Груцынова
Анна Петровна

  • Доктор искусствоведения
  • Профессор
Груцынова<br /> Анна Петровна

Доктор искусствоведения. Дисс.: «Западноевропейский романтический балет как явление музыкального театра» (Московская консерватория, 2012)


Родилась в г. Москве. В 1995 г. окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (отделение «теория музыки»), в 2000 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории, в 2003 г. — аспирантуру при Московской консерватории (руководитель — Л. В. Кириллина, научный консультант — Г. В. Иноземцева).

 

В 2003 г. стала победителем конкурса молодых авторов, проводимого Московской городской организацией Союза писателей России и редколлегией журнала «Московский вестник». Работала в пресс-центрах VIII Международного конкурса артистов балета (1997), IX Международного конкурса артистов балета и хореографов (2001), X Международного конкурса артистов балета и хореографов (2005).

Педагогическая деятельность:

В 1999-2000 гг. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. С 2000 г. преподаёт в Московской консерватории на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов, с 2015 г. — профессор кафедры хореографии Российского института театрального искусства–ГИТИС. Вела курс лекций в международном благотворительном фонде В. Спивакова (2003–2005).

 


Научные труды. Издания. Публикации:

Список опубликованных работ

  • Два «Лебедя», разделённые веком // Балет. 1997. Июль-август. С. 15–16;
  • Роль современной музыки в воспитании музыканта-педагога // «Актуальные вопросы музыкознания и музыкальной педагогики. Тезисы докладов II межвузовской научно-практической конференции. ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2000. С. 9–11;
  • «Фатум»–фантазия // Линия. 2002. № 7. С. 6;
  • «… Не на небе — на земле…» // Студия Антре. 2003. № 1. С. 8–9;
  • Тень и Тальони // Балет. 2003. № 3. С. 18–23;
  • Дебюты в Гнездниковском // Балет. 2003. № 6. С. 33;
  • Радужные крылья «Сильфиды» // Студия Антре. 2004. № 4. С. 8–10;
  • Аутентичность в балете: Подлинник или репродукция? // Московский вестник. 2004. № 1. С. 207–214;
  • «День уходит с земли» // Балет. 2004. № 1. С. 53;
  • «Сильфида»: первый романтический балет // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научно-исследовательских работ молодых учёных. М.: Изд-во «ГИТИС». 2004. С. 295–315;
  • Детский музыкальный театр: чудесная сказка вчера и сегодня // Московский вестник. 2004. № 3. С. 196–206;
  • «Тела» Саши Вальц // Московский вестник. 2004. № 3. С. 206–211;
  • Разноцветное зазеркалье «Зеркала» // Студия Антре. 2004. № 3. С. 24–25;
  • Саша Вальц и её «Тело» // Балет. 2004. № 3. С. 21;
  • Драгоценности Баланчина // Московский вестник. 2004. № 4. С. 214–223;
  • Танцевальный бал Михаила Глинки // Балет. 2004. № 4–5. С. 32–34;
  • «Поцелуй феи» для вас // Студия Антре. 2004. № 4. С. 6–7;
  • «Сказка про шута» // Студия Антре. 2004. № 5. С. 6–7;
  • «Шурале» // Студия Антре. 2005. № 2. С. 6–7;
  • «Не-русский» русский «Конек-горбунок»? // Альманах. Сборник научно-методических материалов. Вып. 3. М.: МГАХ. 2005. С. 49–55;
  • «Фея кукол» // Студия Антре. 2005. № 3. С. 24–25;
  • «Времена меняются, но театр остается храмом» (интервью с руководителем Пермского балета Н. Г. Ахмаровой) // Балет. 2005. № 5–6. С. 5–6;
  • «Дева Дуная». К истории романтического балета // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых учёных. Вып. 2. М.: Изд-во «ГИТИС». 2005. С. 173–182;
  • «Приказ короля» — балет, скрытый покровом времени // Балет. 2006. № 3. С. 26–28
  • Хоровод «Времен года» // Студия Антре. 2006. № 2. С. 20–21;
  • Тринадцать балетов Адольфа Адана // Балет. 2006. № 5. С. 39–41;
  • Балет — Глинка — балет. Взаимные влияния // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Том 2. М., 2006;
  • Романтический балет. М., 2009;
  • Балет в пространстве современного театра. — М.: Издательство «Триумф», 2015. — 186 с. УДК 792.8; ББК 85.335.42; Г90; ISBN 978-5-89392-7;
  • Диалог времён, музыки и танцев в балете Луи Ганна «Merveilleuses et Gigolettes» («Великолепные и Падшие») // Музыка в парадигме художественных связей. Сборник научных статей и материалов. — М.: ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, 2014. — С. 107–116. ISBN 978-5-93994-013-9; УДК 78; ББК 85.310я79;
