Николай Метнер. Незабытые мотивы. К 140-летию композитора


  • Рецензент: Н. О. Власова, д. иск.; А. И. Демченко, д. иск., проф.; К. В. Зенкин, д. иск., проф.; Т. Н. Левая, д. иск., проф.; Т. Ю. Масловская, к. иск., проф.; Г. А. Моисеев, к. иск.; В. В. Рубцова, д. иск.; И. А. Скворцова, д. иск., проф.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2021
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 344
  • ISBN: 978-5-89598-414-7 (в пер.)

Редакторы-составители: Е. Б. Долинская, доктор искусствоведения, профессор (отв. ред.); М. Г. Валитова, кандидат искусствоведения.

В предлагаемом сборнике объединены исторические материалы и статьи современных исследователей из ведущих музыкальных и гуманитарных вузов России, Германии, Англии. Он является не только приношением Николаю Карловичу Метнеру (1879/1880–1951), но и попыткой по-новому осмыслить его творчество.

Сборник адресован педагогам и студентам музыкальных вузов и всем интересующимся историей русской музыки первой половины XX века.

Елена Долинская. Предуведомление 7

I. В России

Наталия Гугина (Чалдымова). Николай Метнер 14

Маргарита Морозова. Метнер 19

Из воспоминаний и дневников А. Б. Гольденвейзера 33

Николай Мясковский. Н. К. Метнер. Впечатления от его творческого облика 40

Эрнест Ньюмен. «Среди интереснейших композиторов современности» 48

Леонид Сабанеев. Н. К. Метнер 54

Московская гастроль Метнера. Эпистолярный репортаж В. Р. Вильшау для С. В. Рахманинова 60

Елена Долинская. Новые архивные материалы о Метнере, Братенши, Гедике 65

II. Годы странствий

Леонид Сабанеев. Музыкальное творчество в эмиграции 79

Кристоф Фламм. Роль эмиграции в жизни и творчестве Метнера 96

Классик против ультрамодернистской музыки. Беседа Хэрриет Броуэр с Николаем Метнером 100

Раиса Слонимская. Н. К. Метнер — В. В. Щербачёв: дрезденские встречи 109

Евгения Кривицкая. История одной дружбы: Марсель Дюпре и Николай Метнер 119

Елена Долинская. Чета Метнеров в Великобритании 131

III. В художественном контексте эпохи

Константин Зенкин. Николай Метнер в музыкальном мире своего времени 140

Ирина Скворцова. Знаки модерна в музыке Метнера 158

Татьяна Масловская. Н. К. Метнер и А. Ф. Гедике: разные судьбы 166

Елена Долинская. Николай Метнер и Николай Мясковский. К опыту сравнительной характеристики 173

Александр Рычков. «Мир сошел не с ума, а с сердца»: к истории создания книги «Муза и мода» в письме Э. К. Метнера к Вяч. И. Иванову 1933 г. 187

Письмо Эмилия Метнера к Вячеславу Иванову 194

Николай Метнер. С. В. Рахманинов 202

IV. Проблемы творчества. Аналитические этюды

Константин Зенкин. О фортепианной миниатюре Метнера 206

Татьяна Чернова. Триумф «Романтической сонаты» в Лондоне. Хронотоп цикла 225

Кристоф Фламм. Романсы Николая Метнера на слова Андрея Белого 239

Елена Долинская. Парадоксы эстетических совпадений: академист Н. Метнер и авангардист Э. Денисов 262

V. Говорят исполнители

Владимир Тропп. По направлению к Метнеру 269

Татьяна Зайцева. «Сказки» Н. К. Метнера и В. В. Нильсена 288

Дина Парахина. Заметки о Второй импровизации ор. 47 301

Галина Писаренко. Исполняя романсы Н. К. Метнера с С. Т. Рихтером 316

Елена Стриковская, Анна Сальникова. Всё вокальное наследие Метнера. История одного концертного проекта 322

Список иллюстраций на вклейке 333

Список сочинений Н. К. Метнера 332

Сведения об авторах 342

Герой этой книги был совсем молодым блистательным представителем московской фортепианной школы, когда начала складываться его слушательская аудитория, рожденная в отсвете Рахманинова и Скрябина — двух лидеров русской музыкальной культуры порубежья XIX–XX столетий. Вскоре о Николае Метнере, их младшем современнике, заговорили как об оригинальном композиторе. Имена всех троих выбиты на мраморной доске выдающихся выпускников Московской консерватории.

