–188.
  • Ребус Лассо // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 105–113.
  • Глареан // Православная энциклопедия. Том XI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 549−551.
  • Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы. М: Композитор, 2006.
  • Magnum opus musicum Орландо ди Лассо. Жанровый состав и структура сборника // Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 6. Новосибирск, 2007. С. 20–36.
  • Музыкально-риторическое прочтение слов в мотетах Орландо ди Лассо // Слово и музыка. Вып. 2. М., 2008. С. 130–149.
  • К теории звуковысотной структуры музыки. Хроника трудов Ю. Н. Холопова о гармонии // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Музиздат, 2008. C. 164−198.
  • Воспитатель музыкального слуха // Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова / Сост. Т  А. Старостина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 122−132.
  • Заметки о драматургии «Орфея» К. Монтеверди // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 135–176 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • (совм. с Е. Двоскиной): Неаккордовые звуки Уроки Ю. Н. Холопова в ЦМШ // Центральная музыкальная школа в воспоминаниях. Сб. статей, эссе и интервью / Сост. М. Берлянчик. М.: Изд. ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского, 2010. С. 375−395.
  • Мюнхенская придворная капелла на иллюстрации Ханса Милиха (около 1570 года) // Fioretti musicali. Материалы научной конференции в честь И. А. Барсовой. М., 2011. С. 29–42.
  • О гармонии в цикле А. Шнитке «Стихи покаянные» // История освещает путь современности. К 100-летию В. В. Протопопова / Ред.-сост. Т. Н. Дубравская и Н. И. Тарасевич. М., 2011. С. 370–386.
  • О теоретической концепции П. Н. Мещанинова. Опыт типологической характеристики // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всеросcийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2011. С. 58–63.
  • «Появление ткани»: к проблеме лада в цикле Софии Губайдулиной «Семь слов» // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 54–77 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Мост к современности. О стилевом курсе гармонии // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. С. 22–32 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Приветственное слово юбиляру  // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 3. С. 5–7 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • «Ключи нотные» // Православная энциклопедия. Т. 36. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 70–76.
  • Ю. Н. Холопов анализирует «Весну Священную» // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 4. С. 40–51.
  • Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса // Электронный журнал Общества теории музыки. 2014. № 4/8 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Индивидуализация тональной структуры в «Сталактитах» С.И.Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. М.: Издательство «Научная библиотека», 2015. С. 176–200.
  • Спор К. Дальхауза и Б. Майера о старинных ладах // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей / Редкол.: К. В. Зенкин, М. И. Катунян (отв. ред.), А. С. Соколов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 293–306.
  • «Я школьный учитель». Уроки Ю. Н. Холопова в ЦМШ // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей / Редкол.: К. В. Зенкин, М. И. Катунян (отв. ред.), А. С. Соколов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 46–57.
  • (совм. с Е. М. Двоскиной): Пути эволюции тональности в XIX–XX веках по Ю. Н. Холопову // Из истории школ Московской консерватории: Материалы конгресса Общества теории музыки. Вып. 1 / Ред.-сост. А. А. Амрахова, К. В. Зенкин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 62–85.
  • Ладовая система второй половины XVI века: свидетельство ученика О. ди Лассо // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / Сост. Л. Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 5–27.
  • (совм. с Е. М. Двоскиной): Гамбургский архив П. Н. Мещанинова в Научно-музыкальной библиотеке Московской консерватории // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 2. С. 8–31.

 Рецензии

  •  «В будущее ведет много дорог…» [Рецензия на книгу: Композиторы о современной композиции. Составители Т. С. Кюрегян и В. С. Ценова] // Научный вестник Московской консерватории.  2010. № 1. С. 199–203 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Диалоги мастеров – древних и новых. [Рецензия на концерт вокального ансамбля «Интрада»] // Музыковедение. 2011, № 5 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Спешите вступить в «Академию Очарованных» [Рецензия на статью и публикацию: Сапонов М. А. Либретто «Орфея» Монтеверди: опыт истолкования. Текст венецианского издания оперы К. Монтеверди «Орфей», перевод на русский язык Михаила Сапонова (журнал «Старинная музыка». 2010. № 3)] // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 183–188 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Праздник на улицах Русской Касталии [Рецензия на книгу: А. М. С. Боэций. Основы музыки / подготовка текста, перевод с латыни и комментарии С. Н. Лебедева] // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 3. С. 185–198 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Мир музыки с высоты птичьего полёта. Рецензия на книгу: Наука без границ. Сборник статей к 15-летию журнала «Musiqi dünyası». М.: Композитор, 2015.

Редактор

  • (совм. с М. В. Воиновой): Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. В трех частях. Часть 3. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009.
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии. Вып. 13. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2008. 156 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии Вып. 14. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2009. 115 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии. Вып. 16. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2012. 171 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).

Контактный e-mail:  voxhumana2005@yandex.ru