Бобрик
Олеся Анатольевна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Бобрик<br /> Олеся Анатольевна

В 1993 г. окончила Днепропетровское музыкальное училище (теоретическое отделение, класс преподавателей Л. П. Лютько, В. И. Скуратовского, Т. Н. Мартинек). В  1993–1994 гг. училась в Одесской консерватории (профессор Г. Н. Вирановский). В 1999 г. окончила историко-теоретический факультет Московской консерватории, в 2002 г. — аспирантуру при консерватории (класс И. А. Барсовой).

Стажировалась в Венском университете (Австрия, 2002, руководитель Г. Грубер) и в Фонде П. Захера (Базель, Швейцария, 2004). С 2004 г. является научным сотрудником (с 2008 – старшим научным сотрудником) Государственного института искусствознания. С 2006 г. — сотрудником Архива Нотной библиотеки Большого театра.

В 2007 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата искусствознания «Венское издательство “Universal Edition” и советские музыканты: история сотрудничества в 1923–1945 годах».

Ответственный редактор электронной энциклопедии «Петр Ильич Чайковский» (Государственный институт искусствознания, Москва, с 2017).

Организатор и участник семинаров, посвященных премьерам зарубежных опер в Большом театре (2018–2019, совместно с Анной Виноградовой); ведущая и организатор концертов вокальной музыки и вокальных мастер-классов (с 2016).

Консультант и участник съемок фильмов на телеканалах «Россия – Культура» и «Arte».

Участник фестивалей и конференций в России, Австрии, Великобритании, Германии, Литве, США, Франции, Швейцарии, на Украине и др.

Автор более 70 публикаций на русском, английском, французском, немецком, итальянском языках, посвященных истории нотоиздания, музыкальной науки и оркестровым стилям, русскому музыкальному зарубежью, опере, оперетте и вокальной музыке, Большому театру, Артуру Лурье, Дмитрию Шостаковичу, Болеславу Яворскому, Александру Зилоти, Петру Чайковскому и др., в том числе, монографии «Венское издательство Universal Edition и музыканты из Советской России: история сотрудничества в 1920–1930-е годы («СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2011). Ответственный редактор и автор материалов в книгах «Две жизни Иосифа Шиллингера: Россия. Америка» (2015) и «С. В. Евсеев. Записная книжка: 1922-1941» (2022) (обе – в НИЦ «Московская консерватория). Научный редактор авторских сборников статей И. А. Барсовой (2017) и Е. С. Зинькевич (2021).

C конца 1990-х гг. постоянно занимается изучением музыкальных архивов (Москва, Петербург, Вена, Париж, Кольбсхайм, Базель, Нью-Йорк, Вашингтон, Эмхёрст и др.). Выявила и опубликовала на основе автографов множество документов, в том числе, принадлежащих Альбану Бергу, Александру Веприку, Сергею Евсееву, Артуру Лурье, Николаю Мясковскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу, Болеславу Яворскому.

С 2010 выступает в периодической печати как музыкальный критик и журналист, опубликовала интервью с Евгенией Арефьевой, Инной Барсовой, Татьяной Бершадской, Александром Бобровским, Венерой Гимадиевой, Ксенией Дудниковой, Мариной Евсеевой, Николаем Ерохиным, Франсуа Жираром, Кларой Кадинской, Юрием Коревым, Юлией Лежневой, Ольгой Макариной, Рубеном Лисицианом, Иосифом Рыжкиным, Еленой Савельевой, Ольгой Селиверстовой, Туганом Сохиевым, Венсаном Уге и мн. др.

Педагогическая деятельность:

В 2001–2017 вела курс музыкальной литературы для вокалистов в Музыкальном училище при Московской консерватории. С 2003 преподает в Московской консерватории чтение симфонических партитур и историю оркестровых стилей (кафедра теории музыки), с 2018 читает там же лекции по истории русской музыки (кафедра истории русской музыки).

Научные труды. Издания. Публикации:

Беляев В. Дневник поездки в Вену (октябрь – ноябрь 1924). Публ., вступление и комментарии // Музыкальная академия. 1999. № 3, 4. С. 167–179, 227–233.

Переписка В. П. Бобровского и А. Н. Должанского о Шостаковиче // Шостакович: между мгновением и вечностью / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 2000. C.546–598. (Совместно с Е. И. Чигаревой.)

Инна Алексеевна Барсова рассказывает (Беседа с О. Бобрик) // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой / отв. ред. Д. Р. Петров. М.: МГК им. П. И.Чайковского, 2002. С. 7–38.

