Ссылки
Сто лет русского авангарда
  • Рецензент: О. В. Марченко, доктор философских наук; Р. А. Насонов, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 528
  • ISBN: 978-5-89598-298-3

Автор проекта и научный редактор: М. И. Катунян, кандидат искусствоведения.

Сборник посвящен столетнему юбилею русского художественного авангарда. В него вошли научные материалы, представленные в докладах на международной конференции, состоявшейся 12–16 апреля 2010 года в Московской консерватории.

Авторы сборника имели целью отразить разные стороны небывалого по масштабу и охвату новаторства во всех сферах художественного творчества, отличающего это культурное движение в России 10–30-х годов ХХ века. Междисциплинарный характер сборника отражает многогранность этого явления. Целый ряд статей посвящен творчеству художников разных направлений авангарда: футуристов, супрематистов, конструктивистов, обэриутов. В различных ракурсах обсуждаются их идеи, манифесты, на основе их творчества исследуется философия авангарда, его мифология, а также социология, социокультурная политика, культурология. Авторы рассматривают авангардные явления в разных областях русского искусства: в поэзии, визуальных искусствах, архитектуре, музыке, театре, кинематографе. Несколько статей посвящены новаторским прорывам в области инженерной мысли по изобретению музыкальных аппаратов, заложившей основы электронной музыки. К сборнику прилагается мультимедийный компакт-диск с видео- и аудиоиллюстрациями.

Сборник адресован специалистам в области истории искусства и всем интересующимся отечественной культурой ХХ столетия.

Предисловие 6

Раздел I. 1909–1930. Идеи, манифесты, культурная политика

Дмитрий Сарабьянов (Москва). К ограничению понятия авангард 11

Игорь Воробьёв (Санкт-Петербург). Русский музыкальный авангард 1910–1920-х годов: от утопии к антиутопии 19

Владимир Мартынов (Москва). Наше всё: Малевич, Дюшан, Кейдж 30

Елена Петровская (Москва). Авангард и запрет на изображение 36

Натэла Енукидзе (Москва). «Победа над солнцем»: несколько взглядов на первую футуристическую оперу 42

Анатолий Корчинский (Москва). Чинари-философы и пределы литературы 52

Марина Раку (Москва). РАПМ и АСМ: к проблеме «авангарда» 64

Раздел II. Музыка. Новая звуковая материя

Елена Польдяева (Регенсбург). Николай Обухов: сегодняшняя перспектива 77

Анна Демидова (Москва). «Путь к новой музыке» по Николаю Рославцу 82

Олеся Бобрик (Москва). Артур Лурье: футурист? 92

Светлана Савенко (Москва). Стравинский антимодернист 99

Константин Зенкин (Москва). «Афоризмы» Шостаковича. Авангардный эксперимент композитора-традиционалиста 105

Григорий Лыжов (Москва). «Основные элементы музыки» Б. Яворского: ключи к ладовой теории 113

Лидия Адэр (Санкт-Петербург). Игра двух городов: российские микротоновые состязания 1920-х 127

Гражина Дауноравичене (Вильнюс). Модернизм Микалоюса Константинаса Чюрлёниса: oт криптографии к палиндромам 140

Антон Ровнер (Москва). Вокальные произведения С. Протопопова на тексты русских сказок: проблема индивидуального жанра в русской модернистской музыке 1920-х годов 157

Юлия Крейнина (Иерусалим). О философских интересах Прокофьева: от футуризма и Шопенгауэра к идеям «Христианской науки» 169

Андрей Смирнов (Москва). Пионеры искусства звука в России 176

Константин Дудаков-Кашуро (Москва). Шумовая музыка русского авангарда 208

Андреас Вермайер (Регенсбург). Что осталось от русского музыкального авангарда? Субъективный взгляд с Запада 223

Раздел III. Визуальные искусства. Проекты и эксперименты

Глеб Поспелов (Москва). «Лучизм» Ларионова как предвестие кинетического искусства 231

