Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX века. Часть II
  • Автор:Кириллина Л. В.
  • Издательство: Издательский Дом «Композитор», 2010
  • К-во страниц: 224
  • ISBN: 5-85285-845-5

Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX века. Часть II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции

Что думали великие мастера классической эпохи о той музыке, которую они сочиняли? В каких категориях и терминах ее мыслили? Что считали правильным, что – допустимым, что – неприемлемым? И почему? В книге Л. В. Кириллиной, продолжающей всестороннее исследование классического стиля в музыке середины XVIII – начала XIX века, анализируются основные параметры музыкального языка и принципы музыкальной композиции того времени: гармония и генералбас, метр и ритм, контрапункт и учение о фуге, синтаксис и форма. Взгляды теоретиков и композиторов, представленные обильными цитатами из старинных источников, проецируются на живое творчество Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена и их менее известных современников.
Издание рассчитано на всех, кто интересуется теорией и практикой классической музыки, и может быть использовано как учебное пособие для музыкальных вузов.

От автора 3
Библиографические сокращения 9
Терминологические сокращения 10
Глава 1. Гармония 11 1.1. Гармония и генералбас 11 1.2. Аккорды и созвучия 14 1.3. Лад, строй, тональность 25 1.4. Функциональность. Системы тонального родства 39 1.5. Модуляция и модулирование 46
Глава 2. Метр и ритм 61 2.1. Поэтика ритма и метра в классическую эпоху 61 2.2. Стопа, субмотив и мотив 62 2.3. Проблема асимметричных размеров 70 2.4. Виды тактов и акцентуация 74 2.5. Темп и выразительность 77 2.6. Марши и танцы 84 2.7. Особые ритмические средства 93 2.8. Квадратность и неквадратность 95
Глава 3. Форма 112 3.1. К истории понятия «музыкальная форма» 112 3.2. Система классических форм 118 3.3. Учение о периоде 124 3.4. Риторика и драматургия 133 3.5. Комбинаторика 137 3.6. Эстетические критерии музыкальной формы 151 3.7. Сонатная форма 155 3.8. Судьба сонатной формы в творчестве Бетховена 162
Глава 4. Контрапункт 174 4.1. Композиция и контрапункт 174 4.2. Фукс, Марпург, Альбрехтсбергер 176 4.3. Классификации видов фуги 187 4.4. Фуга и сонатное мышление 191 4.5. Канон 200 4.6. Церковная музыка классической эпохи 208