Ссылки
Две жизни Иосифа Шиллингера. Жизнь первая: Россия. Жизнь вторая: Америка
  • Рецензент: М. C. Высоцкая, доктор искусствоведения, профессор; Е. М. Двоскина, кандидат искусствоведения, преподаватель; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент; Г. А. Моисеев, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 560
  • ISBN: 978-5-89598-314-0 (в пер.)

Автор проекта, составитель А. Л. Бретаницкая

Общая редакция О. А. Бобрик

Редакционная коллегия: И. А. Барсова, О. А. Бобрик, Е. А. Дубинец, М. П. Рахманова


Сборник посвящен жизни и творчеству Иосифа Шиллингера (1895–1943) — русско-американского композитора-авангардиста, теоретика искусства, пропагандиста электронной музыки и джаза, легендарного педагога, создателя оригинальной системы музыкальной композиции, основанной на математических принципах. В 1920-е годы Шиллингер был одной из заметных фигур музыкальной жизни Советской России (Харьков, Ленинград). В 1928 он эмигрировал в США, где активно сотрудничал с Л. Терменом, Дж. Гершвином и другими. Двухчастная структура книги отражает эти два жизненных этапа.

Помимо музыкального творчества Шиллингера в сборнике представлены его литературные труды (статьи и поэмы). В него также вошли воспоминания о Шиллингере и исследования современных музыковедов, список музыкальных сочинений и аннотированная библиография. Сборник основан на уникальных документах из российских, украинских и американских архивов, а также на периодике 1910–1950-х годов. Он является первой масштабной публикацией о Шиллингере на русском языке.

Адресован музыкантам-профессионалам и всем, интересующимся историей искусства ХХ столетия.

Инна Барсова. Россия промолчала 5

От редакционной коллегии 7

Жизнь первая. Россия

Инна Барсова. Путь композитора 11

Харьков

Иосиф Шиллингер. Скрижаль Теурга 69

Иосиф Шиллингер. Светлая Весть 84

Валерия Кравец, Татьяна Бахмет. Явление пророка 96

ИОСИФ ШИЛЛИНГЕР. СТАТЬИ 1919–1923 135

Важнейшие течения в современной русской музыке. Импрессионизм 135

Народно-коллективное творчество как фактор обновления творчества индивидуального 138

Концерты филармонии 140

Концерты государственного оркестра 142

Шопен. 3-й концерт пианиста Орлова 143

Записки композитора. Новая эра музыки 144

Наше музыкальное сегодня 146

О методах приобщения пролетариата к музыкальной культуре 152

Музыка и быт 156

Петроград / Ленинград

Елизавета Иванова, Людмила Ковнацкая. Иосиф Шиллингер в материалах и документах: хронология 1920-х (Ленинград) 161

ИОСИФ ШИЛЛИНГЕР. СТАТЬИ 1922–1927 207

В преддверии нового Баха 207

Симфоническая драма 209

Об импровизации и прикладной композиции (имприк) 213

Персимфанс как завоевание Октябрьской музыкальной культуры 217

О современной музыке 219

Интермедия: Берлин 1928

Письма с пути. Публикация и комментарии О. Бобрик 221

Жизнь вторая. Америка

Елена Дубинец. «…Перерос музыку как таковую» 235

О теоретических изысканиях Шиллингера

Лу Пайн. Забытое творчество 267

Елена Дубинец. О «Системе музыкальной композиции» 272

Елизавета Иванова. О «Математических основах искусств» 297

Юрий Холопов. Россия и Америка. К теории И. М. Шиллингера 325

ИОСИФ ШИЛЛИНГЕР. СТАТЬИ И ТЕЗИСЫ: 1930-е — 1940-е 337

Разновидности музыкального опыта 337

Как создавать музыку, или Создание музыки 339

Калейдофон. Новые ресурсы мелодии и гармонии. Звукоряды в соотношении с аккордовыми структурами 341

Шиллингер глазами учеников, коллег, оппонентов

Арнольд Шоу. Что такое «Система Шиллингера»? 344

Генри Кауэлл. Джозеф Шиллингер — композитор 347

Николай Слонимский. Шиллингер — уроженец России, гражданин мира 349

Николай Слонимский. Из книги «Абсолютный слух» 352

Григорий Шнеерсон. Американская музыкальная инженерия 354

Электронная музыка. Кинопроекты

Лу Пайн. Лев Термен и Джозеф Шиллингер: электронная музыка 367

ИОСИФ ШИЛЛИНГЕР. СТАТЬИ 1929–1937 374

О терменвоксе. Вместо интервью 374

Судьба звукового искусства 377

Электрификация музыки 385

Первая аэрофоническая сюита 393

Ольга Манулкина. Композиция для ритмикона и четырех модернистов 395

Чарлз Превин. Влияние Шиллингера на киномузыку 408

Иосиф Шиллингер. Проект для Уолта Диснея 411

После ухода: письма, воспоминания

Из переписки Эрла Брауна 413

Фрэнсис Шиллингер. Воспоминания 423

Приложение

Анкета по психологии музыкального творчества 515

Лу Пайн. Материалы к изучению жизни и творчества Шиллингера 527

Список музыкальных сочинений Иосифа Шиллингера 541

Список аббревиатур и сложносокращенных слов 544

Сведения об авторах 546

Указатель имен 547

Открывающая книгу заметка И. А. Барсовой из московской правозащитной газеты «Экспресс-Хроника» появилась в год столетия со дня рождения Иосифа Шиллингера1. Она положила конец забвению музыканта на его родине и послужила первым импульсом к созданию монографического сборника, посвященного всем этапам жизни этого оригинального теоретика и экспериментатора, оставившего заметный след во многих областях современного искусства.