Ирина Кряжева (Москва). Наталья Гончарова и Мануэль де Фалья: творческие интересы, художественные параллели, личные контакты 237

Любовь Пчёлкина (Москва). Соломон Никритин и Эпоха Проекционизма 243

Дмитрий Хмельницкий (Берлин). Яков Чернихов и его книги 252

Олег Аронсон (Москва). «Реальность» в киноавангарде. (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Артавазд Пелешян) 263

Ян Левченко (Москва). Как сделан советский киносценарий 1920-х годов. В сторону Юрия Тынянова 270

Вадим Щербаков (Москва). Пантомима à la Станиславский 278

Раздел IV. Поэзия. Между «заумью» и абсурдом

Лариса Гервер (Москва). Вероисповедание и богоборчество Велимира Хлебникова 291

Константин Жабинский (Ростов-на-Дону). «Моцартианские мотивы» в стихотворении Велимира Хлебникова «Усадьба ночью, чингисхань!..» К проблеме интерпретации 300

Дарья Суховей (Санкт-Петербург). «Железобетонные поэмы» Василия Каменского 315

Инна Барсова (Москва). Харьковские «давидсбюндлеры». Литературное уклонение Иосифа Шиллингера 326

Илья Кукулин (Москва). Прирученная революционность. Разные типы трансформации авангардной поэтической традиции в конце 1920-х годов 334

Тамара Левая (Нижний Новгород). Поэтика абсурда в русском поэтическом и музыкальном авангарде: Даниил Хармс 357

Левон Акопян (Москва). Музыкальность Хармса 365

Раздел V. 1910–2000-e. Влияния. Переклички. Отголоски

Михаил Павловец (Москва). «Нулевые» и «пустотные» тексты в русской поэзии: от «исторического авангарда» к неподцензурной поэзии второй половины ХХ века 375

Елена Зинькевич (Киев). Украинский авангард: зигзаги истории 385

Екатерина Дмитриева (Москва). Птичий язык русских футуристов и его отголоски в современной французской драматургии (театр Валера Новарина) 399

Галина Григорьева (Москва). Авангард — сюрреализм — постмодерн: Э. Денисов. «Голубая тетрадь» на тексты Д. Хармса и А. Введенского 410

Татьяна Эсаулова (Москва). Концепт числа в вокальном цикле «В стране осок и незабудок» Н. Сидельникова на стихи В. Хлебникова 423

Марианна Высоцкая (Москва). Поэтика абсурда в инструментальном театре Фараджа Караева 433

Елена Николаева (Москва). «Художественные промыслы» Дмитрия А. Пригова и Ираиды Юсуповой 445

Анатолий Цукер (Ростов-на-Дону). От обэриутов к советскому рок-абсурдизму 454

Маргарита Катунян (Москва). От зауми футуристов к метаязыкам актуального искусства 468

Приложение

Франциско Инфанте-Арана (Москва). Немного о смысле будущего. 490

Дмитрий А. Пригов: «Я не произвожу текст, я произвожу художественное поведение» 492

Содержание диска 510

Авторы сборника 512

Именной указатель 515

Феномен русского авангарда поразителен. Сила и мощь его творческих свершений питала европейскую культуру на протяжении всего ХХ века. Масштаб и глубина рожденных им идей — далеко не исчерпанных ХХ веком: они и сегодня переживаются как открытие, как культурный взрыв — указывают на то, что это явление цивилизационного, а не только культурного, значения. Авангард многое провидел и многое спрогнозировал. Он не только создал новый художественный язык ХХ века, но раздвинул границы искусства, породил новые его виды, возвел на иной уровень его самосознание и его влияние на реальную действительность.

