Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем


  • Рецензент: И. В. Коженова, кандидат искусствоведения, профессор; М. Г. Раку, доктор искусствоведения, доцент; М. А. Сапонов, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2018
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 720
  • ISBN: 978-5-89598-344-7 (в пер.)

Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сборник статей по материалам международной научной конференции к 150-летию Московской консерватории

Редакторы-составители: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор; Н. О. Власова, доктор искусствоведения; Г. А. Моисеев, кандидат искусствоведения.

Сборник составлен по материалам юбилейной международной научной конференции «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем», проходившей с 20 по 24 сентября 2016 года и приуроченной к 150-летию одного из старейших музыкальных вузов России.

Статьи семидесяти авторов сгруппированы в шесть разделов. В них представлены различные грани истории Московской консерватории, отражено ее взаимодействие с отечественными и зарубежными музыкальными организациями, проанализированы многообразные аспекты учебно-образовательного процесса, рассмотрены творческие биографии ее руководителей, профессоров и воспитанников — от первых лет существования до наших дней (особое внимание уделено Н. Я. Мясковскому и А. Ф. Лосеву).

Сборник адресован музыковедам, специалистам по истории музыкального образования, педагогам, студентам и всем интересующимся музыкальной культурой России.

От редакторов-составителей 7

Список сокращений 10

Московская консерватория в стране и в мире

Ю. С. Карпов. Московская и Казанская консерватории: грани содружества 13

В. Р. Дулат-Алеев. Традиции научных школ Московской консерватории в национальных республиках Поволжья 21

Е. Р. Скурко. Роль Московской консерватории в развитии музыкальной культуры Башкортостана: страницы истории 27

Т. Б. Сиднева. Московская и Нижегородская консерватории: вехи музыковедческого диалога 39

А. В. Крылова. Московская консерватория и русская провинция. Трансляция высоких художественных и образовательных стандартов 48

Т. Э. Батагова. Выпускники Московской консерватории и их роль в развитии североосетинского музыкального искусства 57

М. А. Белокрыс. Воспитанник Московской консерватории в Сибири: штрихи к портрету Н. П. Смагина 69

Е. С. Зинькевич. Наше общее родословие 79

Е. С. Мироненко. Вклад выпускников Московской консерватории в развитие музыкальной культуры Молдавии 90

С. К. Саркисян. Значение московской школы для музыковедов Армении 105

Д. М. Мамедова. Обучение азербайджанских композиторов в Московской консерватории 114

Д. Ж. Жумабекова. Вклад Московской консерватории в развитие скрипичной школы Казахстана 122

Г. К. Магтымгулыева. Роль Московской консерватории в становлении композиторской школы Туркменистана 127

С. Ю. Сигида. Из истории творческих контактов Московской консерватории с международными музыкальными институциями 136

Е. Д. Резников. 1957–2017: шестьдесят лет воспоминаний о Московской консерватории 147

Чон Вай Лин, Хон Дин. Традиция и влияние Московской консерватории: наследие советского учебника гармонии в Китае 152

В. Н. Холопова. Музыкально-теоретический актив Московской консерватории в мировой науке и практике 158

Из практики музыкального образования

Л. Р. Джуманова. Подготовка педагогов музыкально-теоретических дисциплин в Московской консерватории: к истории вопроса 175

Е. М. Царёва. «За музыкою только дело…» (о преподавании музыкальной литературы сегодня) 181

М. В. Карасёва. Сольфеджио в Московской консерватории: новый век и старые традиции 190

Г. И. Лыжов. О Всероссийском конкурсе по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова 215

А. С. Савенкова. Современное преподавание на теоретических факультетах Московской консерватории и Венского университета музыки и исполнительских искусств 233

Н. О. Баркалая. Защита музыковедческой диссертации в России и во Франции: из личного опыта 248

Н. Коматович. «Славянский марш». Преподавание теоретических дисциплин в Белградской музыкальной академии (в свете влияния российской школы) 256

Т. А. Курышева. Музыкальная журналистика в Московской консерватории: синтез публицистики и просветительства 262

Л. Е. Слуцкая. Музыкально-исполнительские классы Московской консерватории на рубеже XX–XXI веков: вызовы времени 270

