Назайкинский
Евгений Владимирович

  • Годы работы: 1962 - 2006
  • Профессор
Назайкинский<br /> Евгений Владимирович

Доктор искусствоведения.сс.: «О психологии музыкального восприятия» (Московская консерватория, 1972; степень присуждена в 1973 г.).
Член Союза композиторов СССР (РФ).
Председатель Специализированного (докторского) совета по защите диссертаций (ныне – Диссертационный совет при Московской консерватории) (1991-2006).
Участник Великой Отечественной войны.гражден медалью «За победу над Германией» и другими.


Родился в с. Новая Малыкла Ульяновской области. Муж О. В. Лосевой. С октября 1943 г. по февраль 1950 г. служил в армии. В 1950 г. поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, который окончил с отличием в 1955 г. Там же занимался в аспирантуре.

Ученик Н. А. Гарбузова, О. М. Агаркова, С. С. Скребкова (научный руководитель кандидатской диссертации «О музыкальном темпе», Московская консерватория, 1967). В 1952–1962 гг. работал в Лаборатории музыкальной акустики. В 1970 г. организовал и возглавил в консерватории Факультет повышения квалификации для педагогов музыкальных вузов.

С 1991 по 2006 г. председатель Специализированного (докторского) совета по защите диссертаций (ныне – Диссертационный совет при Московской консерватории). Постоянно участвовал в работе экспертных советов Высших аттестационных комиссий, а также научных конференций и симпозиумов, в том числе международных. Выступал с циклами лекций и докладами в Германии, Австрии, Японии, Канаде и ряде других стран.

Основные направления научной деятельности: традиционная теория музыки, музыкальная психология и акустика, проблемы ритма, темпа, тональности, оркестровки. Умер 3 апреля 2006 г. в г. Москве.

Педагогическая деятельность:

С 1962 г. преподавал на кафедре теории музыки Московской консерватории, в 1974–1996 гг. заведующий кафедрой, с 1976 г. – профессор.
Вел спецкурс анализа музыкальных произведений у музыковедов.

Ученики:

Среди учеников:

    доктора искусствоведения
  • А. Амрахова
  • М. Багдасаров
  • Л. Бочкарёв
  • Е. Дуков
  • К. Дюшалиев
  • В. Леонов
  • Л. Логинова
  • А. Соколов
  • В. Цыпин
  • Е. Чигарёва
    свыше 40 кандидатов искусствоведения
  • А. Коробова
  • О. Лосева
  • Е. Николаева
  • Г. Полтавцева
  • М. Распутина
  • В. Фомин
  • Т. Чернова
  • И. Шабунова
  • Т. Щерба
    и другие

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор свыше 100 работ, ряд которых опубликован за рубежом. Редактор-составитель серий сборников «Музыкальное искусство и наука» (Вып. 1. М., 1970; Вып. 2. М., 1973; Вып. 3. М., 1978), «Оркестр. Инструменты. Партитура» (Вып. 1. М., 2003. Вып. 2. М., 2007). Среди публикаций:

  • О применении акустических методов исследования в музыкознании // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М., 1964
  • О музыкальном темпе. М., 1965
  • Испанские увертюры Глинки // Музыкальная жизнь. 1967. № 15 
  • Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967
  • О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении (на примере анализа пьесы Р. Шумана «Грезы») (в соавторстве с О. Сахалтуевой) // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970
  • О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы «Прометей» А. Н. Скрябина) (в соавторстве с Ю. Рагсом) // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970
  • О психологии музыкального восприятия. М., 1972
  • О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973
  • Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980
  • Логика музыкальной композиции. М., 1982
  • Настройка и настроение в музыке // Воспитание музыкального слуха. Вып. 2. М., 1982
  • Слух Асафьева // Советская музыка. 1983. № 3  
  • Термины, метафоры, понятия // Советская музыка. 1984. № 10 
  • Принцип единовременного контраста // Русская книга о Бахе. М., 1985
  • Шостакович и художественные тенденции в музыке ХХ века [на рус. и нем. яз.] // Internationales Dmitri-Schostakowitsch-Symposion. Köln, 1985
  • Стиль как предмет теории музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль. М., 1987
  • Звуковой мир музыки. М., 1988
  • Музыкальные лики истории // Т. Н. Ливанова. Статьи и воспоминания. М., 1989
  • Музыка и экология // Музыкальная академия. 1995. № 1  
  • Символика скорби в музыке Рахманинова (к прочтению Второй симфонии) // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993). М., 1995
  • Об одном приеме оркестровки П. И. Чайковского // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти (1893–1993). М., 1995
  • Piano и forte в симфониях Д. Шостаковича // Памяти Шостаковича: 1906 – 1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997
  • ТВМ // Музыка и информатика. М., 1999
  • Микротоны. Россия – Австрия // Музыка XX века. Московский форум. М., 1999
  • Лейтмотив как слово // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова / Материалы науч. конференции. М., 2002
  • Немец в русской музыке // Теоретическое музыкознание на рубеже веков. Минск, 2002
  • Стиль и жанр в музыке. М., 2002
  • О комбинаторике в творчестве С. С. Прокофьева // М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М.; СПб., 2003
  • Оркестр П. И. Чайковского // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 1. М., 2003
  • Проблемы теории и практики экмелической музыки (информационно аналитический обзор) // Музыка в информационном мире. Наука, творчество, педагогика. Ростов-на-Дону, 2004
  • «Тройка, семерка, туз» // Троичность в мышлении. М., 2004
  • Мифологемы в теории музыки // Сакральное, иррациональное и мифологическое. М., 2005
  • Пространственная музыка // Теория современной композиции. М., 2005
  • С. С. Скребков. Тогда и теперь // Сергей Сергеевич Скребков. Музыкант. Ученый. Педагог. Мыслитель. М., 2005
  • Мое училище // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М., 2005
  • Глинка-фольклорист // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 1. М., 2006
  • Чистые тембры (Вместо предисловия) // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2. М., 2007
  • Динамическая палитра симфонического оркестра (по материалам экспериментальных исследований) // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2. М., 2007
  • Фуга в творчестве И. С. Баха // Из личных архивов профессоров Московской консерватории. Вып. 3. М., 2008
  • Рахманинов. Вариации на тему Корелли // Из личных архивов профессоров Московской консерватории. Вып. 3. М., 2008
  • История в музыке: Избранные исследования. М., 2009

 

Доктор искусствоведения
Профессор

Доктор искусствоведения
Профессор

Доктор искусствоведения
Профессор

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Профессор

Кандидат искусствоведения
Доцент

Кандидат искусствоведения
Доцент

Кандидат искусствоведения
Преподаватель