Из истории школ Московской консерватории


  • Рецензент: С. В. Грохотов, кандидат искусствоведения, профессор; Т. С. Кюрегян, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2016
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 196
  • ISBN: 978-5-89598-324-9 (в обл.)

Из истории школ Московской консерватории : Материалы конгрессов Общества теории музыки. Вып. 1.

Редакторы-составители: А. А. Амрахова, доктор искусствоведения; К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор

Сборник приурочен к 150-летию Московской консерватории (1866–2016). В него вошли материалы конференции и конгресса, организованных Обществом теории музыки (2011, 2015). В трех разделах сборника — «Музыкально-теоретические школы», «Наука и педагогика», «Творческие традиции Московской консерватории. Развитие и распространение» — раскрыты главные стороны деятельности вуза. Особое внимание уделено выдающимся российским музыковедам XX столетия — профессорам Московской консерватории.

Издание адресовано преподавателям и студентам музыкальных учебных заведений и всем интересующимся историей музыкального образования в России.


Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 81

От составителей 5

I. Музыкально-теоретические школы

Е. В. Назайкинский. О кафедре теории музыки 8

А. С. Соколов. О кафедре теории музыки. Еще двадцать лет спустя 27

Г. В. Григорьева. Метод целостного анализа В. А. Цуккермана: традиция и ее обновление в современной отечественной науке 38

М. С. Скребкова-Филатова. Теория исторической эволюции музыкальных стилей С. С. Скребкова и современность 46

Л. С. Дьячкова. Школа Льва Абрамовича Мазеля 54

Г. И. Лыжов. Пути эволюции тональности в XIX–XX веках по Ю. Н. Холопову 62

Е. И. Чигарёва. Развитие триады i : m : t   Б. В. Асафьева в функциональной теории В. П. Бобровского 86

О. В. Лосева. Теория циклических форм в наследии Е. В. Назайкинского 95

II. Наука и педагогика

Е. А. Николаева. Стилевое сольфеджио Н. С. Качалиной: традиции и перспективы 103

И. В. Вискова. Николай Сергеевич Корндорф и традиции преподавания инструментовки в Московской консерватории 113

А. В. Малинковская. Научно-педагогическая школа Александра Дмитриевича Алексеева 120

Л. Р. Джуманова. Традиции московской школы гармонии в Центральной музыкальной школе (вопросы методики преподавания предмета) 132

Р. А. Насонов. Непредсказуемый Сапонов? 140

III. Творческие традиции Московской консерватории. Развитие и распространение

Л. К. Шабалина, Е. Е. Полоцкая. Школа Г. Г. Нейгауза на Урале 153

В. П. Чинаев. В движении к истоку. Чайковский Игумнова и Гольденвейзера: исполнительские концепции на фоне эпохи 170

А. Л. Маклыгин. Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов» 186

Сведения об авторах 194

Настоящий сборник открывает серию печатных публикаций по материалам конференций и конгрессов Общества теории музыки (ОТМ), учрежденного музыковедами Московской консерватории. В электронном «Журнале Общества теории музыки» размещаются материалы Учредительной конференции ОТМ («Теория музыки в России: Традиции и перспективы», апрель 2011 года, Москва, Москов­ская государственная консерватория имени П. И. Чайковского) и Второго конгресса ОТМ («Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве», сентябрь 2015 года, Москва, Московская консерватория). Второй конгресс стал частью обширной программы, посвященной 150-летнему юбилею Московской консерватории, и хотя его тема и программа были сформулированы шире, нежели проблематика, связанная исключительно с консерваторией-юбиляром, они были заведомо ориентированы на работу секции «Школы Московской консерватории».

Естественно, что в юбилейный для Московской консерватории год публикуются преимущественно материалы данной секции. Но не только. Две статьи, открывающие сборник и его первый раздел — «Музыкально-теоретические школы», — наглядно демонстрируют преемственность традиции и ее творческое развитие. Это своего рода отчеты руководителей кафедры теории музыки — Евгения Владимировича Назайкинского и Александра Сергеевича Соколова. Е. В. Назайкинский возглавлял кафедру с 1974 по 1996 год, А. С. Соколов — с 1996 года по настоящее время. Этот более чем сорокалетний период ознаменован не только деятельностью кафедры как кузницы блестящих музыкальных кадров, но и — прежде всего — расширением границ теоретического музыкознания, утверждением статуса музыковедения как науки, вооруженной современным методологическим аппаратом.

