Кириллина
Лариса Валентиновна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Кириллина<br /> Лариса Валентиновна

Родилась в городе Москве. В 1976 году окончила ДМШ № 1 им. С. С. Прокофьева, в 1980 году — теоретико–композиторский факультет Академического музыкального училища при Московской консерватории, в 1985 году — историко – теоретический факультет Московской консерватории.

Обучалась по специальности в классе Ю. Н. Холопова (дипломная работа «Бетховен и теория музыки XVIII — начала XIX в.»); изучала бетховенистику под руководством Н. Л. Фишмана; посещала факультатив по игре на органе (класс Б. А. Романова).

С 1987 года работала в Государственном институте искусствознания (в настоящее время — ведущий научный сотрудник отдела классического искусства Запада). В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Бетховен и теория музыки XVIII — начала XIX в.».

Участник ряда международных конференций и конгрессов (Германия, Великобритания, Россия), член Российского общества по изучению XVIII века при Академии наук РФ.

Дисс.: «Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика» (1996).


Педагогическая деятельность:

С 1992 года начала преподавать историю музыки в Московской консерватории и в Российской академии музыки им. Гнесиных (до 1998 г.).

С 2000 года — доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 2003 года — профессор. Периодически преподавала также в Российском государственном гуманитарном университете (спецкурс «Музыкальная культура Италии»), в Академии музыки «Ино Миркович» в Ловране (Хорватия); читала спецкурсы на других факультетах Московской консерватории (Факультет повышения квалификации, аспирантура).

Под руководством Л. В. Кириллиной были написаны и защищены кандидатские диссертации Е. Ю. Матвеевой (ныне — доцент Тамбовского государственного музыкально – педагогического института им. С. В. Рахманинова), А. П. Груцыновой (преподаватель Московской консерватории), Е. И. Максимова (старший преподаватель Московской консерватории), Н. В. Остроумовой (сотрудник Научно – музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории), Ю. Д. Кажарской (преподаватель Центральной музыкальной школы).

Среди выпускников дипломного класса — Е. Ю. Матвеева, Н. В. Остроумова, Ю. Д. Кажарская, А. П. Груцынова, А. В. Русакова (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), Т. Ю. Колтакова, Е. В. Петрикова, Н. Н. Хохлова, М. А. Бирюкова, О. Ю. Пузько, А. В. Андрушкевич (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), М. В. Одинцова.

Основные области научных интересов: музыка XVII — XVIII веков; венская классическая школа; жизнь и творчество Бетховена; история музыкальной эстетики; музыкальный театр.

Научные труды. Издания. Публикации:

Монографии

  • Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК, 1996
  • Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX в.: Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007
  • Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX в.: Часть 3. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007
  • Итальянская опера первой половины XX века. М.: ГИИ, 1996
  • Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика–XXI, 2006
  • Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. Том I. Том II

Учебные пособия

  • Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008

Переводы, вступительные очерки и комментарии

  • Письма Бетховена: 1817–1822. Сост., коммент., вступ. статья (совместно с Н. Л. Фишманом). М.: Музыка, 1986
  • XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 [Очерки о творчестве Л. Ноно и Л. Берио; переводы текстов]. М.: Музыка, 1995
  • Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. Перевод, вступ. статья, коммент. М.: Классика–XXI, 2001; 2-е дополненное изд. — 2007
  • В. А. Моцарт. Сонаты для фортепиано. Т. 1, 2. М Русское музыкальное издательство, 2006 [переводы предисловий В. Плата и В. Рима с комментариями]
  • Бетховен. Письма.  В 4 т. Том 1: 1787—1811. Составитель, автор вступительной статьи и комментариев Н. Л. Фишман. Перевод Л. С. Товалёвой и Н. Л. Фишмана. Дополнение к составу тома, комментариям и предисловие к вступительной статье Л. В. Кириллиной. М.: Музыка, 2011.     
  • Том 2: 1812—1816. Изд. 2-е, дополненное. Составитель, автор вступительной статьи и комментариев Н. Л. Фишман. Перевод Л. С. Товалёвой и Н. Л. Фишмана. Дополнение к составу тома, комментариям и послесловие к вступительной статье Л. В. Кириллиной. М.: Музыка, 2013.
  • Том 3: 1817—1822. Изд. 2-е, дополненное. Составители, авторы вступительной статьи и комментариев Н. Л. Фишман и Л. В. Кириллина. Перевод Л. С. Товалёвой, Н. Л. Фишмана и Л. В. Кириллиной М.: Музыка, 2013.
  • Том. 4: 1823—1827/ Составители, перевод и комментарии Л. В. Кириллиной и Н. Л. Фишмана; вступительная статья Л. В. Кириллиной. М.: Музыка, 2016. — 49 п.л.