В. Н. Юнусова. Развитие музыкального востоковедения на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории 275

Ю. В. Москва. Григорианская семиология в науке и учебном процессе Московской консерватории 282

Наука и творчество: люди, школы, события, явления

Е. Е. Полоцкая. П. И. Чайковский-теоретик в зеркале музыкальной науки и музыкального образования его времени 293

А. Вермайер. О роли Сергея Танеева в русской музыкальной культуре 302

Н. П. Толстых. Воспитание пианистов «по Танееву» 309

Г. Шрёдер. Учение о форме Георгия Конюса в контексте немецкой теории 1980-х годов. Противоядие от Теодора В. Адорно 328

Д. В. Смирнов. «Этнографические курсы» А. Д. Кастальского — первый опыт преподавания музыкального фольклора в Московской консерватории 341

И. Н. Юдкин-Рипун. Г. П. Прокофьев — один из основоположников музыкальной психологии 350

Е. И. Чигарёва. Виктор Петрович Бобровский — ученый и педагог 358

Т. И. Науменко. Современная гармония в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных как феномен времени 363

Г. Дауноравичене. Борьба Ю. Н. Холопова за Новую музыку и литовские контексты межкультурного партнерства 371

Г. И. Лыжов. П. Н. Мещанинов и Московская консерватория 401

М. И. Катунян. Школа композиции Н. Н. Сидельникова 416

А. С. Локтева. Солнечный круг: гармония и композиция в пьесе «Ярило» Николая Корндорфа 426

В. В. Тарнопольский. Диалог с нововенской школой: Камерная симфония op. 21 Николая Каретникова в зеркале Симфонии op. 21 Антона Веберна 439

Cтраницы истории

А. А. Алексеев-Борецкий. Елизавета Андреевна Лавровская. Становление личности и мастерства 455

Л. И. Флейдерман. Династия Гржимали 470

О. Р. Глушкова. Жизнь и деятельность Николая и Александры Губерт: по страницам неизвестных архивных материалов 482

Л. В. Кириллина. Ферруччо Бузони в России 494

Р. Н. Трушкова, Т. Э. Мартинес. Документы дореволюционных студентов (по материалам Архива Московской консерватории) 503

Е. М. Шабшаевич. Стипендии и стипендиаты в Московской консерватории дореволюционного периода 511

Е. М. Двоскина. Георгий Катуар и Сергей Танеев 521

М. Д. Соколова. А. Н. Скрябин и А. И. Зилоти: о некоторых аспектах творческого сотрудничества 529

Е. В. Гувакова. Московская консерватория в первые десятилетия советской власти: события, запечатлевшиеся в фотографиях 541

Г. Ю. Метс, А.-Д. К. Метс. К. С. Сараджев. От создания Дирижерского отделения МГК до событий 1931–1932 годов 549

В. И. Адищев. В. Н. Шацкая в Московской консерватории 560

С. Касьян. «В Киев я ехать не могу»: из неизвестной переписки Бориса Асафьева и Петра Сувчинского 570

К. П. Дровалёва. Деятельность Научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории (по архивным материалам) 580

А. А. Сальм. Александр и Алексей Николаевы в фондах московских музеев 587

К 135-летию профессора Московской консерватории Н. Я. Мясковского

С. А. Петухова. Николай Мясковский и его дневники (1906–1950) 601

Е. В. Лобанова. Романсы Н. Я. Мясковского на стихи З. Н. Гиппиус 615

И. А. Скворцова. Симфоническая поэма «Аластор»: стилевые проекции раннего периода 626

И. М. Ромащук. Н. Я. Мясковский и М. М. Ипполитов-Иванов: диалог во времени и судьба наследия 632

Т. Н. Левая. Прокофьев и Мясковский в дискуссиях о сложном и простом 641

К 100-летию философско-музыкального дебюта А. Ф. Лосева

К. В. Зенкин. А. Ф. Лосев о музыкальной критике 651

Дж. Римонди. Музыкальное восприятие мира в прозе А. Ф. Лосева 657

А. Г. Стульцев. Загадки «музыкального соблазна» А. Ф. Лосева 663

Р. П. Сапенько. Проблемы интерпретации авторского текста в контексте перевода «Диалектики мифа» А. Ф. Лосева 671

