Скворцова
Ирина Арнольдовна

  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный работник культуры РФ
  • Профессор
Скворцова<br /> Ирина Арнольдовна

Российский музыковед, доктор искусствоведения, профессор, декан научно-композиторского факультета, заведующая кафедрой Истории русской музыки, член Союза композиторов России. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2022).

Благодарности и награды:

Благодарность министра культуры РФ
Серебряная медаль в связи со 150-летием Московской консерватории
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Диплом Международного форума «Интеллектуальная собственность — ХХI век» (2011)
Благодарность Главы Российского Императорского Дома (2017).
Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2022).

Тема докторской диссертации: «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков» (Московская консерватория, 2010)
Тема кандидатской диссертации: «Музыкальная поэтика балета П. И. Чайковского "Щелкунчик"» (Московская консерватория, 1992)


Родилась в г. Москве. В 1981 году закончила теоретико-композиторский факультет, а в 1987 году — аспирантуру Московской консерватории.

Дипломная работа «Гавриил Попов. 20-е годы» (1981) и диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения написаны в классе профессора И.А.Барсовой. В числе консерваторских педагогов И.А. Скворцовой: И. А. Барсова, А. И. Кандинский, Ю. Н.Холопов, Э. В.Денисов, В. Н.Холопова, Н.А.Судзан.

В 1981–1992 годах — сотрудник отдела редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории. В 1988–1994 годах работала в Государственном хореографическом институте. С 2001 по 2020 год — декан Факультета повышения квалификации.

С 2015 года по настоящее время — заведующая кафедрой истории русской музыки. С февраля 2020 по сентябрь 2020 — декан историко-теоретического факультета. C 1 октября 2020 года декан Научно-композиторского факультета.

Занимается музыкально-критической, научной и организационной деятельностью. Провела курс лекций по истории русской музыки в Самаре (1997, 1998), Татарстане (1998, 1999), Архангельске (2000).

Педагогическая деятельность:

С 1993 года преподаёт на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, с 1995 года — доцент, 2003 — профессор.

Ведёт общий курс истории русской музыки для исполнителей и спецкурсы для музыковедов («Творчество П. И.  Чайковского» — 3 курс; «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков» — 4 курс), с 1995 г. — спецкурс «музыкально–архивное дело» и курс «История русской музыки рубежа XIX–XX веков», монографические темы: «Творчество Лядова», «Творчество Скрябина», «Творчество Рахманинова» — 4 курс.

Творческая и научно-практическая деятельность:

И. А. Скворцова активно и плодотворно занимается просветительской деятельностью. Является художественным руководителем и постоянной ведущей ежемесячной просветительской программы «Встречи в музыкальной гостиной» (МГК имени П. И. Чайковского), посвященной традициям и профессиональной школе Московской консерватории.

Принимает участие в организации и проведении просветительской программы «Университет музыкальной культуры» (МГК имени П. И. Чайковского).

Автор телевизионных фильмов о П. И. Чайковском, о музыке времен войны 1812 года, по истории русской музыки.

Автор и художественный руководитель проекта «Возрождение русской оперной классики» в МГК имени П. И. Чайковского. В рамках проекта были осуществлены постановки: музыкальной мелодрамы Е. И. Фомина «Орфей» (7 октября 2016 г.), комической оперы Д. С. Бортнянского «Сын-соперник» (5 декабря 2017 г.), лирической оперы А. С. Аренского «Рафаэль» (7 октября 2019 г.), комической оперы–водевиля А. Н. Верстовского «Карантин» (17 ноября 2021 г.), камерной оперы С. В. Рахманинова «Скупой рыцарь» (6 декабря 2022 г.) по одноименной «маленькой трагедии» А. С. Пушкина. В двух последних постановках использованы мультимедийные технологии.

Автор идеи и художественный руководитель Фестиваля «Музыка дягилевских сезонов», посвященного 150-летию со дня рождения С. П. Дягилева (28 сентября 2022 — Рахманиновский зал Консерватории; 28 октября 2022 года — Концертный зал имени Н. Я. Мясковского; 8 ноября 2022 года — Большой зал Московской консерватории).

