Ссылки
История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова
  • Рецензент: И. Е. Лозовая, кандидат искусствоведения, профессор; О. В. Лосева, кандидат искусствоведения, доцент; Ю. В. Москва, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 416
  • ISBN: 978-5-89598-247-1

Редакторы-составители: Т. Н. Дубравская, доктор искусствоведения, профессор; Н. И. Тарасевич, доктор искусствоведения, профессор

Сборник составлен преимущественно на основе докладов, прочитанных на международной научной конференции «История освещает путь современности». Конференция проходила 14–16 октября 2008 года в рамках торжественных мероприятий, связанных со 100-летием со дня рождения Заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России, доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Владимира Василь­евича Протопопова (1908–2004).

Адресован музыковедам, музыкантам-исполнителям, учащимся учебных заведений и всем, интересующимся историей и теорией музыки.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Номер сборника: 67

А. С. Соколов Вступительное слово 5

Программа юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию Владимира Васильевича Протопопова 6

От редакторов-составителей 8

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. МУЗЫКАНТ. МЫСЛИТЕЛЬ. УЧЕНЫЙ. ПЕДАГОГ

Митрополит Филарет (Вахромеев) Проникновение в правду 13

Т. Н. Дубравская Великий подвижник отечественной культуры 16

Е. В. Назайкинский Школа В. В. Протопопова 24

В. В. Задерацкий Личность и профессия 30

Н. В. Шиманский «От всей души»: об участии В. В. Протопопова в юбилейных торжествах Белорусской Православной Церкви 33

Е. М. Царёва В. В. Протопопов о романтической музыке 37

К. В. Корзун С. И. Танеев и В. В. Протопопов в общении с учениками 45

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОТ РАННЕГО МНОГОГОЛОСИЯ К ПОЛИФОНИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Н. В. Шиманский Органум как архетип литургического многоголосия Средневековья 51

Г. Пелецис Роль раннего английского многоголосия в формировании полифонии строгого стиля 61

Е. В. Вязкова И. С. Бах: «Канонические вариации» 71

Т. А. Свистуненко О «событийности» интермедий в инструментальной фуге И. С. Баха 81

Л. Л. Гервер О превращениях канонических секвенций у Й. Гайдна и В. А. Моцарта 93

И. О. Цахер Фуга Брамса в свете эстетики романтизма 103

Н. А. Симакова Полифония в творчестве чешских композиторов XX века 115

И. К. Кузнецов Полифония на рубеже XX и XXI веков: системы, стилевые направления, тенденции развития 130

Е. В. Иванова Контрастная полифония: взгляд из XXI века 144 Г. Пелецис К вопросу о теории полифонии 152

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Ю. К. Евдокимова Гимнография «Сретению Пречистей Богородице иконы Владимирския» 161

А. В. Конотоп Покаянная стихира «Плачу и рыдаю» (строчное двухголосие ХVII века) 186

Н. В. Заболотная Певческое рукописное собрание Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в отечественной культуре середины XVII века 199

Н. Ю. Плотникова Певческая книга «Трезвоны» (по материалам партесных рукописей ГИМ и РГАДА) 208

Н. В. Гурьева Неопубликованные песнопения Петра Норицына в контексте стилевых особенностей партеса 221

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ТРАДИЦИИ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Н. И. Тарасевич Раннепечатная музыкально-теоретическая книга как объект изучения: титульный лист 235

Р. Л. Поспелова Средневековая ладовая система: «аутентичный» и «современный» подходы 247

М. В. Лопатин Микрокосм музыки Oкегема: структура каденций в Mессе «Мi-Мi» 260

Т. А. Гордон Мессы Палестрины на мадригальные источники: к вопросу о литургической практике 274

Г. В. Григорьева Сонатно-строфическая форма в Kyrie Моцарта 284

Л. В. Кириллина Бетховен и Альбрехтсбергер 292

Дж. Ростиролла Владимир Стасов и аббат Фортунато Сантини в Риме: коллекционирование и увлечение старинной музыкой на заре музыкальной историографии XIX века 301

Г. А. Моисеев Камерные ансамбли П. И. Чайковского в зеркале рукописей 347

Е. А. Канакина Веберн изучает Изаака: уроки старинной полифонии 360

Г. И. Лыжов О гармонии в цикле Альфреда Шнитке «Стихи покаянные» 370

Труды В. В. Протопопова 387

Ученики В. В. Протопопова 406

Литература о В. В. Протопопове 410

Cведения об авторах 413

INDICE 415

Предлагаемый вниманию читателей сборник включает материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Владимира Васильевича Протопопова (1908–2004). Конференция прошла 14–16 октября 2008 года в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В сборник также вошли статьи Е. В. Назайкинского («Школа В. В. Протопопова»), И. О. Цахер («Фуга Брамса в свете эстетики романтизма») и Г. Пелециса («Роль раннего английского многоголосия в формировании полифонии строгого стиля»), не зачитанные на конференции.