Иван Вышнеградский. Пирамида жизни. М.: Композитор, 2001. Комментарии. (Совместно с Е. Польдяевой).

Бассетгорн в произведениях Моцарта (некоторые особенности инструментовки) // Оркестр. Инструменты. Партитура. Сб. ст. Вып. 1. Памяти Юрия Александровича Фортунатова / отв. ред. Е. В. Назайкинский. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2003. С. 146–154. «Universal Edition»: первые полвека // Музыкальная академия. 2004. № 2. С. 184–192.

Boleslav Javorskij und die Emigranten // Musik zwischen Emigration und Stalinismus / hrsg. Friedrich Geiger, Eckhard John. Verlag J.B. Metzler Stuttgart, 2004. S. 193–209.

«Барсова И.А.», «Беляев В.М.», «Веприк А.М.», «Евсеев С.В.», «Протопопов С.В.», «Товалёва Л.С.» (совместно с Л.А.Ветошкиной и В.Н.Медведевой), «Фёдорова Т.Н.» (совместно с Е.И.Чигаревой), «Шапорин Ю.А.», «Шостакович Д.Д.», «Яворский Б.Л.» // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006 / автор идеи Н. А. Миронова. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2007.

Театр и война: из повседневной жизни музыкальных театров Москвы и Петрограда (1914–1917) // Келдышевские чтения – 2006. К 95-летию со дня рождения И.В. Нестьева: Доклады, сообщения, статьи / cост. Н. Г. Шахназарова. М.: ЛЕНАНД, 2008. С. 164–178.

Болеслав Яворский за границей: из путевых впечатлений 1920-х годов // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Вып. 4 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008. С. 120–137.

Николай Жиляев в воспоминаниях Михаила Гольдштейна. Из «Мемуаров двадцатилетнего музыканта». Публ., вступление и комментарии // Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель / отв. ред. и сост. И. А. Барсова. М.: Музыка, 2008. С. 178–196.

И. Я. Рыжкин о Н. С. Жиляеве. Из беседы с О. Бобрик 30 сентября 2007 года // Там же. С. 228–229.

Прощание с Петербургом (Из воспоминаний о России Артура Лурье) // Художественная культура русского зарубежья: 1917–1939. Сб. статей / отв. ред. Г. И. Вздорнов. М.: ИНДРИК, 2008. С. 441–449.

La formlation et l’évolution de theorie du «rythme modal» chez Boleslav Javorski // Ligeia. Dossiers sur l’Art. Art et abstraction. XXII-e année, № 89–92. Paris, 2009 (janvier – juin). P. 184–195.

«Музыкальная сокровищница». Неизвестные сочинения конца XVIII – начала XIX века из собрания Государственного академического Большого театра России. Мировые премьеры // Международный музыкальный фестиваль и II научная конференция «Наследие: русская музыка — мировая культура. XVIII – XIX век». Буклет / ред.-сост. А. Е. Максимова, ред. Е. С. Власова. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2009. С. 16–20. (Совместно с Б.В. Мукосеем и С.А. Конаевым.)

Нотная библиотека Большого театра // Наследие: русская музыка — мировая культура. Выпуск 1. Сб. статей, материалов, писем и воспоминаний / сост., ред. и коммент. Е. С. Власовой, Е. Г. Сорокиной. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. С. 17–23. (Совместно с Б.В. Мукосеем и С.А. Конаевым.)

Farewell to St Petersburg. From Arthur Lourié’s memoirs on Russia // Vytautas Bacevičius in Context / Ed. by Rūta Stanevičiūtė and Veronika Janatjeva. Lithuanian Composer’s Union, 2009. P. 135–146.

Семья Жака Маритен и русские музыканты // Музыкальная академия. 2010. № 2. С. 96–102. (Совместно с Михаилом Мейлахом.)

Личные коллекции в архиве нотной библиотеки Большого театра // Информационный бюллетень РБА. № 58. СПб., 2010. С. 122–125.

Венская оперетта в Советской России 1920–1940-х годов: между «сантиментами» и тюремным юмором // Fioretti musicali. Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой / отв. ред. Д. Р. Петров. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. С. 149–166.

Венское издательство «Universal Edition» и музыканты из Советской России: история сотрудничества в 1920–30-е годы. СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова; издательский дом «Галина скрипсит», 2011.

Театральная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы. [Хронограф за 1910–1917 годы] // История русской музыки. Т. 10 В. Книга I. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 481—576.

La famille de Jacques Maritain et les musiciens russes, d’après les archives de Kolbsheim // La revue Russe. 2011. № 35. L’Alsace et la Russie. Numéro spécial publié sous la direction de Rodolphe Baudin. Paris. Institut d’études slaves. P. 125–142.

