Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского
  • Издательство: Московская консерватория НИЦ «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 272
  • ISBN: 978- 5-89598-234-1

Редакторы-составители: доктор искусствоведения, профессор Е. Р. Скурко, доктор искусствоведения, профессор Е. И. Чигарёва


Сборник посвящен памяти выдающегося ученого-музыковеда Виктора Петровича Бобровского (1906–1979). Публикуемые воспоминания и исследования созданы на основе докладов, которые были прочитаны на международной научной конференции, приуроченной к его 100-летию, в Московской консерватории. Они отражают основные направления многогранной научной деятельности В. П. Бобровского.
Издание адресовано музыковедам, музыкантам-исполнителям, учащимся музыкальных учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами истории и теории музыки.


СОДЕРЖАНИЕ
От составителей 5

В. П. БОБРОВСКИЙ — МУЗЫКАНТ, ПЕДАГОГ, ЧЕЛОВЕК
Е. И. Чигарёва (Москва). Музыка в жизни и научном творчестве В. П. Бобровского 8
Л. В. Бобровская (Ганновер, Германия). О моем отце и наших предках 23
Г. В. Григорьева (Москва). В. П. Бобровский: ностальгические воспоминания 32
Т. Н. Левая (Нижний Новгород). Полифонические воспоминания: из переписки с В. П. Бобровским 39
Е. Р. Скурко (Уфа). Слово об учителе 55

МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, СЕМАНТИКА
О. В. Соколов (Нижний Новгород). Плодотворные идеи достойны развития 63
Т. С. Бершадская (Санкт-Петербург). О структурно-функциональных аналогиях языка вербального и музыкального 70
Е. Д. Кривицкая (Москва). Никола Рюве: музыковедение и лингвистика 77
С. П. Полозов (Саратов). Информационные аспекты музыкального мышления 87
Л. Д. Пылаева (Пермь). О проявлении принципов риторической диспозиции в свете теории переменности функций музыкальной формы 92
Л. Ю. Мамин (Санкт-Петербург). Судьба одной категории: понятие хронотопа у М. М. Бахтина и В. П. Бобровского 102
А. В. Денисов (Санкт-Петербург). Мотив Dies irae в пространстве истории (к проблеме семантики музыкальной цитаты) 111

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
А. П. Милка (Санкт-Петербург). Титульный лист как часть текста барочного музыкального произведения 122
С. А. Козлыкина (Ростов-на-Дону). Проблема тематизма в музыке раннего барокко (на примере клавирного творчества Дж. Фрескобальди) 134
К. И. Южак (Санкт-Петербург). О функционально-гармоническом аспекте темы в инструментальной фуге И. С. Баха 139
А. И. Янкус (Санкт-Петербург). Магнификат К. Ф. Э. Баха и Реквием В. А. Моцарта: функциональные аспекты двойных фуг 148
Л. В. Кириллина (Москва). К вопросу об аналитической и смысловой интерпретации сонаты Л. Бетховена cis-moll ор. 27 № 2 («Лунная») 157
Т. Ю. Чернова (Москва). «Звездный венец» 163
И. О. Цахер (Иркутск). Фуги op. 60 Р. Шумана в аспекте музыкальной символики 172
Л. Л. Гервер (Москва). Картина мира в брамсовском Интермеццо ор. 118 № 6 (es-moll) 185
З. М. Гусейнова (Санкт-Петербург). Знаменный распев: закономерности интонационного воплощения 194
Е. М. Царева (Москва). О тематизме симфоний П. И. Чайковского 201
М. В. Скалкина (Ростов-на-Дону). Тема и ее развитие в фортепианных сонатах Н. К. Метнера 209

ШОСТАКОВИЧ. ХХ ВЕК
В. Б. Валькова (Москва). К проблеме исторических истоков творчества С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича 215
С. И. Махней, Т. В. Минибаева (Уфа). Традиции раешных представлений в «Антиформалистическом райке» Д. Д. Шостаковича 222
Г. П. Овсянкина (Санкт-Петербург). О переменности функций музыкальной формы в произведениях В. Л. Наговицина и Б. И. Тищенко (в контексте школы Д. Д. Шостаковича) 229
О. В. Синельникова (Кемерово). Особенности драматургии и композиции в инструментальных сочинениях Р. К. Щедрина в свете теории В. П. Бобровского 236
И. Г. Умнова (Кемерово). Преломление идеи В. П. Бобровского об «умных эмоциях» в исследовании творчества С. М. Слонимского 245
Н. Ю. Жоссан (Уфа). Принципы музыкальной драматургии в кантате Л. А. Десятникова «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» 250
Р. Л. Поспелова (Москва). На пути к слушателю: видеоряд и полистилистика как «элементы» современной музыки 254
Н. И. Дегтярева (Санкт-Петербург). Рельеф и фон в драматургии опер Ф. Шрекера 261

Сведения об авторах 270


Серия:  Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Номер сборника: 
64