Записная книжка. 1922–1941


  • Автор: С. В. Евсеев
  • Рецензент: Е. С. Власова, д. иск., проф.; А. М. Меркулов, к. иск., проф.; Д. В. Смирнов, к. иск., доц.
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2022
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 496
  • ISBN: 978-5-89598-429-1 (в пер.)

Расшифровка, подготовка к публикации и комментарии О. А. Бобрик, кандидат искусствоведения; при участии Г. А. Моисеева, кандидата искусствоведения.

Публикуемая впервые «Записная книжка» музыковеда, композитора и педагога Сергея Васильевича Евсеева (1894–1956) представляет собой уникальный исторический документ (оригинал хранится в частном архиве). Дневниковые записи охватывают период с апреля 1922 по 22 июня 1941 года. В них отражены повседневный быт Московской консерватории, музыкальная и театральная жизнь советской столицы, деятельность различных культурно-общественных организаций, кружков, издательств, подробности жизни профессорско-преподавательской среды той эпохи. По информационной насыщенности «Записная книжка» займет достойное место в ряду других мемуарных источников этого времени.

Издание адресовано специалистам-музыковедам, фольклористам, театроведам, киноведам и всем интересующимся отечественной культурой раннесоветского периода.

Предисловие 4

1922 год 9

1923 год 25

1924 год 40

1925 год 52

1926 год 70

1927 год 96

1928 год 126

1929 год 158

1930 год 198

1931 год 231

1932 год 263

1933 год 285

1934 год 304

1935 год 322

1936 год 336

1937 год 357

1938 год 378

1939 год 400

1940 год 419

1941 год 441

Приложение 1 Концерты в Музыкальной школе имени С. И. Танеева 453

Приложение 2 Беседа Олеси Бобрик с Мариной Сергеевной Евсеевой 454

Приложение 3 Список музыкальных произведений С. В. Евсеева 464

Список аббревиатур и сложносокращенных слов 471

Указатель имен 475

Имя Сергея Васильевича Евсеева (1894−1956) знакомо большинству музыкантов лишь по «бригадному» учебнику гармонии, без малого столетие незаменимому для тех, кто приступает к изучению этого предмета. Долголетие этой книги по-своему уникально. В то время как многие ее «сверстницы» уже принадлежат истории, она по-прежнему является «практическим» учебником, как это значилось на титуле первого издания1.

Фамилией на обложке учебника гармонии, по сути, и ограничивается наше знакомство с Евсеевым. Каким же представляется тип его творческой личности при ближайшем рассмотрении? Универсальный музыкант, практик и теоретик в одном лице, он был активен как концертирующий пианист, педагог-просветитель, музыковед, обладавший феноменальными слухом и памятью, композитор — автор трех симфоний, нескольких концертов, множества хоровых, камерных вокальных и инструментальных сочинений. Ученик Г. Л. Катуара, С. И. Танеева и А. Б. Гольденвейзера, выпускник Московского университета2 и Московской консерватории, Евсеев был профессионалом в полном смысле слова и носителем академической культуры. Возможно, как композитор он не обладал той степенью оригинальности и яркости, которая обеспечила бы широкое признание его творениям. Ощущение масштаба подобных личностей, очевидное для современников, неизбежно утрачивается вместе с живой памятью непосредственных учеников и коллег.

С 1922 года до конца жизни Евсеев работал в Московской консерватории, преподавая различные музыкально-теоретические дисциплины (главным образом, гармонию и полифонию). Одновременно он с увлечением занимался музыкальным просветительством, концертировал, организовывал концерты-лекции на заводах и фабриках, руководил Государственной музыкальной школой имени С. И. Танеева в Замоскворечье, писал статьи для различных журналов («К новым берегам», «Музыкальная новь», «Музыкальное образование» и других). В 1920–1930-е годы, когда музыкальная жизнь сопровождалась потрясениями в виде реформ, смен руководств, противоборств группировок, Евсеев, человек принципиально внепартийный, был одним из тех, кто обеспечивал стабильность и преемственность образовательного процесса.

Именно этим — ясностью, профессиональной и человеческой честностью в оценке событий — особенно ценна, на мой взгляд, его «Записная книжка». Описанные в ней события относятся к периоду с апреля 1922 года по 22 июня 1941 года — первый день Великой Отечественной войны. Этот удивительный документ эпохи — одна из реликвий, до сих пор сохраняемых потомками музыканта (весь остальной его архив был передан ими в Российский национальный музей музыки). Его публикацию доверила мне внучка композитора, профессор Московской консерватории Марина Сергеевна Евсеева.