Деятельность В. В. Протопопова — Заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России (1996), доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки — необычайно многогранна. Речь идет не только о музыковедческих работах в самых разных жанрах (от журнальных заметок до фундаментальных монографий), но и об источниковедческих изысканиях, составлении и редактировании сборников статей, подготовке к переизданию трудов отечественных мыслителей о музыке, для чего необходимы тщательная выверенность текстов и подробные комментарии. Помимо этого, В. В. Протопопов работал в экспертных комиссиях ВАК, в специализированном совете по защите диссертаций (в течение ряда лет возглавляя его), вел в консерватории курс полифонии на историко-теоретическом факультете, занимался с дипломниками, аспирантами и докторантами.

Научная деятельность В. В. Протопопова не укладывается в рамки какой-либо одной музыкально-научной дисциплины. Отметим работы не только по теории музыки (по разным ее разделам — полифонии и музыкальной форме), но и по истории, русской и зарубежной музыкальной историографии и палеографии, разнообразные труды текстологического характера, касающиеся как литературных источников, так и музыкальных. Можно указать и на труды, имеющие отношение к фольклористике, и многое другое. Вне сомнения, важнейший вопрос всякого научного наследия — актуальность и перспективность разработанных в нем научных идей и методов. С этой точки зрения наследие В. В. Протопопова — одно из крупнейших в отечественном музыкознании. При планировании конференции, проводимой в честь В. В. Протопопова, мы стремились по возможности охватить весь спектр научных интересов ученого. Этим объясняется многообразие тематики статей, вошедших в сборник. Они сгруппированы в четыре раздела.

Первый раздел — «Музыкант. Мыслитель. Ученый. Педагог» — включает статьи, связанные с осмыслением выдающейся личности В. В. Протопопова.

Митрополит Филарет (Вахромеев) характеризует его как гражданина и как профессионала, своим трудом обеспечившего преемственность музыкальной научной теории дореволюционного и послереволюционного периодов жизни нашего Отечества. Т. Н. Дуб­равская останавливается на анализе научной деятельности Учителя. Учителем, именно с большой буквы, был В. В. Протопопов и для В. В. Задерацкого, Учителем необыкновенно мудрым и проницательным, но никогда не похвалявшимся своею мудростью. О некоторых чертах характера Учителя, роднящих его с выдающимся представителем отечественной культуры — С. И. Танеевым, повествует К. В. Корзун. В статье Н. В. Шиманского освещаются малоизвестные факты из жизни В. В. Протопопова. Речь идет об участии в юбилейных торжествах 1000-летия Полоцкой епархии и Белорусской Православной Церкви в сентябре 1992 года.

Е. В. Назайкинский видит в творчестве Протопопова предмет, достойный серьезного исследования. Идеи, заключенные в работах этого крупного ученого, содержащиеся в них выводы актуальны, продолжают развиваться и оказывать воздействие на музыкальную науку и культуру в целом. Одно из таких направлений в научной деятельности В. В. Протопопова — мир романтической музыки — стало объектом осмысления для Е. М. Царёвой, которая делится своими впечатлениями от чтения его трудов.

Второй раздел — «От раннего многоголосия к полифонии Новейшего времени». Самые ранние этапы западноевропейского многоголосия изучаются Н. В. Шиманским на примере органума как архетипа вокально-инструментального интонирования. Г. Пелецис отмечает влияние раннего английского многоголосия на формирование полифонии строгого стиля. Его исходным этапом, полагает автор, следует считать многоголосие Англии XIII–XV веков. Две статьи связаны с И. С. Бахом — мастером, к музыке которого В. В. Протопопов испытывал особое влечение. В статье Е. В. Вязковой рассматривается произведение немецкого композитора, написанное для мицлеровского «Общества музыкальных наук» (композитор вступил в него в 1747 году), — «Канонические вариации» (BWV 769). В другой статье (Т. А. Свистуненко) во главу угла ставится жанр инструментальной фуги, исследуется «событийность» ее интермедий. Также о фуге, но в свете эстетики романтизма (на примере творчества Й. Брамса) пишет И. О. Цахер. Всегда интересовавшие В. В. Протопопова вопросы полифонической техники получают развитие в статье Л. Л. Гервер (о превращениях канонических секвенций в музыке Й. Гайдна и В. А. Моцарта).