И. Л. Данилова. Категория художественного стиля в трудах А. Ф. Лосева как инструмент анализа драматического театра 682

А. М. Лесовиченко. Идеи А. Ф. Лосева о художественном каноне и их развитие в искусствоведении и музыкальной эстетике 690

В. А. Личковах. Культурологический смысл концепта «переживание» в национальных языках философии и эстетики 698

М. Рейбрук. Музыкальный анализ между опытом и концептуализацией: дейктический, нарративный и семиотический аспекты 701

Сведения об авторах 715

Настоящий сборник составлен по материалам юбилейной международной научной конференции «Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем», посвященной 150-летию этого прославленного учебного заведения. Она проходила с 20 по 24 сентября 2016 года при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). На протяжении нескольких дней более ста докладчиков из разных стран мира выступали в параллельно работавших секциях. Разделы сборника в основном воспроизводят секционную структуру конференции, хотя и не всегда ей следуют.

Первый раздел «Московская консерватория в стране и в мире» отражает многоплановое взаимодействие столичного вуза и различных музыкальных организаций России и зарубежья. География контактов, обрисованная в статьях, простирается от Казани и Нижнего Новгорода до городов Сибири, республик Закавказья и Центральной Азии, стран Европы, Восточной Азии и Америки. Их временной диапазон охватывает период от основания консерватории вплоть до наших дней. Авторы раскрывают роль Московской консерватории в формировании и развитии академической музыкальной культуры различных регионов России и бывших союзных республик, в организации музыкального образования, показывают деятельность на местах ее выпускников — носителей высоких профессиональных, педагогических, общекультурных традиций. В ряде статей освещается значение национальных студий, существовавших в Московской консерватории в 1930–1940-е годы, плодотворная работа по возвращении на родину их воспитанников. Из множества упоминаемых имен, фактов, событий, перипетий, отчасти забытых или совсем неизвестных, рождается впечатляющая картина глубокого и разностороннего воздействия Московской консерватории на музыкальное пространство всей страны. Ее авторитет за границей укрепляют достижения педагогов и выпускников; порой он приобретает парадоксальные формы, например, в сюжете о распространении в Китайской Народной Республике «бригадного» учебника гармонии, созданного группой профессоров МГК в 1930-е годы, в качестве обязательного (статья Чон Вай Лин и Хон Дина). Личную ноту в эту картину вносят воспоминания о Московской консерватории Е. Д. Резникова, которые ведут отсчет с 1950-х годов.

Размышления авторов второго раздела «Из практики музыкального образования» касаются особенностей отечественной музыкально-педагогической школы — эволюции методик музыкального воспитания на примере базовых историко-теоретических дисциплин (сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений, истории музыки), межотраслевых предметов (педагогической практики и музыкальной журналистики) и специальных курсов (музыкального востоковедения, григорианской семиологии). Неизменное и изменяющееся в них рассматривается в контексте трансформации идеологических и эстетических установок. В статьях речь идет не только о Московской консерватории (хотя она по-прежнему остается в центре внимания), но и о зарубежных высших музыкальных учебных заведениях с глубокими традициями и давней историей — Венском университете музыки и исполнительских искусств и Белградской академии музыки. Сравниваются учебные планы, методологические подходы, учебные пособия, сильные и слабые стороны педагогического процесса. Не забыто также и среднее звено как важная образовательная ступень, предшествующая вузу: особое место уделено студенческим и педагогическим состязаниям — конкурсу «Энциклопедия музыки» и Всероссийскому конкурсу по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова, отметившему в 2016 году свое десятилетие.