Необычен сам внешний вид этой книжки: в блокноте миниатюрного формата (9 х 14 сантиметров) благодаря бисерному почерку Евсеева поместилось более 20 авторских листов текста3. Записи скрупулезно фиксируют подробности повседневной жизни: события в консерватории и музыкальных организациях, посещение концертов, спектаклей, лекций и кино, списки прочитанной литературы, композиторское творчество и работа над статьями и книгами, жизнь семьи, включая впечатления от поездок по стране во время летнего отпуска, общение с друзьями и коллегами — А. Б. Гольденвейзером, С. Е. Фейнбергом, Г. Л. Катуаром, Г. Г. Нейгаузом, Н. Я. Мясковским и многими другими. Плотность и цельность «плетения» событийной ткани составляют важнейшее достоинство этого документа. Как известно, подобные источники по истории музыкальной жизни Москвы и Московской консерватории в 1920–1930-е годы можно пересчитать буквально по пальцам. На поверхности лежит сравнение с дневником А. Б. Гольденвейзера, последовательное издание которого обрывается 1929 годом4. Систематичность и подробность записей Евсеева позволяют назвать его «Записную книжку» своего рода летописью музыкальной жизни Москвы 1920-х — начала 1940-х годов. Чтобы рельефнее показать это, я старалась создать контекст для его высказываний, не только комментируя их, но и сопоставляя с другими аналогичными текстами, посвященными той же теме или событию.

«Записная книжка» сохранилась полностью. Края листов иногда повреждены или залиты кляксами, поэтому части слов приходилось восполнять. Для удобства чтения сокращенные Евсеевым слова в большинстве случаев приводятся полностью. Если расшифровка вызывает сомнения, вопросы и варианты заключены в квадратные скобки.

Текст документа публикуется целиком, не исключая титульных листов, которые воспроизведены на цветной вклейке. Там же представлены две начальные страницы, содержащие списки адресов и телефонов московских коллег Евсеева — К. С. Алексеева, А. Б. Гольденвейзера, А. Т. Гречанинова, О. Я. Дунович, А. В. Игнатьева, Г. Л. Катуара, Б. Б. Красина, П. Д. Крылова, П. А. Ламма, Н. Я. Мясковского, В. В. Нечаева, Н. В. Тугаринова, А. Н. Юровского. Среди них значится также парижский адрес Л. Э. Конюса5. Следующие две страницы, содержащие список имен композиторов-классиков, музыка которых звучала на концертах в Музыкальной школе имени С. И. Танеева, воспроизведены в Приложении I. В Приложении II помещена моя беседа с профессором Московской консерватории Мариной Сергеевной Евсеевой (внучкой Сергея Васильевича); в Приложении III — список музыкальных произведений Евсеева. Комментарии к дневниковым записям оформлены в виде постраничных сносок. Если то или иное имя имя не аннотировано, это означает, что сведений о персоналии найти не удалось. При подготовке рукописи к публикации ее текст был приведен в соответствие с правилами современного русского языка. При этом сохранен ряд авторских особенностей орфографии и грамматики, характерных для эпохи. Без изменений оставлено также написание и употребление отдельных слов (например, «санатория» и «фильма» — до середины 1930-х годов Евсеев употребляет их преимущественно в женском роде). Благодарю заведующую кафедрой истории русской музыки МГК, доктора искусствоведения, профессора И. А. Скворцову за помощь в организации расшифровки текста «Записной книжки», а также тех, кто принимал непосредственное участие в расшифровке — А. М. Маркевич, А. С. Пастушкову, А. В. Полулях, Е. А. Резникову. За внимательное прочтение предварительного варианта текста и ценные советы — Е. С. Власову, Г. В. Григорьеву, А. М. Меркулова и Д. В. Смирнова. За дополнение ее неопубликованными материалами из архива А. Б. Гольденвейзера — Л. Л. Тумаринсона. За помощь в уточнении хронологии создания и исполнения сочинений Евсеева по материалам РНММ — А. В. Комарова. Сердечная благодарность Марине Сергеевне Евсеевой, которая поддерживала меня и помогала на всем протяжении подготовки рукописи к изданию. Настоящее издание станет первой из двух книг, посвященных С. В. Евсееву. В состав второй книги планируется включить его «Воспоминания о С. И. Танееве», а также статьи современных исследователей о занятиях Евсеева у Танеева, о деятельности Евсеева как музыкального просветителя, о его фортепианном и хоровом творчестве, об истории появления на свет «бригадного» учебника гармонии, а также воспоминания о Евсееве и документы к его биографии.

Олеся Бобрик


1 Практический курс гармонии. Ч. 1, 2. Рекомендовано инспекцией по МУЗО Наркомпроса РСФСР / бригада историко-теоретической кафедры МГК: И. Способин, С. Евсеев, И. Дубовский, В. Соколов. М.: Музгиз, 1934, 1935.

2 Евсеев был выпускником юридического факультета Московского университета 1916 год

3 При подготовке текста к изданию я опиралась на рукописный оригинал, в отдельных случаях сверяясь с хранящейся в личном архиве Марины Сергеевны Евсеевой машинописной расшифровкой, осуществленной вдовой композитора Екатериной Васильевной Евсеевой.

4 Гольденвейзер А. Б. Дневник / сост. Е. И. Гольденвейзер, Л. И. Липкина. Тетр. 2–6. М.: Тортуга, 1997.

5 Paris. 29 Avenue de La Motte Piсquet. Этот адрес в «Записной книжке» перечеркнут.