Тарасевич
Николай Иванович

  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный работник культуры РФ
  • Профессор
Тарасевич<br /> Николай Иванович

Награжден медалью конкурса Министерства высшего и среднего специального образования СССР «За лучшую студенческую работу СССР» (1984).


Родился в г. Горловке (Украинская ССР). В 1978 году окончил историко-теоретическое отделение Сургутского музыкального училища (педагоги: Т. И. Егорова, С. И. Хлебникова, Е. И. Гусаков), в 1984 году — историко-теоретический факультет Уральской консерватории (педагоги: Н. А. Вольпер, З. А. Визель, В. П. Костарев, Л. А. Серебрякова).

Совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории под руководством Н. А. Симаковой (окончил в 1992 году). Тогда же защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Проблемы тематизма в музыке эпохи Ренессанса» (Московская консерватория).

Педагогическая деятельность

В 1984–1989 годы работал в Красноярском институте искусств (курсы полифонии, гармоний, истории зарубежной музыки средних веков, ренессанса, барокко). С 1991 года преподает на кафедре теории музыки Московской консерватории (курс полифонии). Выполнял функции ассистента Н. А. Симаковой, с 1998 года — ассистент Т. Н. Дубравской.

С 1991 года руководит индивидуальными занятиями у студентов историко-теоретического факультета в спецкурсе полифонии, с 1998 года — доцент, с 2008 года — профессор. С 1993 года читает общий курс полифонии на фортепианном факультете, факультете исторического и современного исполнительского искусства, для студентов иностранного деканата (для дирижеров-хоровиков, пианистов, струнников, композиторов).

В 2001–2005 годы вёл спецкурс полифонии и музыкально-теоретических систем в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова.

Научные труды. Издания. Публикации

Научные интересы Тарасевича связаны с музыкальной культурой позднего Cредневековья и эпохи Ренессанса. Основные направления исследования — история и теория музыкальных жанров и форм, история и теории полифонии, техника письма, психология творчества, музыкально-теоретическое наследие прошлого (изучение старинных трактатов).

Принимает участие в конференциях, теоретических семинарах и мастер-классах в том числе международных. Автор программ по курсу полифонии для историко-теоретических факультетов музыкальных вузов (2003), а также истории и философии искусствознания (2005), статей для энциклопедического словаря «Старинная музыка».

В 2003–2005 годы состоял в редакционном совете Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова. Составитель и научный редактор сборника научных трудов ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова: «От Гвидо до Кейджа: полифонические чтения» (2006). Провел два теоретических семинара: «История музыки в терминах и понятиях» (2004) и «Музыкальная культура раннего Возрождения» (2005).

Основные публикации

  • Тема как категория в музыкальной теории XV–XVI веков // Музыка: Творчество, исполнение, восприятие. М., 1992;
  • Число и его значение в музыкальной композиции Возрождения (на примере мессы «Graecorum» Я. Обрехта) // Методы изучения старинной музыки. М., 1992;
  • Сложный контрапункт: теория и творческая практика. М., 1997;
  • «Repleatur os meum laude»: мотет Жаке — месса Палестрины // Русская книга о Палестрине. М., 2002;
  • А. П. Коклико и его трактат о музыке // Старинная музыка. 2003. № 1;
  • Понятие «musica» и «musicus» в трактате А. П. Коклико «Compendium musices» // От Гвидо до Кейджа: полифонические чтения. М., 2006;
  • Коклико А. П. Compendium musices (1552) / Публикация, перевод, исследования и комментарии Н. И. Тарасевича. М., 2007.


Преподаватель

Кандидат искусствоведения
Преподаватель

Кандидат искусствоведения