Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков.


  • Автор: Скворцова И. А.
  • Рецензент: Е. Г. Сорокина, Е.Б. Долинская
  • Издательство: Композитор, 2009
  • Тираж: 800 экз.
  • К-во страниц: 354
  • ISBN: 5-85285-346-1

Н. Максимова


Исследование посвящено проблемам русского музыкального модерна. В нем через призму стиля модерн рассматриваются многие музыкальные явления рубежа XIX-XX вв. В монографии исследуются разные стороны отражения стиля модерн в русской музыке: происхождение и хронология стиля, соотношение его с другими стилями и направлениями, эстетика, иконография и типология основных выразительных средств. На примере индивидуальных авторских стилей (позднего Чайковского и Римского-Корсакова, Глазунова и Лядова, Скрябина и Рахманинова, Стравинского) анализируются основополагающие черты стиля модерн.

Содержание

Введение 7

Глава первая.
Стиль модерн в русской художественной культуре и музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков
18

1.1.  Общая характеристика стиля модерн 19
1.2.  Хронология и эволюция стиля модерн 35
1.3. Стиль модерн и русская музыка 37

Глава вторая.
Стиль модерн как проекция общей теории художественного стиля 44

Глава третья.
Генезис стиля модерн. Взаимодействие с другими стилями и направлениями 56

3.1.   Стиль модерн и романтизм 57
3.2. Стиль модерн и барокко 61
3.3. Стиль модерн и символизм 65
3.4. «Стиль модерн» и «модернизм» 69

Глава четвертая.
Эстетика стиля модерн (общая и музыкальная) 72

4.1. Категория красоты 73
4.2.   Категория времени 82
4.3. Синтез искусств 85
4.4. Театрализация действительности 89
4.5. Новаторство модерна 92
4.6. Ассимиляция культурных традиций прошлого в модерне 96
4.7. Декоративность как видовая черта стиля модерн 99

Глава пятая.
Общехудожественная и музыкальная иконография 112

Глава шестая.
Типологические черты музыкального модерна 140

6.1. Декоративность музыкального модерна 144
6.2. Орнаментальность 146
6.3. Артикуляционные средства 171
6.4. Особый тип модерновой линии 176
6.5. Особенности фактуры в произведениях стиля модерн 185
6.6. Принцип соотношения рельефа и фона 191
6.7. Новизна средств музыкального модерна 200
6.8. Эмансипация средств 208
6.9. Принцип многостильности в одном произведении. Стилизация 220
6.10.Категория времени музыкального модерна. Статичностькак характерная черта модерновых произведений 234

Глава седьмая.
Скрябин и стиль модерн 244

Заключение 286
Литература 298
Нотные примеры 316

Автор(ы)


Ирина Скворцова

Заслуженный работник культуры РФ