  • К вопросу о не-балетной музыке в современных танцевальных спектаклях // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида 13–19 апреля 2015 года / под общ. науч. ред. Я. И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М. А. Казачкова, Е. В. Клочкова. — М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2015. — С. 112–120. ISBN 978-5-519-32133-4; УДК 7.03; ББК 85.03; И868;
  • Потомок «Весталки» // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — М.: Московский исследовательский институт, 2014. — № 9. Том 1. — С. 313–319. ISSN 2079-5513;
  • Руководство для участников балетных конкурсов // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2014. — №4(36). — С. 21–25. ISSN 2227-4855;
  • Балет Ж. Массне «Цикада»: новый взгляд на старую басню // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2015. — №1. — С.82–98. DOI: 10.7256/1339-4002.2015.1.13229 ISSN 1339-4002;
  • перевод на англ. яз.: Grutsynova A. P. Jules Massenet’s ballet «La Cigale»: a new perspective of an old fable // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2015. — №1. — С.64–81. DOI: 10.7256/1339-4002.2015.1.14015 ISSN 1339-4002;
  • Проблема сохранения классических спектаклей // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2015. — № 1(37) Специальный выпуск. — С. 28–29. ISSN 2227-4855;
  • Od byronovey poémy k baletu // Korzár. Romantický balet v troch dejstvách a piatich obrazoch [Bulletin Slovenského národného divadla]. — Bratislava, 2015. — S.14–18 <на словац. яз.>;
  • то же в переводе: From Byron’s poem on the ballet // Korzár. Romantický balet v troch dejstvách a piatich obrazoch [Bulletin Slovenského národného divadla]. — Bratislava, 2015. — S.48–53 <на англ. яз.>;
  • «Потерянный» финал «Баядерки»: к вопросу о драматургии и сюжетной логике // Вестник Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой. №4 (39). 2015. С. 141–148;
  • К вопросу о кризисе западноевропейского балета конца XIX века: pro et contra // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXIV международной научно-практической конференции 1–2 октября 2015 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». — М.: «Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо», 2015. — С. 323–333. ISBN 978-5-00086-889-8;
  • Место балета в музыкальном театре (от возникновения к началу XXI века) // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам V международной научно-практической конференции: «Общественные науки в современном мире» г.Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). — С.-П.: Научный журнал «Globus», 2016. — С. 90–96 УДК 320 ББК 60 ISSN 3072-3024;
  • А. Н. Скрябин на страницах «Русской музыкальной газеты» // Учёные записки. Вып.8. Книга 1. — М.: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2016. — С. 138–163. ББК.85.103(2) У90;
  • Балетные либретто: Россия, 1800—1917 годы. Том 1. Том 2: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Хореографическое искусство» / Авт.-сост.: Бурлака Ю. П., Груцынова А. П. — М.: Московская государственная академия хореографии, 2015. — 544 с. УДК 792.8+378+372.87(075) ISBN 978-5-902924-31-9;
  • К вопросу об истоках «Сильфиды»: итальянская пьеса и французский балет // Universum: Филология и искусствоведение: научный журнал. — № 9 (31). М., Изд. «МЦНО», 2016. — С .4–7. ISBN 978-5-00021-078-9 ББК 71+80/85;
  • Музыкальный Петербург 1840 года в восприятии композитора-иностранца // Петербург. XIX век. Критики, писатели, учёные о музыке и музыкантах. Тезисы докладов научной конференции. Санкт-Петербург, 24-25.10–2016. — СПб., РИИИ. 2016. С. 12–15. ББК 85.313(2)1 УДК 78.072(471.23-2) ISBN 978-5-86845-212-3;
  • Нераскрывшийся бутон: несколько слов о последнем балете М. И. Петипа «Роман Бутона розы» // Вестник Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой. №3 (44). 2016. С.64–86. ISSN 1681-8962 [1,4 п.л.] Тираж 300 экз.;
  • «Лебединое озеро»: версии партитуры // Лебединое озеро [Ноты]: балет в трёх актах, четырёх картинах. Клавир. — СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. — С. 177–199;
  • Романтический балет и литература // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2016. № 1 (35). [URL: http://7universum.com/pdf/philology/1(35)/Grutsynova.pdf] ISSN 2500–400Х;
  • «Орхидеи» и «бабочки» Лой Фуллер // Кино — Театр: коллективная монография / редкол.: Д.В. Родионов и др. — М.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, 2017. — С. 32–38. УДК 791/792 ББК 8533 + 85.37 К41 ISBN 978-5-906801-65-4;
