Ссылки
Густав Малер и музыкальная культура его времени
  • Рецензент: Г. В. Григорьева, доктор искусствоведения, профессор; Е. М. Царева, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 344
  • ISBN: 978-5-89598-287-7

Густав Малер и музыкальная культура его времени. В честь 150-летия со дня рождения Густава Малера и 125-летия со дня рождения Альбана Берга: материалы международной научной конференции.

Редакторы-составители: И. А. Барсова, доктор искусствоведения, профессор (ответственный редактор); И. В. Вискова, кандидат искусствоведения, доцент

Сборник «Густав Малер и музыкальная культура его времени» составлен по материалам одноименной научной конференции, которая была приурочена к юбилеям Г. Малера и А. Берга. Он содержит статьи о жизни и творчестве этих композиторов в контексте современного им музыкального искусства. Адресован всем интересующимся проблемами взаимодействия музыкальных культур Австрии, Германии и России.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Номер сборника: 73

Предисловие 5

Список сокращений 8

Густав Малер. Личность и творчество

Инна Барсова. Густав Малер. Взгляд из 2010 года 11

Рейнгольд Кубик. «К сожалению, я остаюсь закоренелым венцем». Малер и Вена: особые отношения 25

Рената Старк-Фойт. «Волшебный рог мальчика». Литературные влияния и язык образов в песнях Густава Малера 39

Людмила Ковнацкая. Малеровский круг Бенджамина Бриттена 53

Сергей Михеев. Наблюдения над творческим процессом Малера. К вопросу о возможности завершения Десятой симфонии 93

Густав Малер и его австрийские современники

Борис Мукосей. Антон Брукнер в Венском университете 115

Наталья Власова. Малер как «воссоздающий художник». К истории постановки оперы А. Цемлинского «Давным-давно» 123

Елена Лагутина. Густав Малер и Генрих Шенкер 137

Наталья Дегтярева. Из переписки Арнольда Шёнберга и Франца Шрекера 147

Екатерина Смыка. Письма Густава Малера к Эрнсту фон Шуху в Дрезденском городском архиве 157

Андрей Дашунин. Оскар Фрид исполняет Вторую симфонию Малера 167

Густав Малер и Россия

 Ада Айнбиндер. К истории постановки «Евгения Онегина» в Гамбурге под управлением Малера 181

Даниил Петров. Первый венский сезон Густава Малера в отзывах русских музыкантов: письма А. Э. Направника к отцу 189

Инна Барсова. «Здешний оркестр просто великолепен». Густав Малер на гастролях в Москве (1897) и в С.-Петербурге (1902 и 1907) 222

Доротея Редепеннинг. Чем обязан советский симфонизм Густаву Малеру? 252

Светлана Савенко. Малеровские следы в современной отечественной музыке 268

 Альбан Берг. К изучению жизни и творчества

Юлия Векслер. Альбан Берг и Густав Малер 281

Клаус Липпе. Об издании Полного собрания сочинений Альбана Берга 293

Екатерина Тараканова. Скрипичный концерт Альбана Берга и «Религия искусства» 307

Олеся Бобрик. Альбан Берг и Николай Стрельников. Неизвестные эпизоды русской истории «Воццека» 318

Сведения об авторах 339

Inhalt 342

Предлагаемый сборник статей составлен по материалам меж­дународной научной конференции, состоявшейся 18–20 октября 2010 года в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Профиль конференции очерчен в ее названии: «Густав Малер и музыкальная культура его времени». Она была приурочена к юбилейным датам: 150-летию со дня рождения Густава Малера и 125-летию со дня рождения Альбана Берга.

Так сложилось в русской малериане: в перипетиях трудной истории ХХ века исследователям биографии и творчества великого австрийского симфониста, ценность которого для мировой музыкальной культуры долгие годы приходилось упорно отстаивать, не удалось сплотить свои силы для серьезного обсуждения, центром которого был бы Густав Малер. Лишь в ХХI веке в России была проведена первая научная конференция, посвященная австрийскому композитору, плодом которой стала настоящая книга.

Еще менее целенаправленно оказалось в России изучение творчества Альбана Берга. Юбилеи композиторов неожиданно совпали. Это дало возможность включить Берга, молодость которого протекала в «эпоху Малера» и под его несомненно сильным влиянием, в малеровские научные чтения.

