Ссылки
Русская музыка. Рубежи истории: материалы международной научной конференции
  • Издательство: Московская консерватория Редакционно-издательский отдел, 2005
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 324
  • ISBN: 5-89598-149-6

Редколлегия: С. И. Савенко, И. А. Скворцова, Е. Г. Сорокина (ответственный редактор), Е. М. Царёва


Сборник составлен по материалам международной научной конференции «Русская музыка. Рубежи истории», проходившей с 11 по 15 ноября 2002 года в Московской консерватории. Проблематика статей связана с рубежными периодами в истории музыки и их спецификой, в основном хронологически и типологически близким периодом конца XIX – начала XX веков. Значительное место в сборнике занимает изучение малоизвестного, порой почти забытого материала, с привлечением архивных источников, обращение к проблемам русской духовной музыки, а также вопросам стиля и общих закономерностей музыкальной эволюции.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Номер сборника: 51

От редколлегии 5
Савенко С. И. (Москва). Фантом постмодернизма 7
Левая Т. Н. (Нижний Новгород). Парадоксы охранительства в русском символизме 17
Петров Д. Р. (Москва).
Русская музыка и эстетика реализма 28
Корсунская С. А. (Москва).
«Эзотерические бдения»: русский мистицизм на рубежах веков 41
Скворцова И. А. (Москва).
Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX – ХХ веков 51
Голубенко И. А. (Москва). Импрессионизм и русская музыка начала XX века. К постановке проблемы 64
Гервер Л. Л. (Москва). «Тень непроглядная» и «свет в небесной вышине»: к сравнению совокупного поэтического текста в романсах Мусоргского и Римского-Корсакова 78
Катонова Н. Ю. (Санкт-Петербург).
Космизм Ивана Вышнеградского 100
Лебедева-Емелина А. В. (Москва).
Русская духовная музыка на рубеже XVIII – XIX столетий: источники и реставрация 112
Михаил (Фортунато), прот. (Лондон). Языковые рубежи церковного распева 120
Корнилова А. Л. (Москва).
Всенощное бдение в творчестве русских композиторов рубежа XIX – XX веков 130
Наумов А. В. (Москва).
«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Опыт толкования на музыкальный текст 141
Дынникова И. В. (Москва).
Особенности старообрядческой певческой культуры начала XX века 161
Фролова Е. В. (Санкт-Петербург).
Берлинский архив Глинки 181
Шкапа Е. А. (Москва). Теория метротектонизма накануне рождения Новой музыки XX века 224
Соколова Л. П. (Москва). Музыкальный театр в русской усадьбе XVIII – начала XIX века 242
Максимова А. Е. (Москва). Музыкальный стиль театрального танца на рубеже XVIII – ХIХ веков (к проблеме возникновения русского симфонизма) 248
Лепская Л. А. (Москва).
Театр графа Н. П. Шереметева и реформа К. В. Глюка 260
Скирдова А. А. (Москва). Лирические оперы Рубинштейна: к вопросу о рождении нового жанра в русской музыке 271
Моисеев Г. А. (Москва). К проблеме восприятия музыки Чайковского в Германии на рубеже XIX – XX веков. Риман и Чайковский 281
Гилярова Н. Н. (Москва). Отечественная музыкальная фольклористика на рубеже веков 296
Старостина Т. А. (Москва).
Высотные системы на пограничьях эпох, верований и жанров 314