Русская опера за рубежом: XIX век // Театр. 2012. № 6–7. С. 61–65.

Хроника памяти. Из американских дневников Артура Лурье // Искусство музыки: теория и история. 2012. Вып. 5. С. 158–184. http://imti.sias.ru/upload/iblock/2a4/bobrik.pdf

Boleslav Javorskij su Leonardo da Vinci: concependo l’infinità del movimento. Болеслав Яворский о Леонардо да Винчи: постигая бесконечность движения // Leonardo in Russia. Леонардо в России. A cura de Romano Nanni e Nadia Podzemskaia. Bruno Mondadori Milano 2012. P. 327–362.

Из истории авторского права на музыкальные произведения // Музыкальная академия. 2013. № 1. С. 14–20.

Альбан Берг и Николай Стрельников. Неизвестные эпизоды русской истории «Воццека» // Густав Малер и музыкальная культура его времени / отв. ред. И. А. Барсова. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. С. 318–338.

«Заметки на полях»: оркестровые партии как источник сведений о жизни Большого театра конца XIX — ХХ века // Наследие XVII — XIX века. Выпуск 2. Сб. статей, материалов и документов / сост., ред. и коммент. П.Е. Вайдман, Е.С. Власовой. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. С. 383–396.

Артур Лурье: футурист? // Сто лет русского авангарда / ред.-сост. М. И. Катунян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. С. 92–98.

Балет «Болт»: от премьеры до премьеры / Шостакович Д. Д. «Болт». Балет. Соч. 27. Клавир // Шостакович Д.Д. Новое собрание сочинений. Т. 63. М.: DSCH, 2014. С. 305–312.

Von der Empirik der angewandten Musikforschung zur Musikwissenschaft : Die Formierung der ersten russischen musiktheoretischen Konzeptionen in den Arbeiten der Musikalischen Sektion der GAChN // Kunst als Sprache — Sprachen der Kunst. Russische Ästhetik und Kunsttheorie der 1920er Jahre in der europäischen Diskussion. Zeitschrift für Ästhetik und Allgemeine Kunstwissenschaft, Sonderheft 12. 2014. Felix Meiner Verlag Hamburg, 2014. S. 299–308.

Arthur Lourié: A Biographical Sketch // Funeral Games in Honor of Arthur Vincent Lourié / Ed. by Klara Moricz and Simon Morrison. Oxford University Press Inc., 2014. P. 28–62.

Ю. В. Келдыш в Московской консерватории // Юрий Всеволодович Келдыш. Воспоминания, исследования, материалы, документы. М.: ГИИ, 2015. С. 49–63.

От общечеловеческого к массовому: «инобытие» музыкальной классики в советской культуре. [Рецензия на книгу М. Раку «Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи»] // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 2 (21). С. 192–197.

Две жизни Иосифа Шиллингера. Жизнь первая: Россия. Жизнь вторая: Америка. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. 560 с. Общая редакция, составление комментариев к статьям Шиллингера и к приложениям, составление списка музыкальных сочинений Шиллингера (с. 69‒95, 135‒160, 207‒220, 337‒366, 374‒394, 411‒526, 541‒543).

Интермедия: Берлин 1928. Письма с пути. Публикация и комментарии Бобрик О. // Две жизни Иосифа Шиллингера. Жизнь первая: Россия. Жизнь вторая: Америка. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. С. 221‒232.

Сюита из балета Д. Д. Шостаковича «Болт», соч. 27(а) / Шостакович Д. Д. Сюита из балета «Болт». Соч. 27а Партитура // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. Т. 72. М.: DSCH, 2015. С. 179‒182.

Александр Зилоти за границей: 1883‒1888, 1892‒1900 // Александр Ильич Зилоти (1863‒1945) / cост., текстологич. ред. и комментарии М. Д. Соколовой. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016. С. 59‒69.

«Арап Петра Великого» Артура Лурье: вступление и краткий путеводитель к опере, пока не дождавшейся исполнения // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 1. С. 88−116. http://gnesinsjournal.ru/archives/239

Большой театр — театр Ла Скала: начало сотрудничества // Италия — Россия: четыре века музыки / идея Ч. М. Рагальини. М.: Посольство Италии в Москве, НИЦ «Московская консерватория», 2017. С. 407‒421.

Благоговение перед музыкой. [К юбилею Инны Алексеевны Барсовой] // Музыкальная жизнь. 2017. № 10. С. 58−59.