С горячо любимой alma mater связан первый период жизни Н. К. Метнера: здесь ему посчастливилось учиться у таких корифеев отечественной школы, как С. И. Танеев и В. И. Сафонов. С годами во взрастившей его консерватории Николай Карлович выдвинулся в число самых высокочтимых профессоров. Попасть в его класс для молодежи, обучавшейся «на рубеже двух столетий», было заветной мечтой. Здесь Метнер сблизился с Рахманиновым — в будущем его главным «доверенным лицом» на протяжении почти 50-летней дружбы.

Жизнь каждого человека во многом определяется внешними обстоятельствами, а его поведение в этих обстоятельствах — характером. Отсюда берут свой исток новые повороты линии судьбы. Мы не знаем, как сложилась бы судьба Метнера в поздний период, на последней пятнадцатилетней прямой его жизни, не попади он в Лондон.

Современники Метнера, отечественные и зарубежные, справедливо сетовали, что в годы эмиграции его музыка звучала слишком мало, а исследований, статей в прессе появлялось и еще меньше. Сегодня ситуация в корне изменилась, подтвердив провидческий клич Рахманинова, обращенный Метнеру: «Ваше время придет!» Оно действительно настало, в разных странах, на разных континентах, с последней трети XX века, но особенно интенсивно — в XXI столетии. Сочинения Метнера звучат на концертных эстрадах мира в исполнении не только мастеров, но и современной молодежи. Ограничимся лишь отдельными примерами. Главными участниками московского метнеровского фестиваля 1995 года стали Борис Березовский, Михаил Лидский и Хэмиш Милн1. В рамках фестивалей «Метнер-марафон», организованных РАМ имени Гнесиных, в 2017–2018 году были исполнены все романсы композитора (а их 106!). В Москве состоялись гастроли студентов музыкальных колледжей Лондона и Манчестера, сыгравших в 2017 году все сонаты2. Навстречу юбилейному сезону Метнера в Петербургской консерватории в сентябре 2019 года был проведен концерт-дискуссия (организатор — С. М. Слонимский). В декабре того же года, в день рождения Николая Карловича (по старому стилю) состоялась аналогичная акция, подготовленная Музеем имени Н. Г. Рубинштейна Московской консерватории. Год композитора-юбиляра отмечался в консерваториях разных городов России и Европы, причем каждый избирал свои формы — концертные или фестивальные, устные или печатные. Отметим и другую позитивную мировую тенденцию: к юбилейной дате (2020) в разы возросло количество записей сочинений Метнера, особенно фортепианных и скрипичных. Охотно обращаются к его музыке лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского, в том числе Люка Дебарг и Даниил Трифонов.

В советский период имя Метнера лишь мелькало в отдельных брошюрах и учебниках, а его избранные сочинения изредка включались в методические программы для пианистов. В 1927 году вышла в свет небольшая работа В. В. Яковлева3. Ее появление совпало с советскими гастролями Метнера, прошедшими с огромным успехом. Тогда ему было разрешено приехать в СССР, и это было знаком благосклонности к его личности и творчеству со стороны власть предержащих4. Коллеги по консерватории преподнесли композитору-­пианисту почетный адрес, содержащий просьбу отдалить новую разлуку. Однако вернуться в Россию Метнеру так и не дали.

