Из неопубликованного наследия


  • Автор: Вл. Протопопов
  • Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент Е. С. Власова; доктор искусствоведения, профессор Г. В. Григорьева
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2011
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 396
  • ISBN: 978-5-89598-248-8

Составление и научная редакция: доктор искусствоведения, профессор Т. Н. Дубравская; кандидат искусствоведения, доцент Н. Ю. Плотникова; доктор искусствоведения, профессор Н. И. Тарасевич.

В настоящее издание включены не публиковавшиеся ранее работы выдающегося отечественного музыковеда, лауреата Государственной премии России 1996 года, профессора Московской консерватории Владимира Васильевича Протопопова (1908–2004). Созданные в разные годы книги «Великие творения мировой духовной музыки», «Русская музыка всенощного бдения», «Музыкальное творчество Василия Титова: К проблеме партесного стиля» — фундаментальные труды, обобщающие результаты историко-теоретических и архивно-текстологических исследований, проводившихся ученым на протяжении многих десятилетий.

Предназначено для преподавателей и студентов музыкальных вузов, для исследователей западноевропейской и русской музыкальной культуры, а также для всех, кто интересуется историей духовной музыки. Может использоваться в качестве учебного пособия в курсах полифонии, анализа музыкальных произведений, истории зарубежной и русской музыки.