Основная область научно–творческих интересов И. А. Скворцовой включает историю русской музыки, стилистические проблемы русского музыкального модерна, авангарда 20-х годов, теоретические и исторические проблемы современной отечественной  музыки, психологию творчества, музыкальную архивистику, текстологию. Автор более 120 научных и научно-методических работ по различным направлениям истории русской музыки, в том числе монографий «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков» (Москва, Композитор, 2009, 2012, 2015), «Балет П. И. Чайковского “Щелкунчик”: опыт характеристики» (Москва, МГК, 2011), сборников статей «Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее» (М., НИЦ «Московская консерватория», 2016), «С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик» (М.,НИЦ «Московская консерватория», 2018),  «Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы»  (М.,НИЦ «Московская консерватория», 2022), а также научных статей в рецензируемых изданиях, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК.

Член Ученого совета, Диссертационного совета, Редакционно-издательского совета, Учебно-методического совета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член редакционно-издательского совета Дома–музея С. В. Рахманинова «Ивановка», Южно–российского альманаха ( Ростова-на-Дону), Проблемы музыкальной науки (Уфа).

Подготовила в качестве научного руководителя 7 кандидатов наук.

И. А. Скворцова — постоянный участник научных симпозиумов и конференций, организатор и участник многих международных научных проектов и методических конференций. Неоднократный руководитель грантов РГНФ, и научно–творческих проектов, финансируемых ФЦП Культура.

Ученики:

Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения:

  • Е. Потяркина «К. Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX–XX веков». М., МГК. 2010.
  • Ю. Ефимова «А. В. Никольский. Творческий портрет». М., МГК. 2011.
  • А. Скирдова «Лирические оперы А. Г. Рубинштейна в контексте эволюции жанра». Ростов-на-Дону, 2011.
  • Е. Пономарёва «Мифопоэтика и интертекстуальность в позднем творчестве П. И. Чайковского». Саратов, 2012.
  • А. Павловский «Виолончельный концерт ХХ века». М., МГК. 2012.
  • А. Насонова (Рыбина) «В. И. Ребиков: личность, творчество, эстетика, стиль». Ростов-на-Дону, 2016.
  • А. Горшкова. А. С. Аренский: личность, творчество, стиль. М., МГК, 2021.

Дипломные работы:

  1. Куркин Александр «Хоровые сцены в "Снегурочке" Н. А. Римского–Корсакова» (дирижёрский факультет). 1998
  2. Скирдова Анна  «Ранние оперы П. И. Чайковского». 1999
  3. Перминов Сергей «А. Н. Скрябин и стиль модерн. Фортепианные миниатюры». 2001
  4. Корнилова Анастасия «Всенощное бдение». 2002   
  5. Потяркина  Елена «К. Д. Бальмонт и русская музыка». 2005
  6. Прокопьева Екатерина «Оперы–сказки Н. А. Римского–Корсакова в контексте модерна». 2006
  7. Ефимова Юлия «А. В. Никольский. Духовное творчество». 2007
  8. Бошина Марина (Прялухина) «Золотой дуэт Е. Сорокина — А. Бахчиев». 2009
  9. Любимов Алексей «А. С. Даргомыжский. «Каменный гость». 2014   
  10. Насонова Ангелина «В. И. Ребиков. Опыт характеристики. Фортепианное творчество». 2011
  11. Шкетик Алина «Проблемы современного театра и "Гамлет" В. А. Кобекина. 2012
  12. Чиркова Мария «А. Н. Корещенко и его балет «"Волшебное зеркало"». 2012
  13. Тихомирова Мария «Детская опера Ц. А. Кюи». 2014
  14. Любимов Алексей «А. С. Даргомыжский. "Каменный гость"». 2014
  15. Протасов Прохор «Хоровая культура Сербии рубежа XIX/XX веков». 2014 (хоровой факультет)
  16. Морозова Екатерина «С. В. Рахманинов и Московская консерватория». 2016
  17. Козедуб Анжелика «Ночь перед рождеством. Повесть Н. В. Гоголя в музыкальной интерпретации П. И. Чайковского и Н. А. Римского–Корсакова. В музыкальном прочтении». 2016
  18. Анна Горшкова  «А. С. Аренский. Музыкально–сценические произведения». 2018
  19. Рита Попова «Особенности русской фортепианной музыки рубежа XIX–XX веков». 2018
  20. Григорий Королев «Хоровое творчество Н. С. Голованова».

Научные труды. Издания. Публикации:

Основная область научно–творческих интересов — история русской музыки, стилистические проблемы модерна (русского в частности), теоретические и исторические проблемы современной музыки, психология творчества, музыкальная архивистика, текстология.