Через три десятилетия, в 1958 году, в Москву вернулась Анна Михайловна Метнер, которая исполнила волю мужа и передала в дар родине весь его богатейший архив. Именно это событие послужило импульсом к изданию собрания сочинений Метнера (1958–1963), к появлению первых исследований о его творчестве и пианизме (Е. Б. Долинская, И. З. Зетель)5, публикации литературного и педагогического наследия (Л. Г. Лукомский, М. А. Гурвич, З. А. Апетян)6 и включению краткого очерка жизни и творчества в бригадный учебник кафедры истории русской музыки (1960)7. В десятитомнике «История русской музыки» (1997) Метнеру посвящен специальный раздел8. Укажем и на другие научные издания отечественных и зарубежных авторов9. В начале XXI столетия весьма результативными в научном плане стали международные конференции, объединяющие ведущих метнероведов мира. Так, в 2002 году большой резонанс получил саммит «Семья Метнеров и культура Серебряного века», прошедший в Москве под эгидой Библиотеки-фонда «Русское зарубежье». По его итогам вышел в свет весьма представительный сборник статей. При знакомстве с ним рождается твердое убеждение, что коллективными усилиями удалось достичь главного — не только отдать дань памяти Николаю Карловичу, но и попытаться заново переосмыслить его творческое наследие.

Предлагаемый сборник продолжает движение в том же научном русле. В нем объединены труды музыковедов из России, Германии и Англии. Свои труды о Метнере представили профессора ведущих высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Гейдельберга. В сборник вошли 30 статей, очерков, эссе, аналитических этюдов, репортажей, принадлежащих перу музыкантов не только разных стран, но и разных исторических эпох.

Главную свою задачу составители видели в организации всего массива многоаспектных материалов в единый монографический текст, включающий пять взаимосвязанных составляющих:

I. В России;

II. Годы странствий;

III. В художественном контексте эпохи;

IV. Проблемы творчества. Аналитические этюды;

V. Говорят исполнители.

Задача разделов I и II — не только дополнить новыми фактами страницы биографии композитора, но и очертить его вклад в общехудожественные процессы времени. Представлялось целесообразным начать книгу с избранных свидетельств музыкантов-современников — Н. Я. Мясковского, Л. Л. Сабанеева, А. Б. Гольденвейзера, Э. Ньюмена. Их точки зрения в чем-то могли расходиться, но совпадали в главном: в акцентировании самобытности творчества молодого композитора и неповторимой индивидуальности пианиста. III и IV разделы также являются взаимодополняющими. Конкретные проблемы композиторской и исполнительской индивидуальности Мастера рассматриваются здесь с учетом стилевых процессов отечественной и мировой музыки первой половины XX столетия. В завершающем разделе (V) главными действующими лицами являются исполнители музыки Метнера. Особенно ценно услышать голоса музыкантов разных стран, увлеченно пропагандировавших творчество композитора в XX — начале XXI века. Особый вклад в этот процесс внесли два представителя английской музыкальной культуры — Э. Айлз (прямая ученица Метнера, она поурочно записывала исполнительский комментарий автора к его сочинениям, которые исполняла в концертах) и Х. Милн (см. статью В. М. Троппа). В Приложении помещен каталог сочинений Метнера, что продиктовано педагогическими задачами, в частности, возможностью контекстного обзора. Востребованность сборника не только в научно-­исследовательских, но и в учебных целях, очевидна.

На некоторые исторические материалы необходимо обратить особое внимание. Воспоминания М. К. Морозовой ценны выполненными ею «портретами с натуры» Николая, Эмилия и Анны Метнер. Здесь запечатлены не только личностные черты, но и опыт общения с Николаем Карловичем — исполнителем и педагогом, поскольку мемуаристка некоторое время обучалась у него фортепианной игре. Также Морозова засвидетельствовала примечательный факт — фиктивный брак Анны Братенши и Эмилия Метнера. Позиция Эрнеста Ньюмена, видного английского музыкального критика, оказалась судьбоносной для творческого пути Николая Метнера. Одним из первых в Англии он многосторонне аргументировал не только роль европейской составляющей в становлении индивидуального стиля композитора, но и подчеркнул компоненты «русскости» в его музыке. Завершающая статью краткая, но емкая характеристика ряда сочинений Метнера (сонат, сказок, вокальных и скрипичных опусов) стимулировала интерес к его творчеству у просвещенной английской публики и музыкальной молодежи. Увлечение англичан музыкой русского автора способствовало созданию молодежных метнеровских обществ. Всё это подготовило почву для теплого приема, оказанного Метнеру во время его первых британских гастролей (1928).