  • Место и роль литературной цитаты в отечественном балетном либретто XX века // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2017. № 4(38). [URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/4643] (дата обращения: 14.04.2017);
  • Российская музыка в Китае // Российский музыкант. 2017. Май. №5 (1343). С.3;
  • История балета // Московская государственная консерватория. 1866–2016. Энциклопедия в 2-х томах. Том 1. — М.: Прогресс-Традиция, 2016. С. 161–162 ББК 85.31 УДК 78 Э 68 ISBN 978-5-89826-475-8 ISBN 978-5-89826-476-5;
  • «Наяда и рыбак» в России // «Наяда и рыбак». Сюита [буклет к спектаклю; премьера 07.07.2017]. — Екатеринбург: Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, [2017]. — С.11–13 [0,3 п.л.];
  • Классический репертуар балетных конкурсов // Классический репертуар балетных конкурсов [Текст]: Па-де-де и дуэты: в 13 тетр. Тетр.13: приложение: указатель с коммент. балетов, па-де-де и дуэты из которых публ. в наст. изд. / ред.-сост. Ю. Бурлака. — СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2017. — 68 с. — Тит. л. парал. рус., англ. — (Балет). — С.9. УДК 782.91 ББК 85.319 ISBN 978-5-7379-0884-3;
  •  «Дон Кихот» московский: На пути в Петербург // Вестник Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (49). 2017. С. 80–110. ISSN 1681-8962;
  • Русский сюжет в западноевропейском балете XIX века // Вопросы театра / Proscaenium. М.: Институт искусствознания, 2017. № 1–2. С.170–182 ISSN 0507-3952;
  • Петербургские «приключения» Адольфа Адана // Музыкальный Петербург [Текст]: энциклопедический словарь-исследование. Т. 14: XIX век. 1801–1861. Материалы к энциклопедии. — СПб.: Российский институт истории искусств; Союз композиторов Санкт-Петербурга, Композитор Санкт-Петербург, 2017. — С. 56–67 УДК 78.03(471.23-2) ББК 85.313(2)1;
  • «Так вот что такое Эсмеральда… Небесное создание и уличная плясунья!» // «Эсмеральда». Балет в 3-х действиях, 5-ти картинах [буклет к спектаклю; премьера 09.12.2017]. — Самара: Самарский академический театр оперы и балета, 2017. — С.14–19;
  • «Золотая рыбка» из «Ручья»: «музыкальный пэчворк» Людвига Минкуса // Вестник Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой. № 6 (53). 2017. С. 22–37. ISSN 1681–8962;
  • Адольф-Шарль Адан // «Корсар». Балет в трёх действиях с прологом и эпилогом [буклет к спектаклю; премьера 26.01.2018]. — Воронеж: Воронежский государственный театр оперы и балета, 2018. — С. 12–13;
  • Путь Корсара // «Корсар». Балет в трёх действиях с прологом и эпилогом [буклет к спектаклю; премьера 26.01.2018]. — Воронеж: Воронежский государственный театр оперы и балета, 2018. — С. 14–19;
  • Адольф Адан. Несколько слов вдали от Парижа (перевод и комментарии А. П. Груцыновой) // Homo musicus: альманах музыкальной психологии ‘2017 / сост. М. С. Старчеус. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. — С. 141–172. ISBN 978-5-89598-339-3 (в обл.) УДК 159.922(082) ББК 88.454я43
  • Музыкальная история «Анюты» // Анюта [Ноты]: балет в 2 действ., 15 карт. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2018. С. 5–8
  • Московская версия балета «Дон Кихот»: опыт музыкального анализа // Балеты М.И. Петипа в Москве. М.: Прогресс-Традиция, 2018. С. 175–239
  • «Трильби»: сказка в Москве и Петербурге // Балеты М.И. Петипа в Москве. М.: Прогресс-Традиция, 2018. С. 257–281
  • «Ночь и День»: «датская» музыка Людвига Минкуса // Балеты М.И. Петипа в Москве. М.: Прогресс-Традиция, 2018. С. 309–345
  • … Ещё раз о «Сандрильоне»: французская феерия и русские балеты // Художественное произведение в современной культуре: творчество, исполнительство, гуманитарное знание: [сб. ст. и материалов]. Челябинск: ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, 2018. С. 83–92
  • Фрагмент биографии «Лебединого озера» // «Лебединое озеро». Фантастический балет в 3-х действиях, 4-х картинах [буклет к спектаклю; премьера 15.09.2018]. Самара: Самарский академический театр оперы и балета, 2018. С. 10–17
  • «Русская музыкальная газета»: несколько строк о балетах М. Петипа // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. 2018. № 1 (45). С. 31–35
  • Либретто балетов Мариуса Петипа: Россия 1848–1904 / сост. Юрий Бурлака, Анна Груцынова. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2018. 644 с.
  • «Баядерка»: индийский балет для русской сцены // «Баядерка». Балет в 3-х актах [буклет к спектаклю; премьера 20.04.2018]. Ростов: Ростовский государственный музыкальный театр, 2018. [б. с.]