Главы и разделы в учебниках и коллективных трудах

  • Анализы произведений Бетховена: Три сонаты ор. 2, Две сонаты ор. 49, Три квартета WoO 36 // Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Hrsg. von A. Riethm;uuml;ller, C. Dahlhaus, A. L. Ringer. Bde I, II. Laaber, 1994
  • История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Книга 3: Искусство XIX века: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. СПб: Дмитрий Буланин, 2004 (глава «Скандинавия. Музыка»)
  • История зарубежной музыки XX в. М.: Музыка, 2005 (глава «Италия»)
  • Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006 (раздел «Теория музыки классической эпохи»)
  • Из истории мировой органой культуры XVI – XX веков. М.: МГК, 2007 (Раздел «На рубеже XVIII – XIX веков. Эпоха венских классиков»)

Статьи в энциклопедиях, словарях и справочных изданиях

  • Большая российская энциклопедия («Бетховен»)
  • Католическая энциклопедия (ряд статей)
  • Православная энциклопедия («Австрия. Музыка»)
  • Исторический лексикон (ряд статей)
  • Бетховен. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2015
  • Гендель. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2017

Статьи в периодических и продолжающихся изданиях, сборниках, альманахах, выходящих в России и за рубежом

  • около 100, в том числе в журналах «Музыкальная академия», «Старинная музыка», The Beethoven Journal (ранее – The Beethoven Newsletter), ежегоднике «Гётевские чтения», альманахе «Мир искусств», электронном музыкальном журнале «Израиль XXI»

