Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки
  • Автор:Кириллина Л. В.
  • Рецензент: М. А. Сапонов
  • Издательство: Московская консерватория Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 56
  • ISBN: 978-5-895-98-187-0

Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов

В учебном пособии рассматривается поэтика ораториального творчества Г. Ф. Генделя и разбирается ряд его наиболее известных ораторий. Издание адресовано преподавателям и студентам историко-теоретических и исполнительских факультетов музыкальных вузов.

Предисловие 4
1. Исторический контекст и эстетические особенности ораториального творчества Г. Ф. Генделя 5
Гендель и кантатно-ораториальные жанры его эпохи 5
Периодизация ораториального творчества Генделя 8
Гендель и Бах 11
Особенности музыкальной драматургии ораторий Генделя 12
Особенности хоровой полифонии Генделя 15
Библейские оратории 16
2. «Мессия» 18
История создания и исполнения 19
Проблема редакций и вариантов 21
Либретто и музыкальная драматургия 24
3. «Саул» 32
Историческая основа и сюжет 32
Содержание оратории 32
Исполнительский состав 33
Музыкальная драматургия 35
4. «Израиль в Египте» 46
5. «Иуда Маккавей» 49
6. «Ацис и Галатея» 53
Литература 56

Настоящее учебное пособие предназначается для педагогов и студентов музыкальных вузов, желающих более углубленно познакомиться с ораториальным творчеством Г. Ф. Генделя. Пособие может быть использовано при изучении данной темы в курсе истории зарубежной музыки на музыковедческих и исполнительских факультетах; некоторые разделы могут пригодиться также в курсах анализа музыкальных форм (темы, связанные с эпохой барокко).

Необходимость появления такой работы обусловлена тем очевидным фактом, что на русском языке об ораториях Генделя написано, как ни странно, очень мало, между тем как мировая генделиана с каждым годом становится всё богаче и обширнее. Нисколько не претендуя на роль подлинно научной монографии, данное пособие предлагает читателю общий очерк исторических и музыковедческих проблем, встающих в связи с ораториями Генделя, а также разборы нескольких выдающихся произведений. Наиболее детально проанализированы оратории «Мессия» и «Саул», которые изучаются в специальном и общем курсе истории музыки в Московской консерватории. Разумеется, для студентов исполнительских факультетов этот материал может быть представлен в сокращенной форме. Однако, поскольку обучение музыковедов предполагает семинарские доклады, в пособие включены и более краткие разборы других ораторий — «Израиль в Египте», «Иуда Маккавей», «Ацис и Галатея». Этот материал может использоваться для самостоятельного изучения или частично включаться в лекционный курс, причем выбор произведений зависит от предпочтений педагога и студентов.

Л.В.Кириллина