Учебная программа дисциплины «Слушание музыки» для 1–3 классов Музыкальной школы


  • Рецензент: Л. А. Джуманова, рук-ль Уч.-мет. центра практик, доц. каф. теории музыки МГК им. П. И. Чайковского; А. Б. Охлобыстина, зав. произв. практикой Академического музыкального училища при МГК им. П.И.Чайковского
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2021
  • Тираж: 40 экз.
  • К-во страниц: 22
  • ISBN: 978-5-89598-413-0

Учебная программа дисциплины «Слушание музыки» для 1–3 классов Музыкальной школы Учебно-методического центра практик Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского: Учебно-методическое пособие по педагогической практике для студентов музыкальных ВУЗов. Специальность 53.05.05 «Музыковедение». Квалификация выпускника — Музыковед. Преподаватель. Специальность 53.05.06 «Композиция». Квалификация выпускника — Композитор. Преподаватель. Высшее образование, уровень специалитета. Форма обучения: очная.

Учебная программа дисциплины разработана: доцентом кафедры истории русской музыки Е. Е. Потяркиной; профессором кафедры истории русской музыки И. А. Скворцовой.

Учебная программа дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории русской музыки ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского».

Протокол № 2 от 21 октября 2020 года и. о. заведующего кафедрой истории русской музыки, профессор И. А. Скворцова.

Пояснительная записка 4

Особенности программы и методические рекомендации 5

Внеклассная работа 6

Тематическое содержание

Первый класс 6

Второй класс 7

Третий класс 7

Содержание курса

Первый класс 8

Второй класс 12

Третий класс 15

Приложение

Список мультфильмов 20

Интерактивные учебные пособия 20

Перечень литературы 21

Учебная педагогическая практика входит во второй блок базовой части учебного плана специальностей 53.05.05 «Музыковедение» и 53.05.06 «Композиция» ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского»; организована в соответствии с ФГОС ВО по указанным специальностям.

Программа «Слушание музыки» для 1–3 классов Музыкальной школы Учебно-методического центра практик предназначена для студентов специальностей 53.05.05 «Музыковедение» и 53.05.06 «Композиция», работающих с учащимися 1–3 классов при прохождении производственной педагогической практики. Цель данного пособия — помочь студентам в построении курса «Слушание музыки».

«Слушание музыки» является одной из важных составляющих цикла музыкально-теоретических дисциплин и играет большую роль в учебно-воспитательном процессе. Данный предмет с самых начальных этапов изучения способствует приобщению детей к музыке, формированию способности и культуры ее восприятия и понимания. Слушание музыки фактически становится подготовкой к курсу музыкальной литературы, а также способствует усвоению программ параллельных учебных курсов (сольфеджио, специальность). Ученики развиваются эмоционально и приобретают навыки, помогающие самостоятельно анализировать воспринимаемый музыкальный материал, грамотно высказывать свои впечатления от услышанного. Всё это способствует интеллектуальному и духовному совершенствованию детей.

Форма занятий предполагает использование различных видов деятельности, позволяющих переключить внимание: беседа, чтение, пение, собственно слушание музыки, рисование, игровые элементы. Важную роль играет и обращение к информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ). Бурное технологическое развитие неизбежно влияет на развитие личности современных детей с первых дней жизни. Компьютеры, интерактивные доски становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса, что влечет за собой необходимость актуализации всех его сторон. Использование ИКТ на уроках не только делает освоение материала более доступным и органичным для детей современной формации, но и развивает умение ориентироваться в информационных потоках, а также знакомит с практическими способами работы с ними.

Подобный синтетический подход делает освоение материала более естественным, интересным и психологически комфортным.

В процессе разработки и составления программы были изучены труды Л. А. Джумановой (Учебная педагогическая практика: учебно-методическое пособие. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2019), Н. А. Царёвой (Уроки госпожи Мелодии. М.: Престо, 2007), О. А. Владимировой (Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб.: Композитор, 2006), Л. В. Золиной (Уроки музыки с применением информационных технологий. 1–8 классы / авт.-сост. Л. В. Золина. М.: Глобус, 2009), М. С. Асламазян и Л. Ю. Полетаевой (Примерная программа по дисциплине «Слушание музыки». М., 2012), электронные образовательные ресурсы издательского дома «Музыка» (https://www.musica.ru/) и др.

Цели предмета «Слушание музыки» — воспитание и развитие музыкального вкуса, обогащение музыкального кругозора учащихся, формирование культуры слушания музыки и осознанного отношения к ней, подготовка дальнейшего личностного и музыкального (в том числе профессионального) развития.

В связи с этим студенты, проходящие производственную педагогическую практику, должны при работе с учениками ставить следующие основные задачи в курсе «Слушания музыки»:

  • выработка и развитие способностей осознанного восприятия музыки, ее понимания;
  • формирование аналитических способностей, умения определять особенности музыкальных произведений;
  • освоение и понимание смысловой нагрузки определенных музыкальных средств выразительности;
  • развитие музыкальной памяти, чувства ритма и прочих музыкальных способностей.

Автор(ы)


Ирина Скворцова

Заслуженный работник культуры РФ

Ссылки