Говоря о работе кафедры, Е. В. Назайкинский подчеркивает разносторонность ее деятельности. Ведь наряду с созданием учебников, пособий и методических разработок, она всегда была связана с огромной исследовательской практикой. Традиционное разделение музыковедческих профессий предполагало, что теоретики занимаются прежде всего материалом и техникой, иными словами, музыкальным языком, а историки наблюдают за процессами превращения языка в живую выразительную речь. Однако московские теоретические школы, продолжив традиции классиков русского музыкознания — А. Н. Серова, Б. Л. Яворского и Б. В. Асафьева, также стали выходить за пределы техники в область художественных смыслов и их выражения. Интересы современного музыкознания простираются далеко: от проблем теории музыки, исторической эволюции музыкального языка, жанров, стилей, форм до музыкальной педагогики, психологии, социологии. Расширение ареала исторических и географических интересов консерваторских музыковедов, о котором свидетельствовал четверть века назад Е. В. Назайкинский, было продолжено и в последующие десятилетия — многомерность этого процесса исчерпывающе раскрыта в статье А. С. Соколова, написанной по материалам его выступления на учредительной конференции ОТМ 2011 года.

Продолжение первого раздела посвящено знаковым фигурам — ученым, оставившим свой след в истории Московской консерватории и внесшим неоспоримый вклад в развитие музыкознания. Показательно, что в число авторов вошли те, кто сам немало способствовал расширению горизонтов музыкальной науки и педагогики: Г. В. Григорьева пишет о В. А. Цуккермане и его методе целостного анализа, М. С. Скребкова-Филатова — о С. С. Скребкове и его теории исторической эволюции музыкальных стилей, Л. С. Дьячкова — о Л. А. Мазеле и его школе.

Иную степень конкретики представляют статьи Г. И. Лыжова, Е. И. Чигарёвой и О. В. Лосевой о научном творчестве Ю. Н. Холопова, В. П. Бобровского, Е. В. Назайкинского соответственно. Здесь читателю предложен детальный анализ определенных аспектов работы выдающихся музыковедов. Г. И. Лыжов, рассматривая важнейшую идею Ю. Н. Холопова — создания общей картины эволюции гармонии от модальной системы Ренессанса до звуковысотных систем авангарда второй половины XX столетия, выявляет творческий потенциал холоповской теории на примере анализа гармонии С. С. Прокофьева. О. В. Лосева основывается на материалах архива Е. В. Назайкин­ского. Подробно анализируя основные положения его незаконченного труда «Цикл как тип композиции в европейской инструментальной музыке», она останавливается именно на тех аспектах, которые сам ученый считал определяющими для специфики этого класса музыкальных форм. Е. И. Чигарёва, рассматривая развитие асафьевской триады i : m : t в функциональной теории В. П. Бобровского, вводит читателей в творческую лабораторию музыковеда, демонстрируя тем самым преемственность инновационных для своего времени идей.

Статьи второго раздела — «Наука и педагогика», как явствует из его названия, акцентируют внимание читателя на главной стороне деятельности консерватории — преподавании: статьи Е. А. Николаевой о Н. С. Качалиной и стилевом сольфеджио, И. В. Висковой о Н. С. Корндорфе и курсе инструментовки, А. В. Малинковской об А. Д. Алексееве, Р. А. Насонова о М. А. Сапонове, Л. Р. Джумановой о московской школе гармонии, рассмотренной в проекции на преподавание этого предмета в Центральной музыкальной школе1. Читатель получает возможность воочию убедиться не только в тонкостях специфики разных музыковедческих дисциплин, но и в особенностях трактовки педагогических задач.

Третий раздел сборника — «Творческие традиции Московской консерватории. Развитие и распространение» — посвящен распространению ее педагогических традиций в других регионах России и их продолжающейся жизни в искусстве интерпретаторов. Входящие в него статьи отличаются по проблематике, избранным методам и темам. Л. К. Шабалина и Е. Е. Полоцкая пишут о школе Г. Г. Нейгауза на Урале. В статье В. П. Чинаева о К. Н. Игумнове и А. Б. Гольденвейзере как интерпретаторах сочинений П. И. Чайковского обстоятельно анализируются звучащие тексты; искусство пианистов-антиподов помещено в общекультурный контекст первой половины ХХ столетия. А. Л. Маклыгин рассуждает о проблеме обучения «национальных композиторов» и влиянии московской композиторской школы на становление профессионального образования в Татарстане: герои статьи, Г. И. Литинский и А. С. Леман, в разное время возглавляли кафедры композиции в Московской и Казанской консерваториях.

Думается, что за годы существования Московской консерватории было немало сделано для того, чтобы отечественная музыкальная культура, сконцентрировав богатейшие традиции, дала им новую жизнь. Именно это и является сутью понятия «школа».


1 Как известно, многие педагоги и профессора Московской консерватории параллельно работают в ЦМШ.