Чернова
Татьяна Юрьевна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Чернова<br /> Татьяна Юрьевна

Родилась в г. Москве. В 1967 г. окончила теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории (педагоги: Д. А. Блюм, С. С. Григорьев, Ю. Н. Холопов, Е. М. Царёва, В. П. Фраёнов). В 1973 г. окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс Е. В. Назайкинского), затем – аспирантуру (руководитель Е. В. Назайкинский).

Педагогическая деятельность:

С 1975 г. преподает на кафедре теории музыки Московской консерватории (индивидуальные занятия и руководство курсовыми работами по курсу анализа музыкальных произведений у музыковедов; музыкально-теоретические дисциплины на исполнительских факультетах), с 1984 г. – доцент.

Основной круг научных интересов Черновой – теория музыкальной формы, музыкальная драматургия, теория музыкальных жанров (в частности, вокальных). Автор «Программы-конспекта по анализу музыкальных произведений для студентов-вокалистов» (рукопись, 1980), «Программы-конспекта по анализу музыкальных произведений для студентов-инструменталистов консерваторий» (М., 2003) и других методических работ.

Ученики:

Среди учеников: кандидаты искусствоведения И. Дёмина, Л. Пылаева, а также О. Глушкова, Н. Казанцева, Ж. Мурзабекова, С. Семёнова, И. Стояновская.

Научные труды. Издания. Публикации:

  • Лирика – род музыкальной организации // Проблемы музыкознания. Вып. 1. М.: 1975
  • О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: 1978
  • Драматургия в инструментальной музыке. М.: 1984 (рец.: Muzyka 1992, 1) 
  • О теории музыки 70-х годов // Советская музыка. 1989. № 5  
  • Ария как символ музыки нового времени // Методы изучения старинной музыки. М.: 1992
  • Проблема теории музыкального жанра (рукопись, 1985)
  • Православные ориентиры мысли об искусстве (рукопись, 2001)
  • Внутреннее слово музыки (рукопись, 2002)
  • Проблемы теории музыкальной формы (рукопись, 2000-2003)
  • Чайковский, Каратыгин и «метамузыка» (рукопись, 2004)
  • О музыкальном эйдосе, Сен-Сансе и «шарообразном смысле» (рукопись, 2005)
  • О трех основаниях теории музыкальной формы // Musiqi Dunyasi. Баку. 2005. № 3-4/25
  • «Художественный предмет» и Соната Н. Метнера op. 25 № 2 (2005, в печати)
  • Жанр и форма в музыке: соотношение, взаимодействие (рукопись, 1999-2006)
  • «Слово И. А. Ильина о “художественном предмете” в музыкально-эстетических отголосках и параллелях» (2006, в печати)
  • Лирика – род музыкальной организации // Проблемы музыкознания. Вып. 1, М.: 1975
  • О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: 1978
  • Драматургия в инструментальной музыке // М.: 1984 (рец.: Musika 1992, 1)
  • Проблемы теории музыкального жанра (рукопись, 1985)
  • О теории музыки 70-х годов // Советская музыка, 1989, № 5
  • Ария как символ музыки нового времени // Методы изучения старинной музыки. М.: 1992
  • Православные ориентиры мысли об искусстве (рукопись, 2001)
  • Внутреннее слово музыки (рукопись, 2002)
  • Проблемы теории музыкальной формы (рукопись, 2000-2003)
  • Чайковский, Каратыгин и «метамузыка» // Наследие Чайковского и ХХI век. Харьков, 2004
  • О музыкальном эйдосе, Сен-Сансе и «шарообразном смысле» (рукопись, 2005)
  • Теория интерпретации и целостный анализ (рукопись, 2005)
  • О трех основаниях теории музыкальной формы  //  Musiqi Dunyasi. Баку: 2005. № 3-4/25
  • Жанр и форма в музыке: соотношение, взаимодействие (рукопись, 1999 – 2006)
  • «Художественный предмет» и Соната Н. Метнера  ор. 25 № 2 // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании. Москва – Уфа: 2007
  • Слово И.А. Ильина о «художественном предмете» в музыкально-эстетических параллелях и отголосках // Вестник ПСТГУ. М.: 2007
  • Мусоргский и проблема музыкальной формы (на примере монолога «Достиг я высшей власти» из оперы «Борис Годунов» // Мастер русской гармонии. М.: 2009
  • «Звездный венец» // Жизнь музыки. М.: 2009
  • Внутренняя сила // «Российский музыкант», Проблема музыкальной темы в контексте некоторых данных отечественной эстетико-философской мысли  (статья для сборника памяти Е.В. Назайкинского,  в печати)
  • Живое (статья для сборника памяти Е.В. Назайкинского, в печати)
  • Вступительная статья для сборника   «Арсис» в честь 70-летия В. В. Медушевского (в печати)
  • Большое в малом // Музыкальная академия,  2010, № 2
  • По прочтении статьи В.В. Медушевского // Музыкальная академия, 2010, № 3
  • О вокальных истоках формообразования в музыке Ф. Шопена (статья для сборника в честь 200-летия Р. Шумана и Ф. Шопена, рукопись, 2010)
  • Сольное пение и музыкальное формообразование (рукопись, 2010)
  • К вопросу о формообразовании в вокальной музыке (статья для сборника памяти И.В. Лаврентьевой, рукопись, 2010)
  • Возвращение красоты. Багатели  В. Сильвестрова (статья для Вестника ПСТГУ,  рукопись, 2011)
  • Мотив утешения в романтическом искусстве и Consolations Ф. Листа (статья для сборника «Романтизм…», рукопись, 2011)