Специальный блок образуют материалы, связанные с контрапунктом XX века. Наряду с проблемами общего характера (статья И. К. Кузнецова о стилевых направлениях и тенденциях развития полифонии на рубеже XX–XXI столетий и Е. В. Ивановой о контрастной полифонии) поднимаются вопросы, касающиеся претворения полифонических приемов в творчестве отдельных композиторов (статья Н. А. Симаковой о полифонии в произведениях чешских композиторов ХХ века). Заключает раздел еще одна статья Г. Пелециса, размышляющего над понятиями «контрапункт» и «полифония».

Особый круг интересов В. В. Протопопова — развитие русской мысли о музыке, творчество и деятельность отечественных музыкантов XVII–XVIII веков. Тематика, связанная с данной областью интересов ученого, поднимается в третьем разделе сборника — «Православная церковно-певческая традиция». Авторов, известных исследователей древнерусской музыки, занимают гимнография службе Сретению Владимирской иконы Пречистой Богоматери (Ю. К. Евдокимова), покаянная стихира «Плачу и рыдаю» как пример строчного двухголосия XVII века (А. В. Конотоп), певческое рукописное собрание Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (Н. В. Заболотная), а также певческая книга «Трезвоны» (Н. Ю. Плотникова), неопубликованные песнопения Петра Норицына в контексте стилевых особенностей партеса (Н. В. Гурьева). Материалы раздела дополнены дешифровкой песнопений, изначально записанных в разных видах нотации.

В четвертом разделе сборника рассматриваются разнообразные феномены старинной и современной музыки, поднимаются проблемы традиций, творческих взаимосвязей. Потому название раздела — «История и современность: Традиции. Творческие контакты. Художественные явления».

Объектом изучения для Н. И. Тарасевича становится раннепечатная музыкальная книга, полиграфия которой сильно отличается от современной. Речь идет об оформлении титульного листа — главного опознавательного элемента книги.

Далее отметим своего рода «парный» принцип в строении раздела. В двух статьях поднимаются вопросы ладовой организации: Р. Л. Поспелова описывает «аутентичный» и «современный» подходы к средневековым модусам, а Г. И. Лыжов раскрывает особенности ладогармонических принципов в музыке А. Шнитке (на примере хорового цикла «Стихи покаянные»). Две статьи посвящены музыкальной культуре эпохи Ренессанса: «Микрокосм музыки Окегема» М. В. Лопатина (о структуре каденций в Мессе «Mi-Mi») и «Мессы Палестрины на мадригальные источники» Т. А. Гордон (к вопросу о литургической практике). В публикациях Л. В. Кириллиной и Е. А. Канакиной отражена история «взаимоотношений учеников и учителей» — Бетховена и Альбрехтсбергера, Веберна и Изаака.

Г. В. Григорьева исследует преломление в Kyrie месс В. А. Моцарта закономерностей сонатно-строфической формы, Г. А. Моисеев — камерные ансамбли П. И. Чайковского в зеркале их рукописных первоисточников. Деятельность В. Стасова и Ф. Сантини по коллекционированию старинных произведений на заре музыкальной историографии раскрывается в работе итальянского музыковеда Дж. Ростироллы.

Предваряется сборник вступительным словом ректора Московской консерватории, заведующего кафедрой теории музыки, профессора А. С. Соколова, а также программой юбилейных мероприятий, связанных с празднованием 100-летия со дня рождения В. В. Протопопова. В завершении даны справочные материалы о научной и педагогической деятельности В. В. Протопопова — библиографический указатель его трудов, перечень научных работ, выполненных его учениками, список литературы, посвященной В. В. Протопопову (составитель А. М. Рябуха).

Редакторы-составители выражают искреннюю признательность рецензентам сборника проф. И. Е. Лозовой, доц. О. В. Лосевой, проф. Ю. В. Москве, чьи ценные замечания были учтены при подготовке материалов к публикации, а также доц. А. В. Харуто, оказавшему большую помощь в обработке графических файлов, и Н. Н. Оленевой за помощь в оформлении обложки.