Сюита из балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век», соч. 22(а) / Шостакович Д. Д. Сюита из балета «Золотой век». Соч. 22а. Партитура // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. Т. 70. М.: DSCH, 2017. С. 93‒97.
Сюита из балета Д. Д. Шостаковича «Светлый ручей», соч. 39(а) / Шостакович Д. Д. Сюита из балета «Светлый ручей». Соч. 39а. Партитура // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. Т. 71. М.: DSCH, 2017. С. 197‒198.

От эмпирики прикладного музыковедения — к музыкальной науке. Формирование первых русских музыкально-теоретических концепций в трудах Музыкальной секции ГАХН // Искусство как язык — языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов. Т. 1. Исследования / под ред. Н. С. Плотникова и Н. П. Подземской при уч. Ю. Н. Якименко. М.: НЛО, 2017. С. 289‒310.

Arthur Serguéiévich Lourié. Le Maure de Pierre le Grand // Lischke A. Guide de l’Opéra Russe. Paris: Fayard, 2017. P. 741‒749.

«Я начал работать в журнале “Советская музыка” в 1958 году…» Интервью с Юрием Коревым к его 90-летию // Музыкальная академия. 2018. № 3 (763). С. 140‒156.

Осуществленные и неосуществленные премьеры сочинений Дмитрия Шостаковича в Большом театре: 1930-е — начало 1940-х годов. Комментарии к нотам из Архива Нотной библиотеки Большого театра России // Современные проблемы музыкознания. 2018. № 4. С. 101‒165.

«Богема» Пуччини в России: 1897‒2018 // Искусство музыки. Теория и история. 2019. № 20. С. 86‒123. http://imti.sias.ru/upload/iblock/1ca/imti_2019_20_86_123_bobrik.pdf

Слово о музыке в русском зарубежье: аннотированный каталог статей русскоязычной газетной периодики рубежа и первой половины ХХ годов // Искусство музыки. Теория и история. 2019. № 20. С. 162‒239. (Совместно с Л. З. Корабельниковой и Л. И. Лющиной.) http://imti.sias.ru/upload/iblock/6af/imti_2019_21_88_97_korabelnikova_bobrik_lutchina.pdf

Wechsel-Wirkungen: Russische Musik im Wiener Verlag Universal-Edition in den 1920er und 1930er Jahren // Der lange Schatten des “Roten Oktober” / hrsg. Primus-Heinz Kucher, Rebecca Unterberger. Peter лLang Berlin, 2019. S. 261–285.

Из истории Энциклопедии «Петр Ильич Чайковский» // П. И. Чайковский. Забытое и новое. Альманах. Вып. 4 / cост. А. Г. Айнбиндер, Г. И. Белонович. М.: Министерство культуры Московской области, ГМЗЧ, ГИИ, 2020. С. 180–193.

24 прелюдии для фортепиано op. 34 Д. Д. Шостаковича / Шостакович Д. Д. 24 прелюдии для фортепиано. Соч. 34 // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. Т. 110 М.: DSCH, 2020. С. 54‒70.

Музыкальные раритеты: сочинения Д. Д. Шостаковича для двух фортепиано / Шостакович Д. Д. Сюита. Соч. 6. Прелюдия Des-dur. Соч. 87а № 15. Концертино. Соч. 94. Тарантелла. Веселый марш. Для двух фортепиано // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. Т. 112 М.: DSCH, 2020. С. 54‒70.

Letters from Aleksandr Veprik to Nadezhda Bryusiva: Germany, Austria, France, June – November 1927 // Zwischen Gewandhaus und Gulag: Alexander Weprik und sein Orchesterwerk — From the Gewandhaus to the Gulag: Symphonic Music by Aleksandr Veprik / ed. by Inna Klause, Christoph-Mathias Mueller. Harrassowitz Verlag, 2020. P. 229–338.

Die Zusammenarbeit zwischen der Universal Edition und der Musikabteilung des sowjetischen Staatsverlags // Deutsch-Russische Musikbegegnungen. 1917–1933. Band 1: Studien / hrsg. von Stefan Weiss. Hildesheim, Zürich, New York: Georg Olms Verlag, 2021. S. 347–368.

Об «Оперных штудиях» Марины Раку [Рецензия на книгу М. Раку «Оперные штудии»] // https://www.classicalmusicnews.ru/articles/marina-raku-opera-book/ Публикация: 14 марта 2021.

С. В. Евсеев. Записная книжка. 1922–1941. Расшифровка, подготовка к публ. и комментарии (при уч. Г. А. Моисеева). М.: НИЦ «Московская консерватория», 2022.