Некоторые наиболее важные статьи

  • Сонатный цикл и сонатная форма в представлениях Бетховена // Музыкальный язык, жанр, стиль: Проблемы теории и истории: Сб. научных трудов. М.: МГК, 1987
  • Драматургический смысл гармонии в опере С. Прокофьева «Огненный ангел» // 70 лет советской музыки. Основные тенденции развития музыкальных жанров. Сб. научных трудов. М., 1988
  • Бог, царь, герой и оперная революция. К проблематике «Идоменея» // Советская музыка, 1991, № 12
  • Портрет Учителя // Laudamus. К шестидесятилетию Ю. Н. Холопова. М.: Композитор, 1992 i>Бетховен и «религия искусства» // Laudamus. М.: Композитор, 1992 (опубликовано также на болгарском языке: Бетховен и «религията на изкуството» // Българска музика, 1990, № 9/10)
  • [Современные российские бетховенисты] Recent Russian Beethoven Scholars // The Beethoven Newsletter, 1992, Vol. 7, № 1
  • Орфизм и опера // Музыкальная академия, 1992, № 4 i>Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия, 1995, № 1
  • Бетховен и Французская революция // Мир искусств. М., 1995
  • Драма – опера – роман // Музыкальная академия, 1997, № 3
  • Творческие искания Луиджи Ноно: политика и поэтика // Западное искусство. XX век. Современные искания и культурные традиции. М.: Наука, 1997
  • Бетховен ad libitum // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., Прест, 1999
  • Драгоценная находка [Об обнаружении авторизованной рукописи Увертюры Бетховена ор. 124 в Библиотеке Московской консерватории] // Старинная музыка, 1999, № 1 (3)
  • «Эгмонт» Бетховена // Гётевские чтения 1999. М.: Наука, 1999
  • [Иоганн Себастьян Бах и музыкальная культура позднего Просвещения] ohann Sebastian Bach und die Musikkultur der späten Aufklärung // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
  • [«Всеобщая теория изящных искусств» Иоганна Георга Зульцера и эстетические взгляды Людвига ван Бетховена] Johann Georg Sulzers «Ällgemeine Theorie der Schönen Künste» und Ludwig van Beethovens Ästhetische Anschauungen // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Mühlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
  • Бетховен и Петер фон Винтер (о загадке 32 вариаций) // Старинная музыка, 2000, № 1 
  • Бетховен и Сальери // Старинная музыка, 2000, № 2
  • Загадки «Торжественной мессы» // Музыкальная академия. 2000, № 1
  • Пасынок истории [К 250-летию А. Сальери] // Музыкальная академия, 2000, № 3
  • Бетховен: неосуществленные замыслы 1820-х годов // Процессы музыкального творчества. Вып. 4. Ред.-сост. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000
  • Русские переводы немецких трактатов XVIII в. // Русские и немцы в XVIII веке. Встреча культур. М.: Наука, 2000 (публикация на немецком языке: Russische Übersetzungen deutschen Musikschrifttums aus dem 18. Jahrhundert // Europa in der Frühen Nuezeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 3. Aufbruch zur Moderne. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1997)
  • Пустыни и миражи Эдгара Вареза // Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. М.: Наука, 2000
  • Идея развития в музыке XX века // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусство в XX веке. СПб: Дмитрий Буланин, 2001
  • К истории переписки Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [статья]. Переписка Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [первая полная комментированная публикация на русском языке] // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Сост. И. В. Брежнева и Г. М. Малинина. Вып. 2. М.: МГК, 2002
  • Бетховен и Гомер // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научной конференции. М.: МГК, 2002
  • Барочная опера и театр XX века // Театр XX века. Закономерности развития. Отв. ред. А. В. Бартошевич. М: Индрик, 2003
  • Рыцарский эпос и поэтика барочной оперы // М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. СПб: Алетейя, 2003
  • Музыка в поэзии М. В. Ломоносова // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2003
  • Галантность и чувствительность в музыке XVIII века // Гётевские чтения 2003. М.: Наука, 2003
  • Глюк и музыкальное воплощение античности // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). М.: МГК, 2003
  • Завещание Учителя [рецензия на: Ю. Н. Холопов Гармония. Практический курс. Часть 1. М., 2003; Гармония. Теоретический курс. Часть 2. М., 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 1
  • Жизнеописание Альфреда Шнитке [рецензия на: В. Н. Холопова Композитор Альфред Шнитке. Челябинск, 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 2
  • От «Леоноры» к «Фиделио» // Музыкальная академия, 2005, № 4
  • К истории «Русских» квартетов Бетховена // Вестник истории, литературы и искусства. Том II. Гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. М.: Знание, 2006
  • Музыкально-поэтический театр Джан-Франческо Малипьеро // Музыкальная академия 2006, № 2
  • Образ великого музыканта в изобразительном искусстве XVIII века // Классическое искусство от Древности до XX века. М.: Комкнига, 2007
  • «Гейлигенштадтское завещание» Бетховена как литературный памятник эпохи // Гётевские чтения 2004–2006. М.: Наука, 2007
  • Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга // Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга: каталог. М., Научно – издательский центр «Московская консерватория», 2008
  • Инструментальное, вокальное и вербальное в музыке классической эпохи // Слово и музыка. Вып. 2. Ред.-сост.: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., Научно – издательский центр «Московская консерватория», 2008
  • Философские, эстетические и исторические аспекты учения Ю. Н. Холопова // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. М., 2008
  • Ю. Н. Холопов и музыка венских классиков // AD MUSICUM. К 75-летию Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., 2008
  • О тембровой драматургии в «Героической симфонии» Бетховена // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009
  • Л. Ноно Фрагменты интервью (пер. Л. Кириллиной, О. Игнашевой) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
  • Л. Ноно К «Прометею» (пер. Л. Кириллиной) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
  • Гендель и английская опера / Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции 12–14 октября 2015 г. М.:РАМ им. Гнесиных, ГИИ, 2016. — С.8–18.
  • Бетховен в моцартовском кругу // Музыкальное искусство в процессах культурного обмена. Сборник статей и материалов в честь Аркадия Иосифовича Климовицкого.  Проблемы музыкознания 10. Отв. Ред. Г.В.Петрова. СПб: РИИИ, 2015. — С. 126–149.
  • Традиции Люлли и русская опера // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70-летию РАМ им. Гнесиных. Материалы Международной научной концеренции 14–17 октября 2014 года. М.: Пробел–2000, 2015. С. 203–220.
  • Топосы и символы в поэтике Римского-Корсакова // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 4.
  • Larissa Kirillina. “Galitzin, der Cellist". Fürst Nikolai Borisowitsch Galitzin als Mensch und Musiker // Widmungen bei Haydn und Beethoven. Personen — Strategien — Praktiken. Bericht über den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Bonn, 29. September bis 1. Oktober 2011 (Series IV Schriften zur Beethoven-Forschung, Vol. 25). Bonn, 2015. S. 261–286.
  • Русская музыка: взгляд из Западной Европы XVIII — начала XIX века // Наследие: XVIII —XIX века. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. —  С. 40–53.
  • Сарти, Еврипид и Третий Рим // Научный вестник Московской консерватории. 2012, № 1. С.12-41
  • In modo antico: the “Alceste” scene in “The Early Reign of Oleg” // Die Tonkunst. Magazin für klassische Musik und Musikwissenschaft (Weimar). 2013, № 1.
  • Поздний стиль Бетховена: художник и эпоха // Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада. Сб. статей в честь 70-летнего юбилея М. И. Свидерской. М.: Галарт, 2010. С. 146-173