Раздел «Наука и творчество: люди, школы, события, явления» призван высветить разнообразные аспекты в творческих биографиях знаковых для Московской консерватории личностей — композиторов и музыкальных ученых. При этом авторы статей затрагивают ту или иную грань их деятельности, ранее не привлекавшую внимания, либо избирают некий необычный ракурс. Так, П. И. Чайковский-теоретик представлен в контексте немецких учений о гармонии; С. И. Танеев и А. Д. Кастальский — как авторы учебных программ по курсу специального фортепиано и музыкального фольклора соответственно; Г. Э. Конюс — как «противоядие» от Теодора В. Адорно; Г. П. Прокофьев — как музыкальный психолог. Отдельный блок образуют статьи, посвященные основателям творческих и научных школ, чья активность пришлась на вторую половину XX века, — Н. Н. Сидельникову и Ю. Н. Холопову. Последний стал центральной фигурой целой «когорты» поборников Новой музыки на пространствах бывшего СССР. В аналитических очерках молодых музыковедов рассматриваются сочинения Н. С. Корндорфа и Н. Н. Каретникова, двух представителей московской композиторской школы.

Раздел «Страницы истории» воскрешает целый ряд имен из числа тех, чьими трудами развивалась и жила Московская консерватория на протяжении полутора веков. Открывается он материалом, посвященным одному из эпизодов интенсивного взаимодействия Московской консерватории со своей российской предшественницей — консерваторией Петербургской: выпускница последней и впоследствии профессор Московской консерватории Е. А. Лавровская была одним из бесчисленных звеньев, связующих два крупнейших музыкальных вуза страны на всем протяжении их долгой истории. Статьи, посвященные отдельным выдающимся профессорам и деятелям Московской консерватории — супругам Н. А. и А. И. Губерт, С. И. Танееву, Г. Л. Катуару, Ф. Бузони, А. И. Зилоти, А. Н. Скрябину, К. С. Сараджеву, В. Н. Шацкой, Б. В. Асафьеву, дополняются очерками о музыкальных династиях Гржимали, Николаевых, ценными документальными и иконографическими материалами. Большинство статей основаны на неизвестных ранее архивных источниках и раскрывают новые подробности, относящиеся и к главным героям, и к их художественному и человеческому окружению, и к историческому укладу. Сложные переплетения судеб и обстоятельств воссоздают перед читателем живую ткань прошлого.

Два последних раздела сборника имеют монографический характер и посвящены двум замечательным представителям Серебряного века — Н. Я. Мясковскому и А. Ф. Лосеву. Оба они были профессорами Московской консерватории, и в 2016 году, наряду с ее юбилеем, отмечались 135-летие со дня рождения композитора и 100-летие философско-музыкального дебюта мыслителя.

Критический анализ источников, предпринимаемый исследователями, зачастую приводит к неожиданным результатам. Обращение к оригиналам дневников Мясковского вскрывает важные подробности, ранее не фигурировавшие в документальных изданиях о композиторе. Маленькой сенсацией стало обнаружение четырех доныне неизданных ранних романсов на стихи З. Н. Гиппиус, усложненный музыкальный язык и образный строй которых не встретил понимания у современников. Индивидуальная лексика этого периода (1910-е годы), отзывающаяся в более поздних сочинениях, стала предметом внимания в статье о редко исполняемой симфонической поэме «Аластор». Диалог Мясковского с коллегами по цеху — воображаемый (с М. М. Ипполитовым-Ивановым) и реальный (с С. С. Прокофьевым) — подталкивает к пересмотру привычных взглядов на музыкальные реалии советского периода.

Диалогизм, полифоничность, музыкальность — характеристики, постоянно употребляемые по отношению к философским трудам и художественному творчеству А. Ф. Лосева. Неслучайно многие статьи завершающего раздела носят междисциплинарный характер. Помимо музыкально-критической и философской тематики здесь затрагиваются проблемы филологии, теории перевода, эстетики, культурологии, театроведения, богословия, линг­вистики и семиотики.

Материалы сборника фиксируют многогранную панораму научных исследований, в фокусе которых находится Московская консерватория на 150-летнем рубеже ее истории. Единый тематический стержень лишь подчеркивает разнообразие авторских интересов, ракурсов рассмотрения и подходов. Наряду с двухтомной энциклопедией «Московская консерватория. 1866–2016» (М.: Прогресс-Традиция, 2016) предлагаемое издание является наиболее масштабным научным итогом юбилейных торжеств, представляя важный срез современной российской музыкальной историографии.

Автор(ы)


Лариса Слуцкая

Заслуженный работник культуры РФ

Татьяна Курышева

Заслуженный деятель искусств России

Марина Карасёва

Заслуженный деятель искусств РФ