Временнáя веха, от которой мы исчисляем столетие авангарда, условна. Это может быть 1909-й — год выхода в свет эссе «Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества к музыке» Николая Кульбина, художника, философа идеолога нового искусства, лидера русских футуристов. Выраженные в форме манифеста, его идеи: «искусства шумов» и микроинтервалики (точнее, свободы от темперации), новой безлинейной нотации и новой гармонии, — по сути, уже есть провúдение новой музыки. Вехой можно считать и «Курган Святогора» Велимира Хлебникова — 1908-й, и проходившую в том же году выставку «Современные течения в искусстве», организованную при участии Кульбина. Тем же годом датируется создание Кульбиным художественной группы «Треугольник», провозглашающей единство искусств — музыки, слова и пластики. Волна художественных «прорывов в будущее» нарастала в 1910, 1911, 1912 и далее. От года к году множилось число творческих групп, объединений, программ, манифестов, статей, выступлений, выставок… Так что празднование столетия авангарда — продолжающийся процесс. Он длится по сей день.

Предлагаемая читателям книга охватывает период 1910–1930-х годов, от футуристов до обэриутов. Но не только. Авангардные влияния рассматриваются в проекции на весь ХХ век (с акцентом на последнюю его треть) и начало XXI века, то есть на наше время, где внимание обращено на многочисленные пересечения современного искусства — поэзии, театра, музыки, кино — с новаторскими идеями 1910–1930-х годов.

В череде многочисленных изданий, посвященных авангардной литературе или изобразительному искусству, кино, театру или архитектуре, настоящая книга выделяется тем, что впервые в кругу других искусств в ней значительное место отведено музыке; таким образом, картина художественной жизни вырисовывается гораздо полнее.

Сборник составлен на основе материалов (докладов, статей, эссе и стенограмм) международной научной конференции, организованной в 2010 году в Московской консерватории и посвященной столетнему юбилею русского художественного авангарда.

Поскольку замысел конференции, а вслед за ней и сборника, состоял в том, чтобы рассмотреть авангардные явления в разных видах искусства, то в ней приняли участие специалисты из разных областей: филологи, искусствоведы, философы, киноведы, театроведы, музыковеды, культурологи. Только так мыслилось с возможной многосторонностью охватить это культурное движение начала ХХ века, оказавшее мировоззренческое влияние на всё последующее столетие и откликающееся в начале века XXI. В этом коллективном интердисциплинарном труде рассматриваются основополагающие новаторские идеи и различные их воплощения в творчестве. Обсуждаются вопросы — остро актуальные, высказываются суждения — подчас не бесспорные, возможно, даже полемические, освещающие проблематику с разных полюсов и в разных горизонтах, что служит убедительным доказательством того, что авангард не постигнут и не осмыслен до конца, но продолжает раскрываться в своей многомерности.

Первый раздел книги «1909–1930 годы. Идеи, манифесты, культурная политика» построен как общий взгляд на эпоху и нацелен на панорамный охват авангардных новаций в разных видах искусства и в разных ракурсах: от общих фундаментальных идей — утопии и социальной мифологии (И. Воробьёв), философии (В. Мартынов, Е. Петровская) к социально- и культурно-политическим реалиям (М. Раку), а также к ключевым — манифестным — преломлениям и интерпретациям. Это статьи о кубофутуристической «Победе над солнцем» (Н. Енукидзе) и о философском аспекте текстов чинарей (А. Корчинский). Открывает этот блок статья, уточняющая понятие авангард (Д. Сарабьянов), во многом объединяющая и обобщающая различные точки зрения.

Второй раздел «Музыка. Новая звуковая материя» составлен из статей музыковедов об авангарде 1910–1930-х годов. В нем большая часть отводится персоналиям: Н. Обухова (Е. Польдяева), Н. Рославца (А. Демидова), А. Лурье (О. Бобрик), И. Стравинского (С. Савенко), раннего Д. Шостаковича (К. Зенкин), С. Прокофьева (Ю. Крейнина), Б. Яворского (Г. Лыжов), С. Протопопова (А. Ровнер), М. Чюрлёниса (Г. Дауноравичене). Здесь же помещены статьи обобщающего и обзорного характера: аналитический «взгляд со стороны» на русский музыкальный авангард с точки зрения баланса идей и их воплощения (А. Вермайер), статьи о развитии в России направлений «микротоновой» (Л. Адэр) и шумовой музыки (К. Дудаков-Кашуро), о зарождении в России направления электронной музыки на основе звукового синтеза от истоков до синтезатора АНС (А. Смирнов).

