Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова
  • Рецензент: Ф. М. Софронов
  • Издательство: Московская консерватория Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 272
  • ISBN: 978-5-89598-205-1

Редакторы-составители И. А. Барсова, И. В. Вискова.


Сборник «Оркестр без границ» по материалам научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова содержит статьи об оркестре, инструментах, инструментовке, нотации и охватывает временной период от позднего Возрождения до Второго Авангарда.

Адресован всем интересующимся теорией и практикой оркестра.

Предисловие 5 Фортунатов Ю. А. Классицизм: трактовка оркестра 8

Головин А. И. «Он научил меня рисунку…» 14

Буцко Ю. М. Явление массы звука (к вопросу анализа тематизма) 20

Комисаренко А. В. Заметки об истории преподавания инструментовки для студентов-композиторов в Московской консерватории 34

Березин В. В. Трубачи и скрипачи Большой конюшни в архивах и документах французского двора 50

Белов В. А. Правда и вымысел в изображении виолы на картине Франческо Франча «Мадонна с младенцем, св. Лаврентием, св. Иеронимом и ангелами» 78

Клишин А. Г. Проблемы строя и «совершенные» клавишные инструменты позднего Возрождения 85

Фадеев Е. А. Проблема альтовой транскрипции виолончельных сюит И. С. Баха (на основе авторской рукописи) 97

Зейфас Н. М. И. С. Бах – один из величайших музыкальных живописцев 103

Маслов Р. А. Конструктивно-техническое совершенствование кларнета в контексте музыкально-исторических эпох 114

Вискова И. В. Расширение штриховой палитры деревянных духовых инструментов как освоение нового тембрового пространства 132

Пономарёв С. В. О значении формы для инструментовки музыкального сочинения 141

Буцко Ю. М. Слово о Нектариосе Чаргейшвили 158

Рахманова М. П. Каким он был 172

Чаргейшвили Н. Н. Эзотерическая доктрина христианства (фрагмент) 177

Кириллина Л. В. О тембровой драматургии в «Героической симфонии» Бетховена 181

Коженова И. В. Оркестр в операх Винченцо Беллини 194

Мамонтова Н. Л. Оркестровый стиль в зрелых симфониях Нильсена 200

Барсова И. А. Густав Малер – аналитик партитуры 206

Векслер Ю. С. Камерная симфония ор. 9 Арнольда Шёнберга (к проблеме версий) 217

Николаева Е. А. Две арфы и не только… (о Концерте на шотландские темы В. Кикты) 228

Присяжнюк Д. О. Оркестр, которого нет (о риторических метаморфозах инструментального письма В. Екимовского) 234

Воинова М. В. Идеи Второго авангарда и органная партитура 245

Изотова Е. А. Инструментальные табулатуры: новая жизнь в XX веке 262