Научные труды

 Автор более 150 научных и научно–методических работ по различным направлениям истории русской музыки, в том числе монографий «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков» (Москва, Композитор, 2009, 2012, 2015), «Балет П. И. Чайковского „Щелкунчик“: опыт характеристики» (Москва, МГК, 2011), сборников статей «Рахманинов и XXI век. Прошлое и настоящее» (М., НИЦ «Московская консерватория», 2016), «С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик» (М., НИЦ «Московская консерватория», 2018), автор идеи, главный редактор и составитель коллективной монографии «Стиль Рахманинова», к 150-летию со дня рождения (Москва, 2023), а также научных статей в рецензируемых изданиях, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК (25).

Книги:

  • Коллективная монография «Стиль Рахманинова» (Москва, 2023) – 304 с.
  • Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы. М.: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2022. – 384 с.
  • С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик. М.: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2018. – 288 с.
  • Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее. М.: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2016. – 248 с.
  • Формы русского церковного пения. М.: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2010. – 92 с.
  • Музыкальная поэтика балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Москва, 2011. - 197 с. + Прил. (54 с.). Музыкальное искусство
  • Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX–XX веков.  М: Композитор, 2009.; 2012.; 2015.  – 355 c.

Основные научные работы:

  • «Щелкунчик» Чайковского — новый тип балетного спектакля // Музыкально-исполнительское искусство: проблемы стиля и интерпретации. М., 1989
  • Размышляя над программой балета «Щелкунчик» // Балет, специальный выпуск, посвященный М. Петипа. М., 1993
  • «Мост между разлетающимися галактиками». Диалог с В. Тарнопольским, беседа вторая // Музыкальная академия. 1993, № 2
  • «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Проблемы концепции и стиля // «Muzica», польский журнал. 1994, № 1 (152)
  • Замыслы и их судьба. Неизвестные страницы творческого диалога М. И. Петипа и П. И. Чайковского // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти. М., 1995
  • Разнотембровый ансамбль солистов в русском авангарде 20-х годов. Гавриил Попов. Септет. // Музыка XX века. Московский форум. Сб. 25. М., 1999
  • «Щелкунчик» Гофмана и Чайковского: к вопросу о корреляции музыкального и литературного текстов в балете. Сборник «Русская музыка XVIII-XX веков. Культура и традиции». Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 2003
  • «Иоланта» — диалог режиссера и критика // Большой театр России. Программа. М., 1997
  • «Загадочный свет «Иоланты». М., Большой театр, сезон 222, 1997/1998
  • Стилистические черты русского модерна в балете Чайковского «Щелкунчик» // Личность. Образование. Культура. Самара, 1998
  • Пушкинский текст — уникальный феномен в русской музыкальной культуре XIX–XX веков // Наследие А. С. Пушкина и информационная культура России. Краснодар, 1999
  • На подступах к модерну: черты «нового стиля» в творчестве Римского–Корсакова и Чайковского // Традиции русской культуры, вып. 3. Москва – Волгоград, 2000
  • Стиль модерн как культурологическая проблема // Проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 2001
  • От романтизма — к модерну. Мазурки Скрябина // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И. А. Барсовой. М., 2002
  • Скрябин: «Великий мистик?». «Человек стиля модерн?» (взгляд на фортепианное творчество) // Из истории русской музыкальной культуры. МГК, Сб. 35. М., 2002
  • Модерн — барокко: опыт культурологической ретроспективы // Бортнянский и его время. МГК, Сб. 43. М., 2003
  • Фортепианные миниатюры Скрябина в контексте «нового стиля». М., 2003
  • «Иоланта» на московской сцене // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Выпуск 2 / Составители П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003
  • Стравинский и новый стиль (Черты модерна в русском периоде творчества) // Ипполитовские чтения. К юбилею М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2004
  • Стиль модерн и романтизм в русской музыкальной культуре рубежа XIX–XX веков // Партитура виртуоза. Альбом виртуалистики и аретеи. М., 2004
  • Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ–ХХ веков // Русская музыка. Рубежи истории. МГК, Сб. 51. М., 2005
  • Стиль модерн и русская музыка рубежа XIX–XX веков (рассуждения на тему в форме свободных вариаций // Музыкальная академия. 2005. № 4
  • Традиции и новаторство в русском музыкальном искусстве рубежа веков. // Ипполитовские чтения, М., 2006
  • Стабильные и мобильные черты в русском музыкальном искусстве конца XIX — начала XX веков. (Сквозь призму модерна). Воронеж, 2006
  • Судьба Московской консерватории в эпистолярном наследии П. И. Чайковского (по переписке Чайковского и Танеева) // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. МГК, Сб. 59. М., 2007
  • Новые стилевые веяния в эпоху Римского–Корсакова. Стиль модерн // Наследие Н. А. Римского–Корсакова в русской культуре : к 100-летию со дня смерти композитора: по материалам конференции "Келдышевские чтения — 2008" / Гос. ин-т искусствознания , Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки . – М. : Дека-ВС, 2009. – С. 167-175
  • Знаки модерна в русской музыке рубежа XIX–XX в. //Музыковедение. М. 2009. № 11. С. 22-27. 0, 5 п.л.
  • Романтизм как генезис стиля модерн в русской музыке рубежа XIX–XX вв. // Музыковедение. М., 2010. №1. С. 10-13. 0,4 п.л.
  • «Времена года» А. Глазунова и А. Мухи: к вопросу о модерне //Музыкальная жизнь. М., 2009. №12. С. 43-45. 0, 4 п.л.
  • Общехудожественная и музыкальная иконография модерна // Musicus (Музыкальный). Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. – 2010. – № 1-2 (20-21). – С. 25–29.
  • Отражения модерна в русской музыке рубежа ХIХ–ХХ веков// Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой. М.: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2011. 288 с.