  • Последний балет Сен-Леона (в 2 ч.) // Художественное образование и наука. 1 ч. 2018. № 4 (17). С. 78–90; 2 ч. 2019. № 1 (18). С. 65–75
  • «Русские» балеты в Петербурге XIX века // Искусствознание: теория, история, практика. 2018. № 3 (23). Челябинск: Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. С. 8–17
  • Галантный анекдот, рассказанный на рубеже веков (балет Андре Мессаже «Приключение Гимар») // Мир культуры: искусство, наука, образование: сб. науч. ст. Вып. 7. Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2018. С. 50–67
  • «Спящая красавица» проснулась в 1890 году… // «Спящая красавица». Балет в 2-х действиях с прологом [буклет к спектаклю; премьера 01.03.2019]. Воронеж: Воронежский государственный театр оперы и балета, 2018. С. 10–18
  • Тональность как действующее лицо в музыкальной драматургии оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» // Опера в музыкальном театре: история и современность. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. институт искусствознания, 2019. С. 101–107
  • «Баядерка» (1900): музыкальный портрет. М.: ООО «ПЦК Альтекс», 2019. 74 с.
  • Хореографическое искусство: романтический балет: учебник для вузов / А.П. Груцынова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 191 с.
  • Западноевропейский романтический балет: Либретто. Музыка Постановка. Критика: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2019. 556 с.
  • Балет Ж. Массне «Эспада» (1908): испанская трагедия во французском балете // Инновационное пространство музыкальной науки и практика: Материалы международной научно-практической конференции к 25-летию кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и юбилею В.Н. Холоповой. М: ООО «ПКЦ Альтекс», 2019. С. 79–97
  • «Бахчисарайский фонтан»: от поэмы к балету // «Бахчисарайский фонтан». Балет-поэма в 4-х действиях с прологом и эпилогом [буклет к спектаклю; премьера 18.10.2019]. Самара: Самарский академический театр оперы и балета, 2019. С. 11–21
  • Комедия dell’arte по-французски: балет Андре Мессаже и Жоржа Стрита «Скарамуш» (1891) // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. По материалам Международного научного форума. Том VIII. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2020. С. 138–164
  • Музыка французского балета конца XIX – начала XX веков. Очерки. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2019. 314 с.
  • «Словом, Ундина была несравненным, мучительно милым, чудным созданьем» // «Наяда и рыбак». Сюита из балета [буклет к спектаклю; премьера 20.12.2019]. Самара: Самарский академический театр оперы и балета, 2019. С. 10–13
  • Танцующая на театральных волнах // «Наяда» и рыбак» [буклет к спектаклю; премьера 18.10.2019]. Самара: Самарский академический театр оперы и балета, 2019. С. 14–23
  • Адан // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861. Т. 15. Персоналии: А–Б. СПб.: Союз композиторов Санкт-Петербурга, Композитор • Санкт-Петербург, 2019. С. 21–43
  • Андреянова // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861. Т. 15. Персоналии: А–Б. СПб.: Союз композиторов Санкт-Петербурга, Композитор • Санкт-Петербург, 2019. С. 94–101
  • Богданова // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861. Т. 15. Персоналии: А–Б. СПб.: Союз композиторов Санкт-Петербурга, Композитор • Санкт-Петербург, 2019. С. 454–464
  • Изумруд балетной сцены // «Эсмеральда». Балет в 3-х актах [буклет к спектаклю; премьера 31.05.2019]. Ростов: Ростовский государственный музыкальный театр, 2019. [б.с.]
  • Несколько слов о мимодраме «Дочь Гудулы» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019 №4 (6). С. 59–67
  • Балет на современном телеэкране // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020 №1 (7). С. 64–70
  • «La Bayadère»: un portrait musical // À la recherche de Marius Petipa. Un itinéraire franco-russe. Gros plan sur «La Bayadère». MSHA, Pessac, 2019. Р. 123–129 <на фр. яз.>
  • Из истории французского балета конца XIX века («Жавотта», 1896) // Художественное образование и наука. 2020. № 1 (22). С. 86–94
  • Мимодрама «Дочь Гудулы» (музыкальный портрет на фоне начала XX века). М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2020. 300 с.
  • Опера и кинематограф: встреча в начале XX века («Пиковая дама», 1910) // Вестник Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой. № 3 (68). 2020. С. 116–133