Не следует забывать, что английская столица, новые и верные люди, спасли чету Метнеров от обрушившихся на них напастей. Лондонские друзья создали вокруг Николая Карловича особую среду, которая ограждала его, особенно в годы Второй мировой войны. При этом свои военные переживания композитор выразил несколькими словами: «Как будто я нахожусь там (в Москве, в России. — Е. Д.), а не здесь». Над рабочим столом в доме семьи Айлз, приютившей Метнеров, Николай Карлович разместил карту, на которой отмечал флажками продвижение советских войск. Гонорар от последнего концерта в Лондоне передал в пользу Красной Армии. Прочитайте военную переписку Метнера, чтобы стали понятными и его патриотические настроения тех лет, и его отношение к происходящим событиям, и его невероятное сиротство после ухода из жизни в 1943 году Сергея Васильевича Рахманинова. Удивительно трепетны печальные строки прощания Метнера с другом. С прощальным словом он выступает по радио Би-Би-Си. А как характеризует великую дружбу то, что Метнер всю жизнь возил с собой «Всенощную» Рахманинова и говорил автору, что «утешается ею»! Такие признания поистине бесценны. Ведь музыка Рахманинова и его исполнительский гений были для Метнера не просто источником эстетического наслаждения, — они до конца дней оставались его любовью, его жизнью. Полагаем, нет ничего удивительного в том, что аспекты взаимоотношений двух великих «художников звука» стали одним из лейтмотивов предлагаемого сборника.

Читатель сам оценит достоинства большой коллекции материалов, вошедших в данный сборник. Речь в нем идет не только о выдающемся музыканте, но и о том сложном времени, когда рождалось его искусство, о том, как в результате Октябрьского переворота оно стало оцениваться в СССР. В наследии Метнера (музыкальном и литературном) слышны голоса его эпохи. В книге «Незабытые мотивы» всё время идет живая перекличка прошлого и настоящего.

В ней привлечена литература из разных областей исторического знания, среди которых и «публичная история» (Public history), исследующая способы репрезентации в публичных практиках, например, в СМИ. Ряд материалов заимствован из открытых источников, книг и журналов. Желание музыковедов сказать о Метнере свое новое слово потребовало длительной работы в различных архивах. Как известно, наиболее полные собрания метнеровских первоисточников (нотные рукописи, эпистолярное и иконографическое наследие) находятся в двух московских хранилищах — Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ, ф. 2099) и Российском национальном музее музыки (РНММ, ф. 132). Обращение к этим материалам способствовало обогащению проблематики сборника. Порой они дополняют друг друга, даже если относятся к разным периодам творческой биографии Метнера.

Для цветной вклейки (между с. 224–225) отобраны ранее не публиковавшиеся нотные автографы композитора из РНММ. Рукописи, как известно, исключительно важны для понимания творческого процесса любого художника. Сочиняя, Метнер постоянно вел письменный монолог. Его смысловое наполнение в каждом случае различно, но в общем плане концентрировалось на решении двух задач: текстовой формулировке сюжета крупной композиции и ведущей составляющей ее драматургии. В первом случае сошлемся на фортепианный Квинтет. Его программная основа Метнером не публиковалась, но играла направляющую роль в реализации композиционной идеи сочинения. В иных рукописях имели место обильные комментарии по поводу мелодических и ритмических, агогических, тембровых и даже аппликатурных идей, которые демонстрировали многоэтапную драматургическую и звукорежиссерскую работу Н. К. Метнера прямо на полях нотного стана (например, Первый фортепианный концерт). Она имела свое продолжение и в его нотных корректурах. Заметим, что сочетание строгой регламентированности и вдохновенной импровизации было свойственно композитору-пианисту при работе над ранними сочинениями (начиная с учебных опусов).

На сегодняшний день в Москве именем Метнера не назван ни один концертный зал или исполнительский конкурс, колледж или музыкальная школа. Нет фотопортрета Николая Карловича в каком-­либо из фортепианных классов Московской консерватории. Единственное свидетельство его причастности к alma mater — присутствие его имени на мраморной доске среди выдающихся выпускников 1900 года. Пока это всё. Но, может быть, свершится какое-нибудь чудо?..