  • Статья о стиле модерн: «Глазунов и Муха: диалог двух художников»//Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца ХIХ — начала ХХ века М.: Прогресс-Традиция, 2012, 696 с. с ил.
  • От романтизма к модерну//Романтизм: истоки и горизонты. Сборник
  • Судьба сталинского попутчика. Композитор русского авангарда — Гавриил Попов//сайт интернет: Академия художеств, 2011
  • Скрябин и стиль модерн// Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 3. С. 78 – 82.
  • Межвидовые методы исследования музыкального модерна // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 249–251.
  • Композитор русского авангарда – Гавриил Попов // Музыкальная жизнь. М.- 2012. – № 3. С. 98–101. Библиогр.: с. 100-101 (9 назв.)
  • Островок гармонии «Если Вы хотите меня знать слушайте мою музыку» // Музыкальная жизнь. М., 2013. № 4. С. 28–29.
  • Два великана, русского музыкального искусства // Музыкальная жизнь: Музыкальный критико-публицистический иллюстрированный журнал. М., 2013. № 6. С. 46–47: 4 цв. фот. . - ISSN 0131-2383
  • Русская музыка и стиль модерн // Musigi Dunyasi. 2013. – № 4 (57). С. 37–42.
  • Музыкальное просветительство: опыт музыкальной гостиной в Московской консерватории//Музыкальное искусство в современном социуме. Сб. научных статей Ростов-на-Дону. 2014. С. 126–131.
  • Г.Попов и его музыка к легендарному фильму «Чапаев» // Закадровое искусство: История и теория киномузыки: Материалы международной научной конференции. - Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. С. 94–101
  • Принципы модерна в творчестве С. В. Рахманинова. «Остров мертвых» в авторской интерпретации// Музыкальная академия : Ежекварт. научн.-теорет. и критико-публицист. журн. 2014. - № 3. С. 111–114 : 2 ил.
  • Стиль модерн как комплексное явление в русской музыке рубежа ХIХ–ХХ веков// Электронный Журнал общества теории музыки. Санкт–Петербург. 2014. № 3 (7). С.23–37.
  • Декоративность в музыкальном искусстве русского модерна// Научные проблемы современного музыкального искусства. Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа.: Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, 2015. С. 31–35.
  • Принцип «декоративного оформления» как проявление эстетики развлечения в русском музыкальном модерне // Азербайджан: Наука без границ. М., 2015. С. 86–91.
  • П.И.Чайковский и Московская консерватория: два юбилея // Альманах. – Москва. – 2015. - Выпуск 3.- 360 с. С ил. С 28-31
  • Традиции кафедры истории русской музыки. А. И. Кандинский и его школа// Музыкальная академия : Ежекварт. научн.-теорет. и критико-публицист. журн. Москва. 2016. – № 2. С. 22–24.
  • Консерваторские годы С.В.Рахманинова. Формирование индивидуального стиля на примере вокального творчества // С. В. Рахманинов и проблема исторической памяти России: материалы Международной научно-практической конференции, 3—4 декабря 2015 года, Санкт-Петербург /Арт-Холдинг «Рахманинов», Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред. сост. И. Н. Вановская. — Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. — 188 с.
  • Жанр симфонической поэмы в контексте и иконографии модерна // Южно-Российский музыкальный альманах. Ростов: Изд-во Проблемы музыкальной науки. 2016. – № 3 (24). С. 37–41., 2016, С. 37–41
  • П. И. Чайковский и эстетика рубежа веков: на пороге модерна// Ред.-сост. А. В. Комаров. - СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2017. С. 310–315. Тираж 300 экз.
  • Н.Я. Мясковский.  Симфоническая поэма «Аластор». Стилевые проекции раннего периода. // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. Издательство: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2018
  • П. И. Чайковский и эстетика рубежа веков: на пороге модерна. // Материалы международной научной конференции / СПб.: Композитор • Спб., 2017
  • Теория ритма В. Н. Холоповой и ее отражение в изучении искусства русского модерна. // Инновационное пространство музыкальная наука и практика. Материалы международно–практической конференции к юбилею В.Н.Холоповой. Сборник. М., 2019
  • Термин «иконография» в искусствоведении и в применении к музыкальному искусству // Тезисы докладов Международного конгресса ОТМ. Казань., 2019
  • Стилистические модели прошлого в художественном мышлении П. И. Чайковского: знаки-предвестники нарождающегося модерна // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Книга первая: часть I.Вневременные контексты символизма/ Отв. ред. и сост. О. С. Давыдова. М.:БуксМАрт., 2020
  • Ребиков В. И. (Совместно с Четвертковой А. А., Плотниковой Н. Ю.) // Православная энциклопедия/ Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Москва: Церковно–научный центр Православная энциклопедия». 2020
  • Русско-английские культурные связи рубежа ХIХ–ХХ веков. А. К. Глазунов // Сборник статей по материалам международной научной конференции Музыка Британии и России. Параллели и перекрестки. М., 2021
  • Стилистические модели прошлого в художественном мышлении П.И. Чайковского: знаки-предвестники нарождающегося модерна. // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Книга первая: Часть I. Вневременные контексты символизма / М.: БуксМАрт, 2020
  • Аналитические штудии стилистики модерна. // Десятый Европейский конгресс по музыкальному анализу: Тезисы докладов = Tenth European Music Analysis Conference: Abstracts. 2021
  • Стилевые константы русского модерна. // Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной онлайн–конференции 24-27 ноября 2020 года /Рос. акад. музыки. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020
  • Звуковой мир наследия Скрябина в контексте модерна. // Ученые записки Музея Скрябина. М., 2022
  • Кафедра истории русской музыки: от истоков до наших дней. // Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы: сборник статей Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022
  • Музыкальный авангард 1920-х годов. Гавриил Попов: творчество и судьба. // Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы: сборник статей Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022