В третьем разделе «Визуальные искусства. Проекты и эксперименты» помещены статьи об изобразительном искусстве — об идеях кинетизма у М. Ларионова (Г. Поспелов), испанской теме в работах Н. Гончаровой и о творческих параллелях с М. де Фальей (И. Кряжева), о проектах С. Никритина (Л. Пчёлкина), об архитекторе, графике, теоретике архитектуры Я. Чернихове (Д. Хмельницкий). К ним примыкают статьи о пантомиме à la Станиславский в драматическом театре (В. Щербаков), эстетике и поэтике киносценариев 1920-х годов (Я. Левченко), сравнительный анализ киномонтажа в авангардных лентах С. Эйзенштейна и Д. Вертова — и в фильмах А. Пелешяна, режиссера-документалиста второй половины ХХ века (О. Аронсон).

Четвертый раздел сборника «Поэзия. Между “заумью” и абсурдом» объединяет статьи, представляющие сегодняшний взгляд на графическую поэзию — «железобетонные поэмы» В. Каменского (Д. Суховей), содержащие анализ и комментарии поэзии В. Хлебникова (Л. Гервер, К. Жабинский), И. Шиллингера (И. Барсова), наблюдения над разными типами трансформации авангардной поэтической традиции 1920-х годов (И. Кукулин), обсуждения с разных позиций абсурдистских текстов обэриутов (Т. Левая, Л. Акопян).

Пятый раздел книги «1910–2000-е. Влияния. Переклички. Отголоски» посвящен отражению актуальных идей авангарда в искусстве нашего времени. Сюда вошли статьи о современных воплощениях футуристической и обэриутской эстетики в музыке Э. Денисова (Г. Григорьева), Н. Сидельникова (Т. Эсаулова), Ф. Караева (М. Высоцкая), о современном опыте театрально-музыкального синтеза — медиа-операх И. Юсуповой в сотрудничестве с Д. А. Приговым (Е. Николаева). Сюда же включена статья о музыкальном, поэтическом и художественном авангарде и современных перекличках с ним в современной музыке Украины (Е. Зинькевич).

В этом разделе размещены статьи о «нулевых» и «пустотных» текстах в авангардной и в современной поэзии (М. Павловец), о «зауми» в современной французской драматургии на примере В. Новарина (Е. Дмитриева), об абсурдистской рок-поэзии, в частности, Сергея Курёхина (А. Цукер), о метаязыках в русскоязычном литературном андеграунде и в «заумных» текстах композиторов Т. Михеевой, В. Николаева, В. Мартынова, а также в театре А. Васильева (М. Катунян).

Приложение содержит эссе Ф. Инфанте-Арана о К. Малевиче и стенограмму выступления Дмитрия Александровича Пригова, которое состоялось в Доме журналистов (июнь 2007 года) и концептуально полностью вписывается в контекст сборника. Характер стенограммы сохранен.

К книге прилагается мультимедийный диск, который содержит иллюстративный материал к статьям. Это:

• репродукции картин, схем и рисунков к статьям Г. Поспелова, Е. Зинькевич, Л. Пчёлкиной;

• фрагменты кинолент с демонстрацией техник киномонтажа к статье О. Аронсона;

• музыка А. Загайкевич к статье Е. Зинькевич; • к статье Д. Суховей прилагается фрагмент мультипликационной кинокомпозиции на основе графической «железобетонной» поэмы В. Каменского «Танго с коровами». Режиссер фильма А. Горнон, композитор А. Следин, анимация А. Горнон, звукорежиссер А. Ксенофонтов, консультант А. Крусанов;

• фрагмент композиции В. Мартынова «Илиада» к статье М. Катунян.

Маргарита Катунян