Учителя

Родился в г. Воронеже. По окончании Воронежской Детской музыкальной школы № 1 (педагоги Э. В. Терехова, С. Ю. Баландин, Б. М. Голод, Л. Д. Чернышов, Ю. Н. Доманова) обучался в старших классах Центральной музыкальной школы (1985–1988). Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу теории (педагоги Ю. Н. Холопов, Е. Н. Абызова, В. П. Павлинова, В. С. Ценова) и фортепиано (класс Е. М. Тимакина).

В 1990–1995 гг. учился в Московской консерватории по специальности «теория музыки», в 1998 г. окончил аспирантуру. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию «Теоретические проблемы мотетной композиции в “Magnum opus musicum” Орландо ди Лассо» (научный руководитель — проф. Ю. Н. Холопов). С 1998 года преподаёт на кафедре теории музыки гармонию (с 1998 г. — ассистент проф. Ю. Н. Холопова, с 2003 — проф. В. С. Ценовой, с 2007 г. — ведущий спецкурса), чтение партитур, участвует в чтении курса музыкально-теоретических систем и истории оркестровых стилей.

Педагогическая деятельность

Преподаватель гармонии, истории музыкальной теории, чтения партитур, истории оркестровых стилей.

Дипломные работы, выполненные в классе Г. И. Лыжова:

  • Матвеева Д. В. «Правила композиции» в трактате и в музыке М.-А. Шарпантье (на материале «Leçons de Ténèbres»). 2005.
  • Савенкова А. С. Проблемы музыкальной композиции в светских песнях Леонхарда Лехнера (на материале сборников 1576−1588 годов). 2008.
  • Ренева Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на примере статей рубежа 1940-х – 1950-х годов) — том 1. (Том 2: П.Булез. Избранные статьи. Пер. Н.С.Реневой). 2009.
  • Лагутина Е. В. Парадоксы «Учения о гармонии» Хайнриха Шенкера — том 1. (Том 2: Х.Шенкер Учение о гармонии. Теоретическая часть. Пер. Е. В. Лагутиной). 2010.
  • Демидова А. К. Оркестр в ранних симфониях Й. Гайдна. 2011.
  • Станишевский Я. И. Понятие звуковысотного родства в отечественных трудах по гармонии (до первой половины XX века). 2013.

Научные труды. Издания. Публикации

  • Исполнительская аранжировка вокальных полифонических сочинений на рубеже XVI−XVII вв.: между полифонической и гомофонной формой // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. Материалы научно-практической конференции. М.: Прест, 1999. С. 81−91
  • Орландо ди Лассо // Исторический лексикон. XIV−XVI  века. Книга первая. М.: «Знание», 2001. С. 740−747
  • совм. с  Л. Березовской. «Познать пространства внутренний избыток…» // Оркестр: Сб. статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой» / Отв. ред. Д. Р. Петров. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С.63−72
  • «Parce mihi, Domine» Палестрины и Лассо: две композиции на один текст. Метод полифонической редукции // Русская книга о Палестрине. М., 2002. С. 168-188
  • Ребус Лассо // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003. С.105-113
  • Глареан // Православная энциклопедия. Том XI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 549−551
  • Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С.  Музыкально-теоретические системы. М: Композитор, 2006
  • Magnum opus musicum Орландо ди Лассо. Жанровый состав и структура сборника // Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 6. Новосибирск, 2007. С. 20-36
  • Музыкально-риторическое прочтение слов в мотетах Орландо ди Лассо // Слово и музыка. Вып. 2. М., 2008. С. 130-149
  • К теории звуковысотной структуры музыки. Хроника трудов Ю. Н. Холопова о гармонии // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. Ред.-сост. Т.С.Кюрегян. М.: Музиздат, 2008. 164−198
  • Воспитатель музыкального слуха // Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова / сост. Т. А. Старостина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 122−132
  • Заметки о драматургии «Орфея» К. Монтеверди  // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 135–176 (Ознакомиться с текстом, PDF)  
  • совм. с Е. Двоскиной. Неаккордовые звуки Уроки Ю.Н.Холопова в ЦМШ // Центральная музыкальная школа в воспоминаниях. Сб. статей, эссе и интервью  / Сост. М. Берлянчик. М.: Изд. ЦМШ при МГК им. П.И.Чайковского, 2010. С. 375−395
  • Мюнхенская придворная капелла на иллюстрации Ханса Милиха (около 1570 года) // Fioretti musicali. Материалы научной конференции в честь И.А.Барсовой. М., 2011. С. 29-42
  • О гармонии в цикле А. Шнитке «Стихи покаянные» // История освещает путь современности. К 100 летию В.В.Протопопова. Ред.-сост. Т.Н.Дубравская и Н.И.Тарасевич. М., 2011. С. 370-386
  • О теоретической концепции П.Н. Мещанинова. Опыт типологической характеристики // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всеросийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В.Собинова, 2011. С. 58-63
  • «Появление ткани»: к проблеме лада в цикле Софии Губайдулиной «Семь слов» // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 54–77 (Ознакомиться с текстом, PDF)
  • Мост к современности. О стилевом курсе гармонии // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. С. 22–32 (Ознакомиться с текстом, PDF)
  • Приветственное слово юбиляру  // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 3. С. 5–7 (Ознакомиться с текстом, PDF)

 Рецензии

  •  «В будущее ведет много дорог…» [Рецензия на книгу: Композиторы о современной композиции. Составители Т. С. Кюрегян и В. С. Ценова] // Научный вестник Московской консерватории.  2010. № 1. С. 199–203 (Ознакомиться с текстом, PDF)
  • Диалоги мастеров – древних и новых. [Рецензия на концерт вокального ансамбля «Интрада»] // Музыковедение. 2011,  №5 (Ознакомиться с текстом) Спешите вступить в «Академию Очарованных» [Рецензия на статью и публикацию: Сапонов М. А. Либретто «Орфея» Монтеверди: опыт истолкования. Текст венецианского издания оперы К. Монтеверди «Орфей», перевод на русский язык Михаила Сапонова (журнал «Старинная музыка». 2010. № 3)] // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 183–188 (Ознакомиться с текстом, PDF)
  • Праздник на улицах Русской Касталии [Рецензия на книгу: А. М. С. Боэций.Основы музыки / подготовка текста, перевод с латыни и комментарии С. Н. Лебедева] // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 3. С. 185–198 (Ознакомиться с текстом, PDF)

Редактор

  • (совм. с М. В. Воиновой): Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. В трех частях. Часть 3. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009 
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии. Вып. 13. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2008. – 156 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК)
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии Вып. 14. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2009. – 115 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК)
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии. Вып. 16. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2012. – 171 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК)
     

Контактный e-mail:  voxhumana2005@yandex.ru