Основные разделы сборника посвящены как жизни и сочинениям самого Малера, так и его окружению. Вероятно, впервые в русском музыковедении его личность рассматривается в столь широком контексте. Некоторые исследовательские ракурсы заданы в первой статье сборника — «Густав Малер. Взгляд из 2010 года» (Инна Барсова). В дальнейшем они имеют неожиданное преломление. Малер и Брукнер — казалось бы, хорошо известное, традиционное сочетание: ведь Малер слушал лекции Брукнера в Венском университете. Однако речь идет о большем — о противоречивом положении Антона Брукнера в университете, о стеснении свободы мысли, об искренней любви к великому композитору наиболее одаренных студентов, ставших впоследствии крупными музыкантами (статья Бориса Мукосея).

Столь же новы и ракурсы других исследований. В статье Натальи Власовой Малер предстает с неожиданной стороны, как редактор оперной партитуры Александра Цемлинского. Елена Лагутина рассматривает неизвестные доселе аспекты взаимоотношений венского теоретика Генриха Шенкера с музыкой Малера. Екатерина Смыка осветила историю эпистолярного общения Малера с дирижером Эрнстом фон Шухом. Тема статьи Андрея Дашунина — Оскар Фрид как исполнитель Малера. Натальей Дегтяревой рассмотрена не переведенная на русский язык переписка Шёнберга и Шрекера, обогащающая наши представления о венском культурном контексте времен Малера. Вена, таким образом, незримо присутствует почти во всех материалах сборника. Особо ценный вклад в «венскую линию» внесла статья австрийского исследователя, вице-президента Международного Малеровского общества Рейнгольда Кубика «“К сожалению, я остаюсь закоренелым венцем”. Малер и Вена: особые отношения».

На фоне малеровского «европейского континента» подлинным островом предстает «Малеровский круг Бенджамина Бриттена» Людмилы Ковнацкой. Здесь бережно прослежено «внутреннее сродство» с миром малеровской музыки, которое пронизывало всю жизнь английского композитора. Особое место занимает в сборнике оригинальная статья венской исследовательницы Ренаты Старк-Фойт «“Волшебный рог мальчика”. Литературные прототипы, образный язык Густава Малера». Проблематике, связанной с незаконченной Десятой симфонией, посвятил свою статью Сергей Михеев.

Специальный раздел книги посвящен проблеме, которая только начинает привлекать внимание исследователей и читателей, — Малер и Россия. Разнообразие тем не случайно: перед нами еще не исследованное пространство. С одной стороны, Малер, ставящий оперы русских композиторов или дирижирующий ими. В статье Ады Айнбиндер прослежена история постановки «Евгения Онегина» Чайковского в Гамбурге под управлением Малера. С другой стороны, предметом внимания становится встреча Малера с русскими оркестрами во время его гастролей в Москве и Санкт-Петербурге в конце XIX — начале ХХ века. Статья Инны Барсовой «Здешний оркестр просто великолепен» посвящена русской практике оркестрового музицирования, оркестровым ретушам Малера в сочинениях Бетховена, а также состоянию оркестров Мариинского и Большого театров, с которыми работал австрийский дирижер. Уникальные документы — венские письма А. Э. Направника к его знаменитому отцу — лежат в основе работы Даниила Петрова, знакомясь с которой читатель получает возможность провести воображаемое сравнение между Венской оперой (руководимой Малером) и Мариинским театром (с его бессменным капельмейстером Эдуардом Направником).

В работе немецкого музыковеда Доротеи Редепеннинг «Чем обязан советский симфонизм Густаву Малеру?» поставлен вопрос о влиянии Малера на творчество Шостаковича, проявившем себя уже в 1920-е годы. Проблема рассмотрена сквозь призму идей Соллертинского, изложенных им в брошюре «Густав Малер» (1932), практически вытесненной из послевоенного научного обихода редакцией М. С. Друскина, заметно смягчающей вульгарно-социологические акценты оригинала. Воздействие музыки Малера на русских композиторов второй половины ХХ столетия анализирует Светлана Савенко («Отзвуки Малера в современной русской музыке»).

Заключительный раздел сборника, посвященный Альбану Бергу, состоит из четырех, на первый взгляд, изолированных друг от друга статей. Однако в этом «конспекте» еще лишь намеченного в нашей бергиане связного целого имеется своя закономерность. Очерк Юлии Векслер «Альбан Берг и Густав Малер» продолжает и завершает основную линию сборника. Статья Клауса Липпе о полном собрании сочинений Альбана Берга открывает перед читателем неисчерпаемую тему творческой работы композитора в поисках совершенного решения. Статья Екатерины Таракановой «Скрипичный концерт Альбана Берга и “Религия искусства“» предлагает новую интерпретацию сочинения. Работа Олеси Бобрик «Альбан Берг и Николай Стрельников. Неизвестные эпизоды русской истории “Воццека”» наглядно демонстрирует, сколь много нового можем мы узнать, если не станем пренебрегать радостью новых контактов, идя к ним с открытым сердцем.

Инна Барсова