Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой
  • Рецензент: профессор Т. С. Кюрегян, профессор Е. М. Царёва, доцент Е. Д. Кривицкая
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 288
  • ISBN: 978-5-89598-242-6

Редколлегия: доктор искусствоведения, профессор С. И. Савенко; кандидат искусствоведения, доцент Г. И. Лыжов; кандидат искусствоведения, доцент Д. Р. Петров (ответственный редактор).

Предлагаемый сборник содержит материалы состоявшейся в сентябре 2007 года конференции (ее название отсылает к знаменитому клавирному сборнику Дж. Фрескобальди «Fiori musicali» — «Музыкальные цветы», 1635), посвященной профессору Московской консерватории, доктору искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации И. А. Барсовой. Тематика статей отражает широту интересов ученого, которые простираются от музыки раннего барокко до современного композиторского творчества, включают в себя вопросы исторического развития нотации и оркестра, творчество Густава Малера и композиторов нововенской школы, русско-австрийские музыкальные связи, различные аспекты отечественной музыкальной культуры ХХ века и многое другое. Авторы сборника — коллеги и ученики И. А. Барсовой, работающие в городах России и за рубежом.

Издание адресовано музыковедам и всем интересующимся вопросами истории и теории музыки.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Номер сборника: 66a

От редколлегии 4

М. И. Катунян. Генерал-бас, концерт, мультимедиа: визуальные аспекты музыкального текста 5

Р. Л. Поспелова. Проблемы расшифровки мензуральной нотации в трактатах Иоанна Тинкториса 13

Г. И. Лыжов. Мюнхенская придворная капелла на иллюстрации Ханса Милиха (около 1570 года)  29

О. В. Кравченко. Источники современных представлений об оркестре Жана Батиста Люлли 43

Т. А. Зенаишвили. Некоторые подробности из истории немецкой клавесинной сюиты XVII века 57

Л. В. Кириллина. Природа и искусство в «Пасторальной симфонии» Людвига ван Бетховена 67

А. И. Климовицкий. Неизвестные страницы российской бетховенианы 75

О. В. Лосева. Роберт Шуман и орган 95

Г. А. Моисеев. «Навсегда неоконченная симфония» Ашиля Дебюсси. Судьба московской рукописи 102

Н. О. Власова. Метаморфозы интонационной фабулы: о скрытой программности у Арнольда Шёнберга 109

Ю. С. Векслер. «Лулу» Альбана Берга: проблема завершения как исторический феномен 118

И. А. Скворцова. Отражения модерна в русской музыке рубежа XIX–XX веков 126

Л. Г. Ковнацкая. Из истории современничества 1920-х годов: Петроградское общество пропаганды современной русской музыки (по архивным материалам и документам)  136

О. А. Бобрик. Венская оперетта в Советской России 1920–1940-х годов: между «сантиментами» и тюремным юмором 149

С. И. Савенко. Игорь Стравинский и симфонии духовых 167

С. А. Михеев. Новые тембры в симфонических произведениях Альфреда Шнитке 175

Е. А. Дубинец. «Прекрасная страна! И жизнь здесь другая…»: Русские композиторы-эмигранты о национальном характере в современной музыке 185

Т. Б. Баранова. Двенадцать посвящений Паулю Захеру: «Musica non absoluta» во второй половине ХХ века 200

Н. М. Зейфас. Музыка. Слово. Безмолвие: произведения Гии Канчели с участием голоса и хора 220

Е. И. Чигарёва. Музыка, тишина, молчание, молитва 227

Т. Н. Левая. Метафоры Тишины в творчестве Гии Канчели «постсимфонического» периода 234

А. Г. Грек. Об анаграммах Рима в двух стихотворениях Вячеслава Иванова 242

Е. М. Царёва. Берлиоз, Италия, Вергилий 252

Г. В. Григорьева. «Сквозняк истории»: музыкальное произведение в интерпретации И. А. Барсовой 260

Д. Р. Петров. Густав Малер в исследованиях И. А. Барсовой 265

Список опубликованных трудов И. А. Барсовой  273

Сведения об авторах 287

Педагоги и студенты Московской консерватории многие годы имеют счастливую возможность общаться с Инной Алексеевной Барсовой. Ее деятельность на историко-теоретическом факультете связана со многими направлениями науки и педагогики, какие вмещают в себя понятия истории и теории музыки, взятые как части единого, целостного знания. И не только знания, но прежде всего искусства познания музыки в ее исторически и типологически разных явлениях.

Тематика собственной научной деятельности И. А. Барсовой простирается чрезвычайно широко — от музыки раннего барокко до современного композиторского творчества и включает в себя вопросы исторического развития нотации и оркестра, творчество Густава Малера и композиторов нововенской школы, русско-австрийские музыкальные связи, различные аспекты отечественной музыкальной культуры ХХ века и многое другое.

Не менее разнообразную картину составляют и научные интересы тех, кто в той или иной степени принадлежит к ученикам Инны Алексеевны и кто, не будучи ее учеником, ценит и любит в ней коллегу, ученого, музыканта, друга. Поэтому содержание настоящей книги не могло не получиться внешне разнородным, и, тем не менее, оно внутренне связано импульсами и идеями, восходящими к И. А. Барсовой.

Мы признательны всем, кто принял участие в посвященной И. А. Барсовой юбилейной конференции (Московская консерватория, 10–12 сентября 2007 года) и предоставил статьи для публикации в настоящем сборнике, а также Т. С. Кюрегян, Е. Д. Кривицкой и Е. М. Царёвой за ценные замечания, высказанные при обсуждении книги.