От редакторов-составителей 5

Великие творения мировой духовной музыки

Предисловие 9

Великое творение Баха — Месса h-moll 11

[Kyrie] 11

[Gloria] 24

Сredo 37

Sanctus 54

Agnus Dei 58

«Торжественная месса» Бетховена 61

[Kyrie] 63

[Gloria] 68

Credo 74

Sanctus 77

«Реквием» Дж. Верди 92

[«Requiem aeternam»] 92

[«Dies irae»] 94

[Offertorio] 103

[Sanctus] 105

[«Libera me»] 107

«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова 110

[«Приидите, поклонимся»] 110

[Предначинательный псалом] 112

[«Блажен муж»] 115

[«Свете тихий»] 116

[«Ныне отпущаеши»] 118

[«Богородице Дево, радуйся»] 121

[«Шестопсалмие»] 123

[«Хвалите имя Господне»] 124

[«Благословен еси, Господи»] 126

[«Воскресение Христово видевше»] 128

[«Величит душа Моя Господа»] 131

[«Великое славословие»] 133

[«Днесь спасение миру». «Воскрес из гроба»] 135

[«Взбранной Воеводе»] 137

Произведения А. Д. Кастальского 141

[«Дева днесь»] 146

[Кондак киевского роспева и икос из панихиды] 147

[Херувимская песнь напева Московского Успенского собора] 151

Нотное приложение

А. Д. Кастальский. «Дева днесь» 158

А. Д. Кастальский. Херувимская песнь напева Московского Успенского собора 160

Херувимская песнь напева Московского Успенского собора 166

Русская музыка Всенощного бдения

Вступительные замечания 171

«Свете тихий святыя славы» XVI века 172

«Свете тихий» XVII века 180

Произведения Стефана Беляева 183

Творения Василия Титова 189

Сочинения А. Ф. Львова и Н. И. Бахметева 207

«Всенощное бдение» П. И. Чайковского 212

Сочинения для всенощной последующих авторов 227

«Пение всенощного бдения» А. А. Архангельского 228

Произведения А. Д. Кастальского 230

Два хора А. Т. Гречанинова 248

«Избранные молитвословия для всенощного бдения» М. М. Ипполитова-Иванова 250

«Пение на всенощной» С. В. Панченко 251

Сборник А. В. Никольского «Неизменяемые песнопения из всенощного бдения» 256

«Главнейшие песнопения всенощного бдения» П. Г. Чеснокова 262

«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова 270

Музыкальное творчество Василия Титова

К проблеме партесного стиля

1. Историческое значение партесного стиля 303

2. Происхождение партесного стиля 305

3. Ранние партесные формы в России 310

4. Из жизни Василия Титова 316

5. Творения Василия Титова 325

6. О ладотональной структуре музыки Титова 325

7. Полифония Титова 348

8. Музыкальные формы произведений Титова 379

Приложение I 390

Приложение II (Список произведений Василия Титова) 392

Приложение III 395

В настоящее издание включены работы выдающегося отечественного музыковеда, лауреата Государственной премии России 1996 года, профессора ­Московской консерватории Владимира Васильевича Протопопова (1908–2004). Книги «Великие творения мировой духовной музыки» (2001) и «Русская музыка всенощного бдения» (1999?) (точная дата окончания этой книги, к сожалению, не установлена) были написаны автором в последние годы жизни, когда вследствие известных политических обстоятельств в стране изменилась общественная атмосфера, и вопросы духовной культуры, ее традиций и истории, приобрели особую актуальность. Книга, посвященная Василию Титову, появилась раньше (1989?), но при жизни автора, однако, так и не увидела свет. Эти фундаментальные труды, созданные в необычайно сжатые сроки (как, впрочем, и все другие, принадлежавшие перу исследователя), обобщают результаты историко-теоретических и архивно-текстологических изысканий, проводившихся В. В. Протопоповым на протяжении многих десятилетий.

Вошедшие в настоящее издание произведения публикуются впервые. Редакторы-составители стремились по возможности сохранить без изменений авторский текст во всех его особенностях. Вместе с тем, в связи с выходом новой литературы по прошествии ряда лет со времени создания публикуемых трудов неизбежно возникли некоторые обстоятельства и моменты, потребовавшие определенной коррективы. Так, дававшаяся автором в приложении к книге «Русская музыка всенощного бдения» статья А. Т. Гречанинова «Несколько слов о “духе” церковных песнопений», очень важная в историческом плане, но в период написания книги остававшаяся все еще библиографической редкостью, в 2002 году была уже напечатана вместе со всей сопровождавшей ее полемикой (см.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников / сост. А. А. Наумов, М. П. Рах­манова. М., 2002) и потому не вошла в данное издание. Были добавлены некоторые отсылки на новые работы, уточнены кое-какие архивные данные. Подобные редакторские примечания (заметим, что таких примечаний в издании очень мало) даются в сносках, курсивом, и помечены знаком звездочки (*) рядом с номером сноски.

Рукописи книг «Великие творения мировой духовной музыки» и «Русская музыка всенощного бдения» в свое время были отданы автором в Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где был выполнен их электронный набор и предполагалась публикация. И хотя она, к сожалению, так и не осуществилась, а тексты многие годы пролежали без движения, но именно благодаря этому издательству они и были сохранены после кончины автора, за что редакторы-составители выражают свою глубокую признательность его сотрудникам, работавшим с предоставленными материалами.

Проверка текста книги «Великие творения» была выполнена Т. Н. Дубравской и Н. И. Тарасевичем, книги «Русская музыка всенощного бдения» — Т. Н. Дубравской, Н. И. Тарасевичем и Н. Ю. Плотниковой. Н. Ю. Плотниковой была осуществлена основная работа по подготовке к изданию книги «Музыкальное творчество Василия Титова»: сделан электронный набор текста (по сохранившейся авторизованной машинописной копии), восстановлены утраченные нотные примеры (по трудам В. В. Протопопова и своим собственным), выполнен их электронный набор.

Редакторы-составители благодарят старшего научного сотрудника Московской консерватории Н. В. Гурьеву (Научно-исследовательский центр древнерусской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского), принявшую участие в проверке текста книги «Русская музыка всенощного бдения», а также аспирантку Московской консерватории Е. С. Дубравскую, подготовившую к изданию нотные примеры книги «Великие творения мировой духовной музыки». Искренняя признательность — А. В. Харуто, М. В. Переверзевой и Е. В. Ивановой за помощь в подготовке иллюстративного материала, электронный набор и оформление схем.