Студенческое научно-творческое общество в истории Московской консерватории


  • Рецензент: Л. О. Акопян, доктор искусствоведения; М. С. Высоцкая, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 220
  • ISBN: 978-5-89598-396-6 (в обл.)

Редактор-составитель: А. С. Пастушкова

Члены редколлегии: Р. А. Насонов, В. В. Тарнопольский

Сборник посвящен истории Студенческого научно-творческого общества Московской консерватории. В нем впервые опубликованы архивные документы и воспоминания членов СНТО о деятельности Общества в 1940-е — 2010-е годы. Отдельный раздел сборника составили научные статьи студентов и аспирантов — участников Общества наших дней.

Книга адресована исследователям отечественной музыкальной культуры, а также всем интересующимся историей Московской консерватории.

От составителя 5

Роман Насонов, Владислав Тарнопольский Продолжая традиции... 8

История Студенческого научно-творческого общества Московской консерватории в воспоминаниях современников и документах

Научное студенческое общество в 1950-е — начале 1960-х. Рассказывают Галина Григорьева и Валентина Холопова 21

Инна Барсова. Мои воспоминания о Научном студенческом обществе 30

Ирина Коженова. Научное студенческое общество в годы «оттепели» 35

Евгения Чигарёва. Пароль «Webern»... 41

Игорь Кузнецов. Несколько слов о композиторском клубе СНТО 43

СНТО в 1970-е годы. Рассказывает Михаил Сапонов 47

СНТО в 1980-е — начале 1990-х годов

Фольклорный клуб и Фольклорный ансамбль СНТО. Рассказывает Наталья Гилярова 55

Камерный клуб СНТО. Рассказывает Рувим Островский 58

Изучение старинной музыки. Ансамбль Musica Rediviva. Знакомство с современной музыкой Рассказывает Лариса Кириллина 61

Александр Власов. СНТО 1980-х глазами очевидца 65

Статьи участников СНТО новейшего времени

Мария Выдрицкая (Кузнецова). Текстология мелизматики знаменного распева на примере избранных триодных стихир 71

Юлия Москвина. Магнификат в творчестве испанских композиторов XVI века 82

Анна Пастушкова. Виолетта в сочинениях А. Вивальди: проблемы идентификации и нотации 95

Алеся Текучева (Бабенко). Крепостной оркестр графа Н. П. Шереметева: лица и факты 107

Олеся Бурдуковская. Второй звуковой. О музыке В. Н. Крюкова к кинофильму «Мертвый дом» 149

Владислав Тарнопольский. Диалог Второго русского авангарда со Второй венской школой: Камерная симфония op. 21 Николая Каретникова в зеркале Симфонии op. 21 Антона Веберна 160

Оксана Вакатова (Усова). «Я верю в Девочку со спичками». Опера Хельмута Лахенмана как опыт нового прочтения сказки Г. Х. Андерсена 174

Кристина Агаронян. Ариадна американского постминимализма: творческий портрет Мэри Джейн Лич 184

Приложение

Список основных мероприятий Студенческого научно-творческого общества (2014–2019) 208

Сведения об авторах 218

В 2018 году Студенческое научно-творческое общество Московской консерватории отметило 80-летний юбилей. Импульсом для начала студенческого движения стало важное событие, произошедшее в 1938 году: в консерватории появился Творческий кружок, организованный студентами Григорием Фридом и Вадимом Гусаковым, в деятельности которого активное участие принимали Святослав Рихтер, Анатолий Ведерников и Кира Алемасова1. На встречах кружка участники знакомились с неизвестными или редко звучавшими сочинениями, а также с музыкой молодых композиторов. Музыканты проводили «немыслимые» по суровым меркам того времени встречи, на которых исполняли в переложении для двух роялей оперы Вагнера и Штрауса, сочинения Берлиоза, Дебюсси, Равеля и Стравинского2. Их союз не получил официального признания, но отразил дух свободного и бесстрашного юношества, устремленного к новым берегам. Как рассуждал о времени зарождения Студенческого общества пианист Рувим Островский, «…даже в те страшные времена СНТО было территорией максимально возможной свободы в драконовском царстве»3.

Первое упоминание о Научном студенческом обществе (НСО; СНТО с 1972 года) появилось в стенограммах заседаний Совета консерватории только в 1952 году4. Но наряду с НСО как официально узаконенным движением продолжали существовать андеграундные студенческие образования и группы, называвшиеся иначе. Их роль была сходной и не менее значимой в студенческой жизни консерваторцев. Например, в годы войны действовал творческий студенческий кружок в фортепианном классе Леонида Исааковича Ройзмана. Позднее, во второй половине 1960-х годов, в «красном уголке» — большой комнате с роялем в консерваторском общежитии — собиралось общество с парадоксальным названием «Клуб любителей музыки», куда входил пианист Александр Бондурянский (тогда аспирант), скрипачи Анатолий Кафтанат и Михаил Безверхний, скрипачки Татьяна Гринденко и Изидора Шварцберг.

В оттепельные и более поздние времена сочинения «неугодных» авторов стали постепенно проникать и в собственные мероприятия СНТО. Несмотря на большие трудности в организации подобных вечеров, увлеченные студенты и аспиранты стремились просвещать и просвещаться. Расширению кругозора способствовали тесные контакты с музыкальными орга­низациями советских республик, например, с таллинскими консерваторией и Союзом композиторов5.

К 1980-м годам Общество стало площадкой для широкого круга исследований. Внутри СНТО сформировались группы по изучению фольклора, старинной музыки, музыки Востока и других областей музыкального искусства. Эти объединения подготовили почву для современных учебных планов консерватории, благодаря которым у студентов появилась возможность заниматься профессионально любым из узкоспециальных направлений. Например, под эгидой СНТО появились факультативные курсы «История нотации» Т. Б. Барановой и И. А. Барсовой, «Теория культуры» Т. В. Чередниченко, впоследствии включенные в обязательную учебную программу6.