Методические работы:

  • Рекомендации к написанию курсовой работы по истории русской музыки. Учебно-методическое пособие по дисциплине «История русской музыки» для студентов музыкальных вузов (совместно с доц. Н. В. Гурьевой и преп. Е. Е. Потяркиной) // М.: Научно–издательский центр «Московская консерватория», 2020
  • Методические рекомендации к выполнению теоретической части выпускной квалификационной работы (аннотация к концертной программе): учебно–методическое пособие. Уровень высшего образования: Специалитет. Специальность 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (совместно с Кабалевской Я. А., Петровым Д. Р., Свиридовской Н. Д.) // Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021
  • Учебная программа дисциплины «Слушание музыки» для 1–3 классов Музыкальной школы (совместно с Потяркиной Е. Е.) // Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021
  • Методические рекомендации к написанию реферата по дисциплине «научно–методическая работа». // Методические рекомендации к написанию реферата по дисциплине «научно-методическая работа». М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022
     

Контактный e-mail: iskvor@mail.ru

Кандидат искусствоведения
Доцент

Кандидат искусствоведения
Доцент


Преподаватель

Кандидат искусствоведения

Концерты


29
ОКТ
2024

«Прощание с Петербургом» (Оркестровая версия. Премьера)

25
ОКТ
2024

Встречи в музыкальной гостиной

27
СЕН
2024

Встречи в музыкальной гостиной

19
АПР
2024

«Встречи в музыкальной гостиной»

29
МАР
2024

«Встречи в музыкальной гостиной»

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ

все записи »