Сочинения Метнера, его концерты и сонаты, сказки, песни выдержали испытания временем, потому что их создал талантливейший, напряженно думающий, чуткий и честный русский композитор и выдающийся пианист Николай Карлович Метнер. Слушая сегодня музыку Николая Карловича, думаешь: пока в культуре России будут такие музыканты, как Скрябин, Прокофьев, Стравинский, Рахманинов и Метнер, Россия не утратит своего национального достоинства, что бы ни случилось.


1 Хэмиш Милн (1939–2020) — английский пианист, профессор Королевской академии музыки в Лондоне. Его репертуар включал все фортепианные сочинения Метнера.

2 Силами тех же участников было запланировано исполнение всех сказок, но оно было отложено из-за пандемии.

3 См.: Яковлев В. В. Николай Карлович Метнер. М., 1927. (Биографии современных русских композиторов).

4 Как и параллельно шедшие выступления С. С. Прокофьева.

5 Долинская Е. Б. Николай Метнер: Монографический очерк. М., 1966; Зетель И. З. Н. К. Метнер — пианист: Творчество, исполнительство, педагогика. М., 1981.

6 Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек / сост. М. А. Гурвич, Л. Г. Лукомский. М., 1963; Н. К. Метнер. Письма / сост. и ред. З. А. Апетян. М., 1973; Н. К. Метнер: Воспоминания, статьи, материалы / сост.-ред. З. А. Апетян. М., 1981.

7 Н. К. Метнер // История русской музыки: Учебник для исполнительских факультетов консерваторий: в 3 т. / общ. ред. Н. В. Туманиной. Т. 3. М., 1960. С. 293–317.

8 Келдыш Ю. В. Н. К. Метнер // История русской музыки: в 10 т. / редкол. Ю. В. Келдыш и др. Т. 10 А. М., 1997. С. 134–169.

9 См., например: Кирносова Е. О творческом мышлении Н. Метнера // Музыка: Исследовательский сборник / сост. М. Г. Арановский. М., 1995. С. 111–136; Martyn B. Nicolaus Medtner. His Life and Music. Aldershot, 1995; Долинская Е. Николай Метнер. М., 2013. (В последнее время количество публикаций о Метнере возросло.)

10 См.: Николай Метнер. Вопросы биографии и творчества: Международная научная конференция, Москва, 23–26 апреля 2002 г. / сост. и науч. ред.: Т. А. Королькова, Т. Ю. Масловская, С. Р. Федякин. М., 2009.

11 См.: Н. К. Метнер. Письма. С. 494.

12 См.: Купец Л. А. История музыки как Public history: проблемы, перспективы, достижения // Музыкальная наука в контексте культуры: к 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных: Сборник по материалам Международной научной конференции / отв. ред. Е. С. Дерунец, Т. И. Науменко, Ю. Н. Пантелеева и др. М., 2018. С. 293–303; Лобанкова Е. В. Глинка. М., 2019. С. 11.

13 Санкт-Петербург поступает иначе. Северная столица уже объявила сроки проведения III Международного конкурса памяти Н. К. Метнера: 1 сентября — 26 ноября 2021 года в номинациях «Фортепиано» и «Вокально-­фортепианный дуэт»; с торжественным награждением лауреатов в Малом зале Петербургской филармонии (Невский проспект, 30). Основная задача конкурса сформулирована как «пропаганда и популяризация творчества Н. К. Метнера как пласта русской культуры. <…> Конкурс ставит перед собой задачу создания условий для реализации творческого потенциала исполнителей и возможности творческого общения». Конкурс существует с 2016 года. Учредители — творческое объединение Фонд поддержки и развития музыкального и театрального искусства «Классика без границ», ООО «Nota bene», Музыкально-просветительский колледж имени Б. И. Тищенко, Союз композиторов Санкт-Петербурга.

Автор(ы)


Николай Мясковский

Народный артист СССР

Ирина Скворцова

Заслуженный работник культуры РФ

Елена Долинская

Заслуженный деятель искусств РФ

Галина Писаренко

Народная артистка РСФСР

Владимир Тропп

Заслуженный деятель искусств России

Ссылки