СНТО новейшего времени, возрожденное в 2014 году после 22-летнего перерыва при активной поддержке ректората, — общество, существующее совсем в других условиях: у него другая история, возможности и задачи. Одной из главных задач стало налаживание общения между студентами разных специальностей, которые зачастую «мало знакомы с коллегами старших и младших курсов, а тем более со студентами других факультетов»7. Поэтому было важно объединить студентов и привлечь их внимание к музыкальным областям, отличным от тех, которыми они интересуются.

Истории СНТО от зарождения и до настоящего времени посвящен первый раздел этой книги. В нем собраны, будто «листки из альбома», воспоминания о наиболее запоминающихся событиях, в том числе о самых ранних — произошедших шестьдесят и даже семьдесят лет назад. Своими воспоминаниями участники СНТО разных лет (1950-е — 2010-е годы) поделились на юбилейной встрече «Студенческому научно-творческому обществу 80 лет: в круге воспоминаний»8 и в личных беседах. Многие из них сейчас — маститые музыковеды и исполнители, профессора консерватории. А тогда они сами были студентами или аспирантами, только начинавшими свой путь в профессию. В годы участия в деятельности Общества у многих начали формироваться направления профессиональной деятельности. Об идее возникновения Научного студенческого общества поведала Инна Алексеевна Барсова; о «денисовском» НСО и первых попытках изучения авангардной (или просто запрещенной) музыки рассказали Валентина Николаевна Холопова, Галина Владимировна Григорьева и Евгения Ивановна Чигарёва; о творческих контактах с композиторами Прибалтики и их инициаторе Ю. А. Фортунатове — Ирина Васильевна Коженова, о просветительской деятельности Композиторского клуба в 1960-е годы — Игорь Константинович Кузнецов. Воспоминаниями о самых необычных встречах и концертах СНТО 1970-х годов поделился Михаил Александрович Сапонов. В беседе с Натальей Николаевной Гиляровой удалось узнать об истории зарождения Фольклорного ансамбля Московской консерватории и опыте первых студенческих публикаций, посвященных этномузыкологии. Рувим Аронович Островский поведал о камерном музицировании в студенческие годы; Лариса Валентиновна Кириллина — о подступах к изучению старинной музыки; Александр Викторович Власов — о новых возможностях музыковедов в конце 1980-х — начале 1990-х годов. И наконец, о новых направлениях, интересах и достижениях возрожденного в 2014 году СНТО рассказали Роман Александрович Насонов и Владислав Владимирович Тарнопольский.

Второй раздел книги составляют статьи студентов и аспирантов, которые во многом определили направления деятельности СНТО в новейшее время. Авторы статей активно участвовали в жизни Общества в самых разнообразных формах: выступали с докладами и организовывали научные конференции и семинары, проводили фестивали и мастер-классы приглашенных деятелей искусства, освещали события Общества в музыкальных газетах и журналах. Палитра научных интересов нынешних участников СНТО очень широка, что отражают выбранные ими направления исследований: крайние временные «точки» отстоят друг от друга на девять веков — от древнерусских песнопений XII века до сочинений американского постминимализма, написанных в наши дни.

Выражаю искреннюю признательность за живой интерес и участие на разных этапах создания книги тем, без кого ее замысел мог остаться неосуществленным: участникам СНТО Кристине Агаронян, Наталии Рыжковой, Анастасии Хлюпиной, Александре Мороз и Олесе Бурдуковской за помощь в расшифровке архивных документов, подготовке интервью и материалов по истории Общества; Роману Александровичу Насонову и Владиславу Тарнопольскому за поддержку проекта на всем его протяжении и ценные замечания, высказанные в процессе подготовки этого издания.

Отдельная благодарность — сотрудникам Архива Московской консерватории за предоставление документов о деятельности СНТО.

Анна Пастушкова, председатель СНТО


1 См. подробнее воспоминания Григория Фрида и Святослава Рихтера: Фрид Г. С. Дорогой раненой памяти: воспоминания. М.: Просвещение, 1994. С. 131–135; Монсенжон Б. Рихтер: Дневники. Диалоги. М.: Классика-XXI, 2010. С. 46–48.

2 Оперы Штрауса исчезли из репертуарных списков, начиная с Репертуарного указателя Главреперткома 1931 года. Опера Вагнера «Парсифаль» была запрещена к постановке в СССР в 1934 году (Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. М.: Классика-­XXI, 2010. С. 62).

3 Рувим Островский выступил с докладом «Камерный клуб СНТО» на юбилейной встрече «Студенческому научно-творческому обществу 80 лет: в круге воспоми­наний».

4 См. подробнее «Научное студенческое общество в 1950-е — начале 1960-х. Рассказывают Галина Григорьева и Валентина Холопова» в данном сборнике.

5 См. подробнее воспоминания Е. Гординой о поездке в Эстонию: Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю. Фортунатове. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2004. С. 295–299.

6 См. подробнее статью А. Власова «СНТО глазами очевидца» в данном сборнике.

7 Тарнопольский В. СНТО вернулось в Московскую консерваторию // Российский музыкант. 2014. № 6 (1317), сентябрь.

8 Встреча состоялась 23 ноября 2018 года в Научно-творческом центре электроакустической музыки Московской консерватории.

Автор(ы)


Наталья Гилярова

Заслуженный деятель искусств РФ

Галина Григорьева

Заслуженный деятель искусств РФ

Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ

Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ

Рувим Островский

Заслуженный деятель искусств Республики Карелия

Игорь Кузнецов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Ссылки