Замысел предлагаемого сборника принадлежал редактору серии «Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах» Алле Бретаницкой, под предводительством которой в конце 1990-х — начале 2000-х работала большая бригада исследователей и переводчиков (из России, Украины, США)2. Когда Алла так рано и так внезапно ушла из жизни (2003), доработкой материалов занялись ее мама, музыковед Людмила Карагичева-Бретаницкая и художественный редактор серии Евгения Воронова, позднее Марина Рахманова, затем Олеся Бобрик.

В целом работа была завершена в 2003 году, но по разным причинам книга более десяти лет ожидала публикации. Ее своеобразная органика, развитие внутренних линий, соотношение частей являются естественной проекцией творческой биографии Шиллингера. Канва повествования намечена в последовательности авторских текстов (стихов, статей, заметок) и дополняющих, комментирующих их исследовательских материалах. 1928 — год эмиграции композитора из России — делит книгу на две части, содержание которых достаточно контрастно.

Первая часть — это кадры и эпизоды не только биографии Шиллингера, но и истории русской музыкальной культуры послереволюционного десятилетия; теории здесь немного — она встречается разве только в инструктивных текстах самого Шиллингера и в статье И. А. Барсовой, посвященной его музыкальным произведениям русского периода. Во второй части речь идет о шиллингеровском методе композиции, его приложении к музыкальной материи, большое место уделено биографическим (преимущественно мемуарным) повествованиям. Особое значение имеют статьи Елены Дубинец, обнаружившей в американских архивах многие документы и по сути сформировавшей вторую часть предлагаемого труда.

Путь книги к читателю оказался долгим и трудным. На последнем этапе ее подготовки к печати (2014–2015) многие вошедшие в ее состав материалы были дополнены и уточнены благодаря появившимся за последнее время новым сведениям — как в изданных печатных трудах, так и на различных интернет-ресурсах3.

Это также касается переводов с английского, за помощь в редактировании которых мы глубоко признательны Левону Акопяну.

Все примечания к публикуемым текстам Шиллингера и текстам о нем, относящимся к периоду 1910–1960-х годов, принадлежат Олесе Бобрик. Исключения оговариваются специально.

Благодарим за участие в судьбе этой книги Александра Белокобыльского, Наталью Власову, Григория Воронова, Антонину Грек, Сергея Конаева, Григория Лыжова, Григория Моисеева, Михаила и Елену Рейзиных, Александра Соколова, Екатерину Чащину.

С чувством глубокой признательности вспоминаем об авторах, которые не дождались ее выхода в свет — это Валерия Федоровна Кравец и Юрий Николаевич Холопов, чья статья «Россия и Америка. К теории И. М. Шиллингера» стала, вероятно, одной из последних работ выдающегося ученого.


1 Барсова И. А. Россия промолчала (К столетию со дня рождения [Шиллингера]) // Экспресс-Хроника. [гл. ред. А. П. Подрабинек.] 1995. 30 августа. № 32 (418). С. 2. Статья перепечатана с отдельными уточнениями.

2 Ранее в этой серии увидели свет монографические сборники: Петр Сувчинский и его время / авт. проекта, ред.-сост. А. Бретаницкая. М., 1999. (Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах; кн. 1); Иван Вышнеградский. Пирамида жизни: Дневник, статьи, письма, воспоминания / сост. и ред. А. Бретаницкая. М., 2001. (Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах; кн. 2).

3 Большое количество ссылок сосредоточено на интернет-странице: URL://https://en.wikipedia.org/wiki/Joseph_Schillinger (Дата обращения: 10.10.2015). Основные сведения об архиве Шиллингера в Нью-Йоркской публичной библиотеке исполнительских искусств см. на сайте NYPL: http://archives.nypl.org/ mus/20362 #overview (Дата обращения: 10.10.2015). Среди изданий, в которых упоминается Шиллингер, укажем на книги: Слонимский Н. Абсолютный слух: история жизни / пер. с англ. Н. Кострубиной, В. Банкевича. СПб., 2006; З музично-педагогічного та дослідницького досвіду: Збірка статей. Вип. 2 / упорядник Г. І. Ганзбург; загальна редакція А. С. Зареченської. Харків, 2008; Наследие: Русская музыка — мировая культура. Вып. I / ред.-сост. Е. С. Власова, Е. Г. Сорокина. М., 2009; Манулкина О. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. СПб., 2010; Бобрик О. Венское издательство «Universal Edition» и музыканты из Советской России. СПб., 2011; Культурна спадщина Слобожанщини. Культура, мистецтво, філософія, охорона пам’яток: Збірка науково-популярних статей. Вып. 24 / головний редактор Ю. І. Палкін. Харьков, 2011. Сто лет русского авангарда: сборник статей / ред.-сост. М. И. Катунян. М., 2013.

Обращаем также внимание читателя на публикации Вячеслава Фрекена в харьковской прессе, а также на серию статей Елизаветы Ивановой, посвященных теоретическим разработкам Шиллингера (2004–2014, см. перечень в сноске на с. 297 наст. сборника).