Стихи, проза и поэтические переводы Л. В. Кириллиной опубликованы в интернете на литературных порталах:

Список выступлений на конференциях

  • Международная научная конференция Музыка — Философия — Культура: «Родное и вселенское: к  150-летию Вячеслава Иванова». Москва, Московская консерватория и Дом А.Ф.Лосева, 6 — 8 апреля 2016 / Доклад: «Бетховен и дионисийство»
  • Международная научная конференция «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем» . Московская консерватория, 20 — 24 сентября 2016/ Доклад: «Ферруччо Бузони в России»
  • Научная конференция «Моцарт и его время». Московская консерватория, 10 — 11 ноября 2016 /Доклад: «Лоренцо Да Понте и судьба «Дон Жуана».
  • Московская Консерватория, 19 — 21 марта 2014. Международная научная конференция «К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка» /доклад:  Глюк и веймарские классики
  • СПб, Музей-квартира Н. А. Римского–Корсакова, 21 — 23 марта 2014, международный симпозиум: «Триумф русской музыки — окно в мир». Доклад: Топосы и символы в музыке Н.А.Римского-Корсакова
  • РАМ им Гнесиных. 14 — 17 октября 2014. Международная конференция «Музыкальная наука в XXI веке; пути и поиски». Доклад: «Традиции Люлли и русская классическая опера»
  • Четвертая международная научная конференция по изучению творчества Бетховена. ФРГ, Бонн, 10-12 сентября 2014. Доклад «Императрица Елизавета Алексеевна и Бетховен» (на англ. яз.)
  • Музыковедение в XXI веке. Музыкальные культуры России и Германии: диалоги и параллели (научная конференция) — 3—5 апреля 2012, РАМ им. Гнесиных. Доклад: Бетховен и его русские почитатели
  • Гётевская комиссия при РАН, заседание в честь 100-летия С. В. Тураева. 28 июня 2011, ГИИ. Доклад: Концертно-поэтические переработки гётевского «Эгмонта» Ф. Мозенгайлем и Ф. Грильпарцером
  • 13-й конгресс Международного общества по изучению 18 века. Секция «Музыкальная культура русского двора времен Екатерины II». 24 — 29 июля 2011, Грац, Австрия. Доклад (секционный): «In modo antico: эпизод из «Альцесты» в «Начальном управлении Олега», 1790» (на англ. яз.)
  • «Посвящения у Гайдна и Бетховена»: международный конгресс. 29 сентября — 1 октября 2011, Бонн, ФРГ. Доклад (пленарный): «’Голицын–виолончелист’: князь Н. Б. Голицын как музыкант» (на нем. яз.).
  • Научная конференция "Музыкальная Италия — взгляд из России". 26 октября 2011, РАМ им. Гнесиных. Доклад (секционный): «Луиджи Ноно и Россия»
  • «Музыка  в  культурном  пространстве Европы — России: событие, личность, история». Международная научная конференция. Петербург, Рос. институт истории искусств, 21-22 ноября 2011. Доклад (секционный): «Князь Н. Б. Голицын как композитор»

Публикации о Л. В. Кириллиной (рецензии)

  • Е. И. Чигарёва Рецензия на: Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика (М., 1996) // Старинная музыка, 1998, № 2, c. 27–28
  • Е. М. Царёва Рецензия на: Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф. Вегелера и Ф. Риса (М., 2001) // Старинная музыка, 2002, № 2, с. 25
  • И. Сусидко, П. Луцкер Новое знакомство с кавалером Глюком. Рецензия на: Реформаторские оперы Глюка. М., 2006 // Музыкальная академия, 2007, № 3

Ученики

  • А. П. Груцынова, доктор искусствоведения, профессор МГК
  • Е. И. Максимов, доктор искусствоведения, доцент межфакультетской кафедры фортепиано МГК
  • Е. Ю. Матвеева, кандидат искуствоведения, доцент
  • Н. В. Остроумова, кандидат искуствоведения, заведующая сектором Информационно – библиографического отдела Научно – музыкальной библиотеки им. С.И.Танеева МГК
  • Ю. Д. Кажарская,  кандидат искуствоведения, преподаватель Колледжа в Эскориале (Испания)
  • О. Ю. Арделяну (Пузько), кандидат искуствоведения, старший преподавателькафедпы современной музыки МГК
  • К. И. Зыбина,  кандидат искуствоведения, научный сотрудник центра Герберта Караяна в Зальцбурге;
  • Е. С. Дубравская, кандидат искуствоведения
  • М. И. Лебедь,  кандидат искуствоведения

Доктор искусствоведения
Профессор