Старинная музыка №3 (49) 2010
  • Издательство: ООО Литературное агентство «ПРЕСТ»
  • Тираж: 1000 экз.
  • К-во страниц: 38
  • ISBN: 1999–6810

Журнал «Старинная музыка» издается со второго полугодия 1998 года с периодичностью 4 раза в год. С 3 номера 2010 года журнал выходит под эгидой НИЦ Методологии исторического музыкознания Московской
государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

С 2008 года журнал «Старинная музыка» включен Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук».

Портреты Ренессанса.

С. Иванова (Москва). Неизвестные женщины-композиторы XVI века 2

Статья о неизвестных отечественному читателю женщинах-композиторах эпохи Возрождения. В центре внимания автора – правившая в Нидерландах эрцгерцогиня Маргарита Австрийская, королева Англии Анна Болейн, а также итальянка Маддалена Казулана — первая в истории женщина, чьи сочинения были изданы.
Ключевые слова: женщины-композиторы; Ренессанс; мадригал; Маргарита Австрийская; Анна Болейн; Маддалена Казулана

Поэзия и музыка

С. Сараева (Новосибирск). Специфика миннезингерского шпруха 6

Статья посвящена одному из основополагающих жанров немецкого миннезанга – шпруху. Автор прослеживает его эволюцию с конца XII до начала XV века, проводя отдельные параллели с искусством европейских менестрелей. Предложена типология шпрухов в опоре на факторы содержания и функциональности. Музыкальная специфика жанра шпруха выявляется путем анализа его стилистики (характера мелодики, использования мелизматики, типа метроритма и др.).
Ключевые слова: шпрух, миннезанг, средневековая поэзия, Вальтер фон дер Фогельвейде

Текст и исполнительство

С. Шабалтина (Киев). «Токката» или «Прелюдия». История одного названия 10

Статья посвящена факту переименования И.С. Бахом первой части партиты e-moll (BWV 830) из прелюдии в токкату. Рассматривая исторические предпосылки такой замены, автор указывает на родство баховской пьесы с импровизационными традициями итальянской барочной токкаты и французской бестактовой прелюдии, а также обращает внимание на важность этих сведений для исполнителей, стремящихся лучше понять и более точно воплотить авторский замысел.
Ключевые слова:
И.С. Бах; токката; прелюдия; Clavierübung

Звучащие числа

М. Блажевич (Тюмень). «Математика веры» в музыке Дитриха Букстехуде.
Числовая символика в хоральной фантазии «Nun freut euch, lieben Christen g’mein» (BuxWV 210) 13

На примере анализа хоральной фантазии Д. Букстехуде «Nun freut euch, lieben Christen g’mein» (BuxWV 210) показан один из возможных подходов к анализу барочной музыки, который основан на традиционной для композиторов той эпохи числовой символике. Применение данного метода оказывается особенно эффективным в сочетании с традиционными музыковедческими аналитическими приемами.
Ключевые слова: Д. Букстехуде; М. Лютер; протестантский хорал; хоральная фантазия; органная музыка; числовая символика

Музыкальный театр

М. Сапонов (Москва). Либретто «Орфея» Монтеверди: опыт истолкования 20

Автор предлагает полный перевод на русский язык текста венецианского издания «Орфея» К. Монтеверди 1609 года со своими комментариями и вводной статьей об обстоятельствах первых постановок оперы.
Ключевые слова: ранняя опера; либретто; музыкальный театр Италии XVII века; К. Монтеверди

Текст венецианского издания оперы К. Монтеверди «Орфей» (перевод на русский язык М. Сапонова) 24